Живая Арктика. 1999, №1.
Невольно перебирая в памяти прошедшее, я часто вспоминал предыдущие свои таежные походы, когда бродил не как промысловик, а в качестве научного руко водителя при создании новых заповедников, проектиров- щика-изыскателя заповедных границ. Было их немало - Сохондинский, там же в Забайкалье, "Малая Сосьва” и Юганский в Западной Сибири, Таймырский и Централь носибирский в Красноярском крае. Да, занимался про блемами заповедного дела с полной самоотдачей, про бивая новые заповедники, а ведь история рождения каж дого из них (все перечисленные и ряд других сегодня действуют) - это целый роман, а то и детектив. Не скрою, не раз испытал чувство гордости, едва ли не первым уз навая об организации нового государственного заповед ника. Лестно было и золотую медаль ВДНХ получить за разработку генеральной Схемы развития новых заповед ников в Российской Федерации. И все-таки я пришел к убеждению, что продожать разработанную нами "индус трию проектирования" далее нельзя, поскольку состоя ние заповедного дела в стране становится уже не тре вожным, а трагическим. Наращивать в таких условиях количество новых объектов просто опасно. У заповед ного здания слишком слабый фундамент. Но самое пе чальное, что наши заповедники, как вновь создаваемые, так и старые, постепенно преображаются, утрачивая свои исконные свойства, превращаясь из природоохранитель ных и научно-исследовательских учреждений в хозяй ственные... Незаметно минуло в 1995 г. столетие первого запо ведного стационара, созданного В.В. Докучаевым; до вольно широко отметили 80 лет Баргузинского заповед ника, приближается та же дата для Астраханского и Кав казского, минуло семидесятилетие Воронежского... Годы бегут!.. Казалось бы, давно установилось строгое юридичес кое и научное толкование заповедности, оно вошло в законодательство, словари, справочники. А все-таки со храняется, как и прежде, противоречивость суждений, не прекращаются споры даже в кругу сугубых специалис тов, не говоря уже о простой публике. Особенно усили лась эта разноголосица в последние два десятилетия, когда в стране стала развиваться система национальных и природных парков, заметно возросли наши междуна родные контакты в сфере охраны природы, в результате чего прежняя концепция заповедников как научных уч реждений подверглась своего рода ревизии. На пере дний план стали выдвигать их эколого-просветительскую роль. Теперь же все чаще звучат суждения о культур ных, нравственных и даже религиозных аспектах охра няемых природных территорий различных типов. "Я остро ощущаю необходимость создания новой идеологии для заповедного дела. Динамичной, отвеча ющей требованиям времени. Прежняя идеология, раз работанная при советской власти, где во главу угла ста вилась экономика, политика, гипертрофированная роль знания, хозяйственный и научный подходы, приказала долго жить. Некоторые, после разочарования в социа лизме, заявят: нам не нужна идеология. Это неверно. Идеология это цель, расписанная с ориентацией на каж дого гражданина. Она строится на основе разума и чувств." Это пишет один из лидеров "зеленого движения", руководитель Киевского эколого-культурного центра Вла димир Борейко в своей работе "Святилища дикой при роды". В. Борейко в упомянутой работе, отрывок из кото рой публиковался также в "Заповестнике", упрекает меня в том, что я свел разговор о заповедании дикой природы к "обслуживанию науки". Действительно, мы очень часто были вынуждены прибегать к привычной аргументации, используя самые различные "приземленные" доводы ради создания за поведников. Ведь изъять у советской власти, у хозяй ственников "кусок" родной земли (и подчас немалый!) было не так-то просто. Приходилось идти на компромис сы, "поступаться принципами", подчас просто ловчить и выкручиваться. А в основе заповедания лежало, конеч но же, ЧУВСТВО светлое, чувство любви к природе, жа лости к ней, желание спасти ее от человеческого наси лия. Можно ли было при этом говорить об этике и эсте тике, тем более о религиозных и мистических мотивах? Что это могло дать, кроме полной дискредитации тех, кто стремился к созданию заповедника? Мы видели в этом прежде всего форму "минимального зла": лучше зоолог с ружьем и ботаник с копалкой, чем лесорубы и геологи. Что ни говори, как их ни ругай, но советские заповед ники, быть может, одно из очень немногих светлых пя тен на всем восьмидесятилетием фоне недавнего про шлого. Недаром известный американский историк Дуг лас Уинер назвал их "архипелагом свободы", а на пер вом международном конгрессе по биосферным заповед никам они были признаны эталонными для всей миро вой системы. И это не было лицемерием, несмотря на многие недостатки и тяжкие болезни советского заповед ного дела. Двойственность человеческой натуры, сочетание в ней духовности и телесности проявляется постоянно и многогранно. Один из самых ярких тому примеров - па радоксальная преданность и подлинная любовь к при роде у охотников и рыбаков, "безжалостно" убивающих животных. "Природа любит пахаря, рыбака и охотни ка", - писал Михаил Пришвин, и никто не убедит меня в том, что он, равно как Аксаков или Тургенев, Сетон-Том- псон или Формозов относились к при роде "хуже", чем противники всякой охоты. Все и проще, и гораздо слож нее! Ведь само понятие любви тоже отнюдь неоднозначно, и кроме свет лого духовного чувства в ней суще ствует, занимая очень важное место, чисто физическая, плотская сторона, без которой не было бы и самой на шей жизни... Отвратительно, когда по нятие любви подменяется модным словечком "секс", но бесполая, созер М . Г о р ь к и й . О борьбе с природой. w » <ѵ~ — u m — .« а т .- «т ’Л»— «»» • —{Е Т Е “ J ЕНГ'.?.' ■£ |whU.. . плт. —.. »■ Л ьтНят*\"ГГ-ГТ П _____ -Г. . *...... — » -.„I.ui MJ П-ЦГІГ "Wl*«MMU '4 гй - і « г е и — .. *и n4JiiMІЫк^ии MUll ■ •rt» •»гы ' * ..« чЛт Инил мімм «мм мымми* >»■і wm ' ММЯП M-C*ИМ |T«CiUМММ.■«»»«*■1***** - . L ’ „ 7-, IU4M ІГТППТ,M• ММЧТМ*ММ* ГММ* ЯЯ = * s s = : ~ wmmntmѵн» с **• «м****** пк«м и »>І л»?\ чумv+wn »> rwr%m*t n mмmuw*«* hm r r j : T S Z X U г - Д йѴЯЗГБ! r s r s r s s - 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz