Живая Арктика. 1999, №1.
цательная любовь также неестественна, как разврат и насилие. А ведь в природе тоже есть свое женское нача ло, она и мать, и кормилица наша. Что же касается чув ства жалости, то оно хорошо знакомо большинству охот ников, доставляя подчас немало горьких минут и душев ных мук. Другое дело, что охота и рыбная ловля допускаются отнюдь не везде, что на большинстве охраняемых тер риторий должна преобладать именно этика "благогове ния перед жизнью", а не та деятельная любовь к приро де, о которой мы говорили. Но провести очень строгую грань между "совсем нельзя" и "кое-что можно" не так-то просто. Вот описание одного из национальных парков, расположенных в центре Англии: "...B национальном парке развито интенсивное сель ское хозяйство. Его пересекают десятки автотрасс и же лезная дорога. К самым интересным природным объек там проложены асфальтовые дороги. В "тупиках" распо ложены магазинчики и кафе. Развит и широко культиви руется парашютный и дельтаплановый спорт, зимой лыжи. Разрешена рыбалка, пешеходные экскурсии и эк скурсии с использованием различных видов транспор та. В населенных пунктах повсюду есть небольшие гос тиницы... Охота ограничена, но определенные виды ее за плату разрешаются. Проводятся плановые рубки леса. Никакой "науки" нет, но есть экскурсионные бюро со шта том оплачиваемых добровольных экскурсоводов. И ТАК ОБУСТРОЕНО ПРАКТИЧЕСКИ 95% ОСОБО ОХРАНЯЕ МЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРО- ПЬГ. (С. Приклонский, "Заповестник" № 4,1996) По идее, по статусу, по своей форме национальный парк относится к той самой категории "дикой заповед ной природы", в которой В. Борейко призывает нас ви деть "лицо Бога или любимой". Но можно ли говорить здесь вообще о "дикой природе"? Строго говоря, можно доказать, что природы вовсе незатронутой цивилизаци ей, не испытывающей НИКАКОГО воздействия челове ка, на планете не существует. Однако правильнее будет обратиться к термину "природа дикая" по словарю Н.Ф. Реймерса (1990) и привести еще одну цитату из недав ней брошюры В. Борейко: "...место, где живет человек, является территорией, где нет дикой природы и наобо рот". Но позвольте! Разве в заповедниках не живут люди, разве там нет усадеб, баз, кордонов, стационаров? А может быть рощи и скалы в парках Англии имеют при знаки "дикости", несмотря на их соседство с людьми? Мы благоговейно любуемся вершинами Казбека и Эльб руса и готовы видеть в них, говоря строками Пушкина, "соседство Бога", хотя они вовсе не являются особо ох раняемыми природными территориями, постоянно посе щаются многочисленными альпинистами, оставляющи ми неприглядные следы своего там пребывания. Гораз до труднее разглядеть Божье величье и красоту люби мой женщины, находясь в таких заповедниках как Росто- чье, Галичья гора, национальном парке "Лосиный ост ров" или той же Аскании-Нова... В моем понимании под линно Божественная дикая природа более прекрасна где- нибудь в безлюдной тундре Севера, чем в официаль ном заповеднике с охраной, разъезжающей на вездехо дах или "Буранах". "Дикость" природы вполне может благополучно со вмещаться с подлинной человеческой культурой, что на практике доказывали иноки Соловков и Валаама, Толгс- кого и Раифского монастырей, Саровской пустоши, пока в ней не заскрипели "подземные рули" (Клюев), и во мно жестве других мест, включая ту же Ясную Поляну, Ще- лыково с усадьбой А.Островского, Поленово над Окой. Нет, природу губит не культура, а БЕСКУЛЬТУРЬЕ, жад ность, хамство и невежество. По долгой исторической эстафете, через весь суро вый двадцатый век прошла идеология научного запове- дания от ее основоположников, классиков российской науки, до наших дней. Но снова и снова мы слышим хулу и обличения, подчас почти неотличимые от тех, какие звучали в самые страшные лысенковские и хрущевские времена. Приведем в подтверждение лишь две цитаты из газеты "Заповедный вестник". "Сегодняшний кризис нашей хваленой, уникальной и т.д. заповедной системы процесс неминуемый, т.к. за поведная система замыкалась в самой себе, оторвана от социальной сферы, от человека, от решения практи ческих проблем людей и была лишь еще одной слагае мой абсолютизации и закрытости эпохи социализма. Это и привело заповедники в научный, социальный и финан совый тупик... В целом заповедники консервативная и изжившая себя форма охраны природы" ("Заповестник" № 6,1997) "Людей вряд ли удастся завлечь мониторингом, эта- лонностью, биоресурсами и другими, пусть очень важ ными, но понятными лишь специалистам штуками. Мас сы далеки от биологии с экологией и вряд ли воспримут очередные околонаучные откровения специалистов" (Там же, № 4,1995). Да, все такое мы дословно и не раз слышали и в 30- х, и в 50-60 гг., слушаем и сегодня. Невежество, как изве стно, страшная сила, но ведь и "у науки нрав не робкий", она порой держалась даже под сталинизмом. Поистине, не ведают, что творят! Самое парадок сальное, что те же авторы способны искренне обличать тех, кто уничтожал наши заповедники в прежние време на, но столь присущий им дух борьбы и противоречия заставляет их сегодня оборачивать оружие против са мих же себя... Да, пусть национальные парки становятся гордостью нации и символами эпохи, пусть они процветают и бога теют, но научные заповедники должны оставаться весь ма скромными, держась подальше от всевозможных мероприятий, празднеств и "маршей". В нашей совмест ной с Н.Ф. Реймерсом работе именно Николаю Федоро вичу принадлежат прекрасные слова: "Парки для красо ты и наслаждения, заповедники для будущего, во имя Великой Пользы". Реймерс был атеистом, да в то время мы и не могли написать, как мне хотелось бы "из самых высоких этических, нравственных целей, во славу Бо жью". Но как же объяснить это народу, если даже сегод няшние наши эколидеры не могут понять таких простых вещей. Нельзя превращать неприкосновенные заповед ники в предмет всеобщего любования. Ни экотуризм, ни экопросвещение, ни даже иност ранные инвестиции не спасут заповедчики. Чтобы спас тись, нужно прежде всего не утратить главные ориенти ры, сохранить не только отдаленные идеалы, но и клас сическую научную идеологию заповедного дела. И пусть оно не станет окончательно безнадежным! Сентябрь 1998 г. Штильмарк Феликс Робертович, доктор биол. наук. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz