Живая Арктика. 1999, №1.

ное самоограничение, и поиск, и осмысление мира, в недрах которого прорастают и наши души. В забелинском варианте мира человечество стано­ вится неуничтожимым не потому, что оно умеет защи­ щаться или обладает мудростью. Всё проще. Популя­ ция, научившаяся приспосабливаться к любым иным ма­ териальным структурам, выживает даже тогда, когда си­ туация коренным образом меняется. Умрут тропические леса, но сохранятся мхи и лишайники (а среди них - че­ ловечество). Погибнет живность на суше, но всё так же будет плавать и ползать в свое удовольствие подводное царство тварей (а среди них - человечество). Железная саранча превратит Землю в пустыню и станет единствен­ ной властительницей планеты (а вместе с ней человече­ ство). Великий огонь пройдёт по планете, превратив зем­ лю в уголь, а океан - в бак с ухой, и только пламя будет царствовать (а в нем - человечество). Паразитирование на обстоятельствах есть ли удел Венца Творения? Слияние с миром, достижение нирва­ ны, превращение в великое Ничто - это ли цель? Но ни на что иное человек в качестве равноправной части био­ ты, неспособен. Ему предписано быть на Земле хозяи­ ном, пастырем добрым братьев меньших, ему предпи­ сано следить за виноградником, спасать каждой твари по паре, давать им (тварям этим) плодиться и размно­ жаться. Ему предписана почти божественная власть в пределах жизни, и эта власть требует от него духовного, информационного, физического роста, без чего человек останется злым ребенком, и не более того. Если я правильно понимаю, то через любовь чело­ веку пытаются привить мудрость. Через любовь к миру он может стать кем-то, для кого будет новая работа пос­ ле смерти. И работа эта станет для человека блажен­ ством лишь тогда, когда он будет способен с ней справ­ ляться. Улитка не ждет, что человек станет улиткой. И вол­ кам не нужны разумные облезлые волки. И рыбы само­ достаточны, не нуждаясь в ихтиандрах. Но все признают власть человека тогда, когда он ведет себя на земле, как мудрый хозяин. Ни война с природой, ни заклинания от трясущихся человеческих рабов, обращенные к "Мате­ ри-Природе" не есть выход для человечества и приро­ ды. Природе не нужен ни палач, ни трусливый и злой раб. И смысл действий на Земле для человека может быть сведен к формам управления Землей, данной че­ ловеку во владение. Если не владение и управление - то война и смерть всего (судя по творческим способнос­ тям человечества). В этой войне (внешне) боевые действия ведет толь­ ко человек. Но в случае нарушения баланса между ви­ дами, вполне могут измениться экспансионистские воз­ можности того или иного вида. И наступит время битвы всех против всех. 4. ВЫХОД, ОН ЖЕ ВХОД Не представив себе с очевидностью будущего (ка­ ким мы его хотим видеть), мы не сможем сформулиро­ вать философию этого будущего. Не сформулировав фи­ лософию, мы не сможем действовать, адекватно этой цели. Действуя без смысла, мы и не можем надеяться на осмысленный результат. БЕЗ АДЕКВАТНОЙ ФИЛОСОФИИ, АДЕКВАТНЫХ ДЕЙСТВИЙ И АДЕКВАТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ нас просто не пропустят в желаемое будущее, и (уж конечно!) мы не сможем перетащить туда свои старые пожитки. Какое достойное будущее мы в состоянии предста­ вить? Какого будущего мы хотим? Давайте, попробуем составить список желаемого, не вычеркивая пока что ни­ чего. 1. Всё живое должно выжить. 2. Всё живое должно сохранить возможность к раз­ витию в характерных для себя условиях. 3. Человек при этом сохраняет свое стремление к относительному комфорту и творчеству. И так далее... Я специально оборвал поток желаний, поскольку не хочу ограничивать фантазию читателя. Список предла­ гается продолжить. Для возникновения результата нам необходимо договориться о методе. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz