Зенитчик Заполярья. 1944, сентябрь.
2 З ЕН И Т Ч И К З А П О Л Я РЬ Я 12 сентября 1944 г. № 7 6 т г"» - » * ^ ,..> 1 « » ^ ' ^■■лДМу...и,-.-л« 'Т> ..Ѵ ?.Ъ »№ 4Я *Ш ИЯШ " В БО Ю П О Б Е Ж Д А Е Т УМ Е Л Ы М Б Ы В А Л Ы Н з е н и т ч и к и о с в о е м б о е в о м о п ы т е В БОЮ НИКОГДА НЕ ГОРЯЧИСЬ! Заряжающий краснофлотец, С. Е. КЕТОВ В бою нельзя терять само обладание. Надо работать бы стро, сноровисто, но хладно кронно. Однажды я погорячил ся, дернул за спуск правой рукой, так яри откате меня но руке казенником стукнуло. Из строя я не вышел, стерпел боль, а былой живости в руке, скорости в движениях у меня в тот день уже не было. Теперь пример обратного порядка. В одном из боев 1942 года отказала полуавтоматпка. Т а к на этот раз я мгновенно сообразил что делать, стал от крывать затвор вручную. Ору дие с той же скорострель ностью продолжало вести огонь. Большое значение в нашем деле имеет тренировка. На нее я не жалел ни времени, ни сил. Бывало люди на физза рядку, а я с разрешения командира—тренироваться в заряжании, в устранении за держек, и так каждую свобод ную минуту использовал на совершенствование своего бое вого мастерства. Когданаучил ся работать, стал изучать ору дие. Сейчас делаю 34 заряжа ния в минуту, па смену бой ка затрачиваю 36 секунд, а ведь на батарею я пришел со вершенно неопытным бойЦОМ; до этого и пушку-то ни разу не видел. Умение, выносливость, за калка воина—вто еще не все для для успешного боя. Нуж но, чтобы техника никогда не сдала. Она требует заботливо го ухода. Механизмы всегда должны быть чистыми, не гус то смазанными, влип должен ходить легко. ------ 0 ------ 36 ЗАРЯЖАНИЙ В МИНУТУ Заряжающий •тарший краснофлотец П Д. ДОЛГАНОВ На орудии я с августа 1942 года. В минуту делаю 3G заряжаний, боек меняю за 35- 36 секугід. Для того, чтобы стать хо рошим заряжающим, н а д о изучить технику, знать и уметь устранять все задержки. Я атого достиг благодаря тому, что внимательно слушал все об'яснения к о м а н ди р а орудия, изучал чертежи, не стесняясь спрашивал б о л е е знающих товарищей, много тренировался, заряжая холос тым патроном. В бою, какие бы ни воз никали задержки, как бы ни вел ика была о п а с н о с т ь , нельзя теряться и горячиться. Очень важно выработать привычку при стрельбе ночью закрывать глаза в момент, когда берешься за спусковую рукоятку. Не закроешь г л а з а - пламя ослепит, и казенника не увидишь, хотя и стоишь около него. На с об е с ед ов ани е , о р г а н и з о в а н н о е р е д а к цией газеты „З енитчик З а п о л я р ь я " , на п р о с л а в ленной бат ар е е ,сбившей 16 ф аш и с т с к и х с а м о л е т о в , пришли кр а снофлотцы и младшие к ом а н д и ры . Наводчики , з а р яж ающи е , тр у б о чны е и д р у г и е бойцы орудийных р а с че тов р а с с к а з а ли к а к они изучали м а т ери ал ьную часть о р у д и я , ка к т р е н и ровались, д о би в а л и с ь бо ев о го ма с т ер с т ва . Их расска зы будут поле зны к а ж д о м у воину , н ед авно пришедшему к зенитной п уш к е , воину , еще не ов л а д е вш ему своим о р уж и ем т а к , к::к э то го т р е б у е т дело победы. Л Ю Б И Т Ь С В О Е О Р УЖ И Е Наводчик старший краснофлотец т. Н. С. ПЕТРУНЕВ Наводчик— самый важный помер на орудии. Он замеща ет командира, а поэтому и должен быть хорошим артил леристом, знать все механиз мы пушки и уметь работать любым номером. Чтобы стать хорошим артил леристом, надо любить свое оружие. Если любишь его, то с увлечением будешь им зани маться и тогда ни какие труд ности не помешают добиться безотказной работы пушки, вы сокой скорострельности, точ ности в работе и меткости ог ня. Надо ежедневно изучать бое вую технику, ежедневно трени роваться, совершенствовать свое боевое мастерство. Переста нешь тренироваться потеря ешь навыки четкость в дейст виях, сделаешь ошибку, а в зенитном деле ошибка одного бойца сводит нанет работу все го расчета. К примеру, если первый номер ошибется па од но деление угломера, то сна ряд на каждый километр даст отклонение 1 метр, из-за ошиб ки на одно деление 3-го, 5 или 6 номера получится перелет или недолет. Учиться зенитному делу трудно: я это знаю по своему опыту, но было бы желапие, а с трудностями справиться мож но. Два года я был третьим номером. Трубку считывал гром ко, ясно, трубочные на меня не обижались. На прицеле и боковом упреждении работал автоматически: правой рукой ставил прицел, одновременно левой -боковое упреждение. Каждый артиллерист должен быть готов к устранению задер жек. Однажды получилось у нас раздутие гильзы. Я немед ля, подал заряжающему экст- р а к т ирный ключ. Второй номер вставил его между лапками экстрактора и свободной трубой, я ударил но ключу выколоткой. Задержку устранили так быст ро, что темп огня не понизился, от других орудий мы не отстали. Первому номеру надо знать все способы стрельбы. ПРЕЖДЕ ВСЕГО-УМЕНИЕ ВОЕВАТЬ Трубочный краснофлотец т. И. И. РАСОВ Помню первый день работы на посту трубочного. Взял я снаряд,—очень тяжело пока залось, а старые зенитчики говорят: трубочный должен быть ловким сильным вынос ливым. Решил я тренировать ся, перебороть трудности. Первое время за миНуту ус- танавльвал трубку на 5 —6 снарядах. Путем тренировки добился перевыполнения нор матива, стал устанавливать трубку в 1, в 1 ,2 секунды. 28 февраля 1!)42 года—па мятный для меня день: мы сби ли фашистский самолет. В этой победе была доля и моего тру да, Сейчас на нашем орудии— четыре звезды, значит четыре немецких самолета получили смерть от нашего огня. Трубочному надо одинаково хорошо работать что ночью, что днем, а добиться этого можно при помощи трениров ки. В ночном бою, и вообще при ночных стрельбах, тре буется большое внимание, что бы не пропустить момент вы стрела, успеть закрыть глаза, иначе яркое пламя ослепит и не увидишь деления трубки. Конечно, темп работы снижать нельзя: с закрытыми глазами не стой без дела, а захваты вай из ниши или ящика оче редной патрон. Лампочка для освещения де лений обычно прикрепляется к левой руке. Я прикрепляю ее к каске: по-моему так удобнее. Тщательно я слежу за бое запасом: ежедневно осматриваю его, протираю. Особенно это необходимо осенью, так как от частой перемены погоды снаряд потеет п начинает окис ляться II мороз, дважды в неде лю проверяю дистанционные кольца: легко ли они вращают ся, нет ли заеданий. Трубочному прежде всего не обходимо правильно и быстро ставить трубку. Ошибешься на 1 деление в ту или другую сторону, снаряд не долетит или перелетит, вражеский самолет уйдет. Значит, практическая выучка важнее всего. Научишь ся работать,— изучай боезапас, материальную часть орудия, теорию, совершенствуйся в ар тиллерийском деле. Я именно так обучался и добился свое го: научился воевать, много раз участвовал в боях с не мецкой авиацией. Мою боевую работу оценила Родина, награ дила меня медалью «За отвагу». ОТ САМОГО СЕБЯ ЗАВИСИТ УСПЕХ УЧЕБЫ Наввдчик старший краснофлотец т. М И. ПОПОВ От себя зависит каким бу дешь артиллеристом. Учись не ленись—л ю б о й специаль ностью овладеешь. Расскажу о своем опыте учебы и боевой работы. На занятиях я внимйтельпо слу шал об'яснения командира. Если не пойму—задавал воп росы, по книге и по черте жам повторял все, что прохо дили на занятиях. По мере того, как повыша лась моя выучка, у меня рос ла уверенность в своих силах а технике. Несколько раз мы вели огонь по штурмовой авиации, два штурмовика сбили. Этот боевой успех говорит о том, что наводчик действовал уме ло: быстро поймал цель, пра вильно работал поворотным механизмом и углом места це ли, держал самолет на перек- рестьи так, что он казался будто недвижим. При стрельбе основным спо собом я работаю новоротным механизмом, совмещаю меха ническую стрелку с электри ческой. Делаю это плавно, без рывков. Внимательно слушаю .командира орудия, чтобы не пропустить команды. Когда я работал третьим но мером, однажды у нас на ору дии получилось раздутие гиль зы , и клин IIе открылся. В таких случаях полагается выж дать две-три минуты пока ох ладится гильза, а ждать нель зя: враг в зоне огня, нам до рога каждая секунда. Я схва тил выколотку и ударил по клину, а заряжающий в это время нажал на рукоятку. Клин открылся, мы продолжа ли стрельбу, пропустив толь ко один снаряд. В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ- РАБОТАТЬ ХОРОШО Второй установщик трубки краснофлотец т. А. ФЕДОРОВ Большое значение в изуче ние специальности имеет лю бовь к зенитному делу. Лю бишь пушку—дело пойдет: и учеба будет даваться, и для тренировки всегда время най дешь. Я занимался системати чески. Непогода, мороз—ничто не могло помешать моей тре нировке. Так привык работать в любых условиях. Допустим, ночью, беру снаряд, и большим пальцем нащупываю шпонку для установки взрывателя. Не смотря на шкалу, находу устанавливаю взрыватель, к о нечно, на 2—3 деления оши баюсь, а подойдя к казеннику, ставлю уже точно. Снаряды у меня разложены рисками к верху. Я их акку ратно просматриваю. А. Яшин Никогда не поздно встретиться Никогда не поздно в с тр е ти т ь с я , Был ііы только разговор... Где тепер ь моя ров е с тни ц а , У ка ки х озер и гор? Без п р и с т а н ищ а с к и т а еш ь с я , Ч е м о д а н ч и к - весь б а г а ж . Отчего не д о га д а ешь с я , Вести сердцу не п о д ашь ? Если б жил по личной прихоти, Без к онца т е б я С искал. Только всей земли не вы х оди ть, Не и з'е зд ить: широка. Неузсель и в пору темную, В тишине, наедине, Х оть і т о к м е н я из вспомнила, Но вздохнула обо мне?! Сколько до лгих л е г и месяцев Вот у ж е прошло с те х пор, А ведь нам нельзя не в с т р е т и т ь с я : Не закончен разговор. Показалось бы неслыханным Все. что было, не любить. Нам ли, горе мое лихое, Не о чем поговорить ! Будто мост родных названия, Все слова твои звучат... Ни война, ни расстояния Нас теперь не разлучат. Известно ли ваш что.., ...что шестая часть света, Антрактида (южный полярный материк), открыта русской экспедицией, в которой при нимал участие Лазарев в 1821 году? ...что вольтову дугу открыл русский физик академик Пет ров в 1802 году? ...что первая в мире паро вая машина построена русским механиком Иваном Иолзуно- вым в 1765 году? ...что первые в Европе мос- товые появились в XI веке в Новгороде, на сто лет раньше Парижа и городов Германии? ...что первый в Европе го родской водопровод построен в Новгороде в том же, XI сто летии? ...что парашют изобретен русским конструктором Г. Я. Котельниковым в 1914 году? Попробуйте ответить 1. К а к а я л и н е й н а я м е р а дли ны с о с т о и т из д в у х Н О Т ? : 2. К- к а к о м у в о с к л и ц а н ию н адо п р и б а в и т ь нас, ч т о бы п о лу ч и т ь н а з в а н и е г о р о д а в е в р о п е й с к о й ч а с ти ССС Р ? 3. Каку ю г р е ч е с к ую б у к ву н уж н о с о е д и н и т ь с в е ком , ч т о б ы п о л у ч и т ь о г н е с т р е л ь н о е о р уж и е ? 4. Ф ам и л и я к а к о г о ве&и- коі о р у с с к о г о п и с а т е л я с о с т о и т из в з р ы в ч а т о г о в ещ е с т в а и о к р и к а ? 5. Н а к а к ую ц и ф р у н у ж но п о с т а в и т ь „ й “, ч т о бы п о л у ч и т ь м е т а л л ? \U ГМ № 126959 Заказ № 76 Ответвтввнный редактор А . И . С Т А С Е В И Ч .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz