Живая Арктика. 1999, №1.

числе и долгоживущих радионуклидов) при работе пе­ рерабатывающих заводов и хранилищ отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, отрицатель­ ные последствия их ввоза в Россию существенно повы­ сят вероятность роста указанных заболеваний. По дан­ ным Председателя Госатомнадзора России Вишневско­ го Ю.Г. радиус радиоактивного загрязнения вокруг ПО «Маяк» составляет 600 километров. С каждым часом приближается региональная катас­ трофа, связанная с образованием и движением со ско­ ростью 300 метров в год образовавшейся в результате закачки жидких радиоактивных отходов на полигоне Се­ верный Красноярского горнохимического комбината ог­ ромной подземной линзы в сторону притока Енисея, до которого осталось менее 2 км. Такое же положение с подземными захоронениями радиоактивных отходов сложилось и на других предпри­ ятиях Минатома России. На производственном, объеди­ нении «Маяк» в Челябинской области сброс радиоактив­ ных отходов в оз. Карачай привел к образованию анало­ гичной линзы, которая движется в сторону притока р. Теча (речки Мишелях). Похожая ситуация сложилась в бассейне р. Оби в Томской области в результате деятельности Сибирско­ го химического комбината. Таким образом наращивание объемов переработки отработавшего ядерного топлива в стране при отсутствии экологически безопасных, надежных способов захороне­ ния радиоактивных отходов недопустимо. 2. Принятие указанной поправки» чревато резким ухудшением и без того тяжелой радиационной обстанов­ ки в стране. В России сегодня накоплено такое количе­ ство радиоактивных отходов, что в при существующих условиях, (когда отсутствуют экологически безопасные технологии их утилизации, недостаточна инфраструкту­ ра контроля за соблюдением уровня ядерной и радиа­ ционной безопасности) дополнительная ядерная нагруз­ ка не просто недопустима, но и преступна. 3. Аргументы авторов о необходимости получения денежных средств для решения социально-экономичес­ ких и экологических проблем безосновательны. Прием­ лемая для потенциальных поставщиков радиоактивных материалов цена не окупит и половины затрат на обес­ печение экологической безопасности при переработке, хранении и захоронении радиоактивных материалов и отходов. 4. В настоящее время другие страны, даже распо­ лагающие современными, более безопасными, ядерны- ми технологиями, таких услуг по хранению и захороне­ нию иностранных радиоактивных отходов не предостав­ ляют. Необходимым условием контрактов на переработ­ ку отработавшего ядерного топлива в западных странах является возврат радиоактивных отходов по мере их об­ разования. 5. Реакция общественности районов размещения объектов по хранению, захоронению и переработке от­ работавшего ядерного топлива, радиоактивных матери­ алов свидетельствует о негативном отношении населе­ ния к соседству с радиационно опасными объектами, что создает социальную напряженность в этих регионах. 6. Немаловажным при рассмотрении данного воп­ роса является и тот факт, что противозаконная на сегод­ ня экспансия в Россию зарубежных радиоактивных от­ ходов уже приводит к распространению в нашей стране организованной преступности в сфере экологического бизнеса. Так, поданным Генеральной прокуратуры (пись­ мо от 30.06.98 г. №П-85-98) и других ведомств (СБ, ФСБ, СВР) имели место попытки реализации незаконных кон­ трактов между НПО «Радон» и одной из тайваньских фирм на переработку радиоактивных отходов. Пресечен ввоз радиоактивных отходов иностранного производства Московским А/О «Синтез ЛТД». Имеются аналогичные примеры ядерной экспансии, в том числе и ядерной кон­ трабанды, связанные с ПО «Маяк». Почему же и здесь, несмотря на изложенные выше факты, Минатом, кидаясь на приманку валютных поступ­ лений, готов нанести удар по национальной безопаснос­ ти страны? Уважаемый Евгений Максимович! Убедительно прошу Вас при определении позиции Правительства Российской Федерации по указанному предложению по поправке к статье 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» поручить со­ ответствующим министерствам и ведомствам: 1. Принять меры по предупреждению незаконного подписания соглашения между Россией и США о пере­ даче на коммерческой основе отработавшего топлива американских АЭС для его долговременного хранения и последующей переработки ... как с возвратом, так и без возврата в США высокоактивных продуктов переработ­ ки, как это предлагал министр по атомной промышлен­ ности Е.О. Адамов в своем письме, и недопущению ана­ логичных акций со стороны этого ведомства и его руко­ водства. 2. Поручить Федеральной службе безопасности, Службе внешней разведки, а также просить Совет Безо­ пасности при Президенте Российской федерации, Гене­ ральную прокуратуру дать с учетом имеющейся у них ин­ формации оценку как рассматриваемой поправки п. 3 статьи 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей при­ родной среды», так возможности ввоза на территорию России радиоактивных материалов и отходов на пере­ работку хранение и захоронение с позиций соблюдения интересов национальной безопасности страны, в том числе вероятности роста европейской и отечественной организованной преступности в стране, связанной с экс­ пансией в Россию зарубежных радиоактивных материа­ лов и отходов. 3. Учесть изложенные выше аргументы против та­ кой редакции поправки и не допустить ввоз на террито­ рию России из других государств отработавшего ядер­ ного топлива и радиоактивных материалов в целях пе­ реработки на невозвратной основе, а также радиоактив­ ных отходов для их хранения или захоронения. Такое ре­ шение позволит обеспечить экологическую, радиацион­ ную и, следовательно, национальную безопасность стра­ ны и предотвратить необратимые последствия радиа­ ционного воздействия на здоровье граждан. Считаю так­ же необходимым, чтобы о Вашем решении была проин­ формирована общественность. С уважением, депутат Государственной Думы, Председатель Комитета Государственной Думы по экологии, канд.юр.наук Т.В. Злотникова 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz