Живая Арктика. 1999, №1.
числе и долгоживущих радионуклидов) при работе пе рерабатывающих заводов и хранилищ отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, отрицатель ные последствия их ввоза в Россию существенно повы сят вероятность роста указанных заболеваний. По дан ным Председателя Госатомнадзора России Вишневско го Ю.Г. радиус радиоактивного загрязнения вокруг ПО «Маяк» составляет 600 километров. С каждым часом приближается региональная катас трофа, связанная с образованием и движением со ско ростью 300 метров в год образовавшейся в результате закачки жидких радиоактивных отходов на полигоне Се верный Красноярского горнохимического комбината ог ромной подземной линзы в сторону притока Енисея, до которого осталось менее 2 км. Такое же положение с подземными захоронениями радиоактивных отходов сложилось и на других предпри ятиях Минатома России. На производственном, объеди нении «Маяк» в Челябинской области сброс радиоактив ных отходов в оз. Карачай привел к образованию анало гичной линзы, которая движется в сторону притока р. Теча (речки Мишелях). Похожая ситуация сложилась в бассейне р. Оби в Томской области в результате деятельности Сибирско го химического комбината. Таким образом наращивание объемов переработки отработавшего ядерного топлива в стране при отсутствии экологически безопасных, надежных способов захороне ния радиоактивных отходов недопустимо. 2. Принятие указанной поправки» чревато резким ухудшением и без того тяжелой радиационной обстанов ки в стране. В России сегодня накоплено такое количе ство радиоактивных отходов, что в при существующих условиях, (когда отсутствуют экологически безопасные технологии их утилизации, недостаточна инфраструкту ра контроля за соблюдением уровня ядерной и радиа ционной безопасности) дополнительная ядерная нагруз ка не просто недопустима, но и преступна. 3. Аргументы авторов о необходимости получения денежных средств для решения социально-экономичес ких и экологических проблем безосновательны. Прием лемая для потенциальных поставщиков радиоактивных материалов цена не окупит и половины затрат на обес печение экологической безопасности при переработке, хранении и захоронении радиоактивных материалов и отходов. 4. В настоящее время другие страны, даже распо лагающие современными, более безопасными, ядерны- ми технологиями, таких услуг по хранению и захороне нию иностранных радиоактивных отходов не предостав ляют. Необходимым условием контрактов на переработ ку отработавшего ядерного топлива в западных странах является возврат радиоактивных отходов по мере их об разования. 5. Реакция общественности районов размещения объектов по хранению, захоронению и переработке от работавшего ядерного топлива, радиоактивных матери алов свидетельствует о негативном отношении населе ния к соседству с радиационно опасными объектами, что создает социальную напряженность в этих регионах. 6. Немаловажным при рассмотрении данного воп роса является и тот факт, что противозаконная на сегод ня экспансия в Россию зарубежных радиоактивных от ходов уже приводит к распространению в нашей стране организованной преступности в сфере экологического бизнеса. Так, поданным Генеральной прокуратуры (пись мо от 30.06.98 г. №П-85-98) и других ведомств (СБ, ФСБ, СВР) имели место попытки реализации незаконных кон трактов между НПО «Радон» и одной из тайваньских фирм на переработку радиоактивных отходов. Пресечен ввоз радиоактивных отходов иностранного производства Московским А/О «Синтез ЛТД». Имеются аналогичные примеры ядерной экспансии, в том числе и ядерной кон трабанды, связанные с ПО «Маяк». Почему же и здесь, несмотря на изложенные выше факты, Минатом, кидаясь на приманку валютных поступ лений, готов нанести удар по национальной безопаснос ти страны? Уважаемый Евгений Максимович! Убедительно прошу Вас при определении позиции Правительства Российской Федерации по указанному предложению по поправке к статье 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» поручить со ответствующим министерствам и ведомствам: 1. Принять меры по предупреждению незаконного подписания соглашения между Россией и США о пере даче на коммерческой основе отработавшего топлива американских АЭС для его долговременного хранения и последующей переработки ... как с возвратом, так и без возврата в США высокоактивных продуктов переработ ки, как это предлагал министр по атомной промышлен ности Е.О. Адамов в своем письме, и недопущению ана логичных акций со стороны этого ведомства и его руко водства. 2. Поручить Федеральной службе безопасности, Службе внешней разведки, а также просить Совет Безо пасности при Президенте Российской федерации, Гене ральную прокуратуру дать с учетом имеющейся у них ин формации оценку как рассматриваемой поправки п. 3 статьи 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей при родной среды», так возможности ввоза на территорию России радиоактивных материалов и отходов на пере работку хранение и захоронение с позиций соблюдения интересов национальной безопасности страны, в том числе вероятности роста европейской и отечественной организованной преступности в стране, связанной с экс пансией в Россию зарубежных радиоактивных материа лов и отходов. 3. Учесть изложенные выше аргументы против та кой редакции поправки и не допустить ввоз на террито рию России из других государств отработавшего ядер ного топлива и радиоактивных материалов в целях пе реработки на невозвратной основе, а также радиоактив ных отходов для их хранения или захоронения. Такое ре шение позволит обеспечить экологическую, радиацион ную и, следовательно, национальную безопасность стра ны и предотвратить необратимые последствия радиа ционного воздействия на здоровье граждан. Считаю так же необходимым, чтобы о Вашем решении была проин формирована общественность. С уважением, депутат Государственной Думы, Председатель Комитета Государственной Думы по экологии, канд.юр.наук Т.В. Злотникова 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz