Живая Арктика. 1999, №1.
1 .0 Т БИОМАССЫ- К ИНДИВИДУУМУ В ибрирует, вздрагивает биологический мир, колы шется, расползается, сжимается, окрашивается то злостью, то усталостью, то новым сексуальным напо ром, делится на острова народов и рас, стай и стад. И дышит. Кто жабрами, кто легкими, кто всей незащи щенной кожей. Два встречных незримых потока посто янно пронизывают друг друга: на землю спускаются одни души, а от нее отлетают другие. И это движение есть безусловная часть неведомого нам и непознаваемого ме ханизма, именуемого Жизнью. То, что биологи именуют биомассой, есть живая, в разной степени разумная плесень, отличающаяся спо собностью превращать с помощью сложных физико-хи- мических процессов неорганическую материю в органи ческую. Эта способность сохраняется в плесени до тех пор, пока она обладает катализатором жизни. Мёртвая органика распадается на свои неорганические состав ляющие, становясь прахом, землёй. Плесень обустраи вает мир вокруг себя. Любимый биологами дождевой червяк формирует слой гумуса вовсе не потому, что хо чет угодить хлебопашцу. Он обустраивает свой собствен ный мир. Твари земные метят (каждый по своему) тер ритории обитания. Армия овец и без человека способна опустынить какую-нибудь новую Сахару. А человек... А человек - единственный из всех живущих на зем ле - способен выступать в качестве активного преобра зователя природы, со-творца, творца новой природы го родов, "окультуренных" земель, рукотворных лесов и озёр, творца условно жизнеспособных локальных миров, субмарин и космических кораблей. Он, безусловно, заз нался, крыша у него едет довольно давно. И, осознавая собственное сумасшедшее сверхтворчество как беду (в том числе и для себя), он уже не может остановиться. Бедный Чарльз Дарвин, пытавшийся распознать эта пы творения, превратился в знамя биологического аван гарда, а его великая борода, привязанная к древку, бес помощно реет над очередным самомнением человече ства. Держась за эту бороду, человечество набросилось на антропоцентризм, и вот уже сколько лет пытается пе ревести сознание Человека (как Венца Творения) на уро вень гидры или амебы (во имя всеобщего равенства ви дов). Даже в этом своем анархистском заблуждении че ловек выступает как Венец. А самоуничижение челове ческих особей и их групп есть не более, чем ложная ас кеза людей, потерявших Бога, а вместе с Ним - смысл. И тогда смысл превращается во что угодно. То есть, любая формула превращается в смысл, любой болез ненный бред - в истину. Что уж говорить о философии сообществ (стран, сгруппированных и рассеянных народов, рас). При всей борьбе внутри этих сообществ, для внешних объектов они пытаются выступать в качестве единого организма (это похоже на то, как юриспруденция наделила органи зации (т.н. юридические лица) правами, ответственнос тью, именем - то есть тем, чем обладает физическое лицо). И целые страны, целые народы ведут себя как отдельные персоналии, навязывающие другим свои взгляды силой, или сгибаясь перед чужой волей, или продолжая древнюю борьбу за выживание в лесах Ама зонки, куда еще не докатилась массово крутая волна цивилизации. Обман, коварство, декларация прав на владение при родными богатствами и другими людьми, различные фор мы военного и политического насилия - это и есть мо ральный кодекс сегодняшних групп, составляющих че ловечество. Расовая и религиозная нетерпимость-лишь частные проявления общей схемы. Надутый агрессив ный патриотизм и космополитизм - две стороны одной и той же медали, ибо те, кто говорит о едином человече стве, на самом деле предполагает навязывание одной группе людей своих собственных ценностей (пусть даже неявно). Когда одна группа людей говорит другой: "Не отказывайтесь от своего Бога! Вы просто не отрицайте наших!" - этого достаточно ровно на то, чтобы объект уговоров признал многобожие. Все войны, какова бы ни была их природа, есть трус ливое продолжение философии отдельных людей, сбив шихся в стаи или рожденных в этих стаях. И потому оче 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz