Живая Арктика. 1999, №1.
ное самоограничение, и поиск, и осмысление мира, в недрах которого прорастают и наши души. В забелинском варианте мира человечество стано вится неуничтожимым не потому, что оно умеет защи щаться или обладает мудростью. Всё проще. Популя ция, научившаяся приспосабливаться к любым иным ма териальным структурам, выживает даже тогда, когда си туация коренным образом меняется. Умрут тропические леса, но сохранятся мхи и лишайники (а среди них - че ловечество). Погибнет живность на суше, но всё так же будет плавать и ползать в свое удовольствие подводное царство тварей (а среди них - человечество). Железная саранча превратит Землю в пустыню и станет единствен ной властительницей планеты (а вместе с ней человече ство). Великий огонь пройдёт по планете, превратив зем лю в уголь, а океан - в бак с ухой, и только пламя будет царствовать (а в нем - человечество). Паразитирование на обстоятельствах есть ли удел Венца Творения? Слияние с миром, достижение нирва ны, превращение в великое Ничто - это ли цель? Но ни на что иное человек в качестве равноправной части био ты, неспособен. Ему предписано быть на Земле хозяи ном, пастырем добрым братьев меньших, ему предпи сано следить за виноградником, спасать каждой твари по паре, давать им (тварям этим) плодиться и размно жаться. Ему предписана почти божественная власть в пределах жизни, и эта власть требует от него духовного, информационного, физического роста, без чего человек останется злым ребенком, и не более того. Если я правильно понимаю, то через любовь чело веку пытаются привить мудрость. Через любовь к миру он может стать кем-то, для кого будет новая работа пос ле смерти. И работа эта станет для человека блажен ством лишь тогда, когда он будет способен с ней справ ляться. Улитка не ждет, что человек станет улиткой. И вол кам не нужны разумные облезлые волки. И рыбы само достаточны, не нуждаясь в ихтиандрах. Но все признают власть человека тогда, когда он ведет себя на земле, как мудрый хозяин. Ни война с природой, ни заклинания от трясущихся человеческих рабов, обращенные к "Мате ри-Природе" не есть выход для человечества и приро ды. Природе не нужен ни палач, ни трусливый и злой раб. И смысл действий на Земле для человека может быть сведен к формам управления Землей, данной че ловеку во владение. Если не владение и управление - то война и смерть всего (судя по творческим способнос тям человечества). В этой войне (внешне) боевые действия ведет толь ко человек. Но в случае нарушения баланса между ви дами, вполне могут измениться экспансионистские воз можности того или иного вида. И наступит время битвы всех против всех. 4. ВЫХОД, ОН ЖЕ ВХОД Не представив себе с очевидностью будущего (ка ким мы его хотим видеть), мы не сможем сформулиро вать философию этого будущего. Не сформулировав фи лософию, мы не сможем действовать, адекватно этой цели. Действуя без смысла, мы и не можем надеяться на осмысленный результат. БЕЗ АДЕКВАТНОЙ ФИЛОСОФИИ, АДЕКВАТНЫХ ДЕЙСТВИЙ И АДЕКВАТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ нас просто не пропустят в желаемое будущее, и (уж конечно!) мы не сможем перетащить туда свои старые пожитки. Какое достойное будущее мы в состоянии предста вить? Какого будущего мы хотим? Давайте, попробуем составить список желаемого, не вычеркивая пока что ни чего. 1. Всё живое должно выжить. 2. Всё живое должно сохранить возможность к раз витию в характерных для себя условиях. 3. Человек при этом сохраняет свое стремление к относительному комфорту и творчеству. И так далее... Я специально оборвал поток желаний, поскольку не хочу ограничивать фантазию читателя. Список предла гается продолжить. Для возникновения результата нам необходимо договориться о методе. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz