Живая Арктика. 1999, №1.
ную жизнь похлеще имущественного неравенства. В крес тьянской же среде еще и перед самым XX веком новые учебные порядки казались пришедшими "от лукавого": де ревенские домохозяева легко отказывались от "порченой" рационалистической школы в пользу проверенного века ми домашнего обучения, обходившегося даже и без книж ной грамотности. Эта доморощенная альтернатива звучно описана на шим историком Василием Ключевским. "Кодекс древнего домашнего воспитания состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное - учение о долге душевном, или дело спасения души, стро ение мирское - наука о гражданском общежитии, и стро ение домовое - наука о хозяйственном домоводстве. Шко лой душевного спасения для мирян была приходская цер ковь с ее священником, духовным отцом своих прихожан. Его преподавательские средства - богослужение, испо ведь, поучение, пример собственной жизни. Учение, пре подаваемое приходским священником, разносилось по домам старшими его духовными детьми, домовладыками. Отец семейства был настоящий народный учитель на Руси, он считал в составе своего семейства не только свою жену идетей, но и домочадцев, то есть живших в его доме млад ших родственников, слуг с семействами тех и других. Это было его домашнее царство, за которое он нес законом установленную ответственность перед обществом: здесь он был не только муж и отец, но и прямо назывался госу дарем. Труд воспитания дома он делил с женою, своею непременной советчицей и сотрудницей. Она также госу дарыня для дома, только при муже не ответственная пе ред общественной властью. Муж распоряжается в доме, жена держит порядок. Он создает достаток для дома, она уделяет бедному избыток, не расходуя лишнего. Муж так ведет дела в обществе, чтобы была спокойна семья; жена так ведет дом, чтобы муж вне дома был спокоен за се мью. Он направляет ум жены, она направляет сердце мужа. Весь мир Божий в этой школе сводился под домаш ний кров и дом становился малым образом Вселенной. Ребенок воспитывался не столько уроками, которые он слу шал, сколько нравственной атмосферой, которою он ды шал. Это было ежеминутное действие, посредством кото рого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки. Как бы ни была неподатлива природа питомца, это непрерывно капающая капля способна была продол бить какой угодно камень. На это и рассчитан был поря док домашней жизни - среда обычая и обряда, веками сложенная, плотная и чинная, массивная бытовая клад ка. Всё здесь было обдумано и испытано, размерено и раз граничено, каждая вещь положена на свое место, каждое слово логически определено и нравственно взвешено, каждый шаг разучен как танцевальное па, каждый посту пок предусмотрен и подсказан, под каждое чувство и по мышление подведена запретительная или поощрительная цитата из Писания или отеческого предания, все эти шаги, помышления и чувства расписаны по церковному кален дарю, - и человек двигался по этому церковно-этическо- му трафарету, - как движется шашка под рукой искусного игрока по разграфленной на клетки доске". Вся семья ежегодно бывала "на духу" у священника; здесь он мог проверять и исправлять результаты воспита ния, указывать, как вносить живую душу в механическую выправку совести. Это был своего рода инспекторский смотр домашнего образования, ибо весь приход состав лял как бы одну школу, распадавшуюся на размещенные по домам параллельные классы, общим надзирателем и руководителем которых был приходской священник. И по мимо исповеди родителям внушалось "советоватиси с ним часто о житии полезном", как учить и любить детей своих. Такой план и был сведен в общую программу "Домо строя". Такое примерно воспитание и получали дети кре стьян, отказавшихся от рационалистической школы, вне дряющейся в деревню кануна нынешнего столетия. Оговоримся, не совсем такое. Ибо устои народной жиз ни к тому времени уже шатались. Но еще не рухнули, это точно. Мы знакомы с этими крестьянскими детьми, вырос шими в малошкольной деревне конца XIX века. Мы отчет ливо видим их в так называемой "деревенской прозе" Бе лова, Абрамова, Распутина, Астафьева, отдавшего "Пос ледний поклон" незабвенной бабушке своей Екатерине Петровне так похожей на мою бабушку Матрену Ивановну Семенову, и, наверняка, похожую на тысячи, миллионы других, простившихся с нами в пятидесятых, шестидеся тых годах XX века. Знали бы мы, что в их лице оконча тельно расстаемся с русским традиционным крестьян ством, что нас целует последнее поколение отечествен ного Средневековья, оказавшегося на высоте положения даже и в невиданных прежде виражах, куражах послере волюционного государства. Христианское долготерпение наших малограмотных и вовсе неграмотных бабушек худо- бедно не позволило умереть ни нам, ни нашим колхозам. Веры своей они, действительно, не сумели нам передать. Но ведь мы бы ее и не приняли. Помню, как оголтело на летал я с насеста незаконченного начального образова ния на бабушкиного Господа Бога. Помню, как терялась она от моего наскока и богохульства, как испуганно при крывала ладонями мою "ученую" голову и шептала, ути хомиривая: "Не надо, сынок, не надо. Не веришь, и не надо. Кричать-то зачем?" А я еще и вырывался, и снова нале тал, будучи уверен, что бабуля боится за своего Иисуса Христа, боится быть разубежденной моими неотразимы ми доводами в пользу безбожия. Господи, сколько мне понадобилось прочитать, передумать, пережить с тех пор, чтобы подойти к пониманию бабушкиной боязни за нера зумного внука. Умом Россию не понять?.. Да нет, сейчас умом, рас судком она стала проницаема. Свобода печати вернула нам наши дореволюционные и предоставила зарубежные исследования. Услышали мы и голоса тех, кто при советс кой власти вынужден был работать молча. Публикуются и новые материалы, новые подходы. Захотите - изучите и поймете всю российскую подноготную. Сейчас проблема в другом, Россия, этот великий за гадочный православный сфинкс, побывав в еще более грандиозной роли Советского Союза, вдруг, в одно деся тилетие, на глазах потерял не только загадочность, но и привлекательность, и здоровье. Причем болезнь нашего организма очень тяжела: распадается живая социальная ткань, она перерождается в мертвые злокачественные об разования, меняется ее молекулярная основа на уровне повседневного поведения, межличностных отношений, са мого образа жизни, из-за чего общество теряет свою жиз ненную силу, способность к самоорганизации, постепен но превращаясь в скопище озлобленных, завистливых тва рей. Такое общество не понимать, из него бежать хочется. Но от себя не сбежишь. И для тех, кому бежать неку да, основная проблема остается той же: как мы дошли до жизни такой. Понять и сделать правильный выбор, памя туя, что Россия - это мы. И она по-прежнему ждет от нас понимания и любви. Февраль, 1999 г. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz