Зенитчик Заполярья. 1944, сентябрь.
З Е Н И Т Ч И К З А П О Л Я РЬ Я 30 сентября 1944 г . № 8 2 Книга— твой друг и учитель „Любите книгу источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честны ми, разумными людьми... Во всем, что сделано и делается чело веком, в каждой вещи заключена его душа; все гда больше этой чистой и бла городной души в науке, в искусстве; всего красноречивее и понятнее говорит она— в книгах". М. ГОРЬКИЙ. В П-сісом п одр а зде л ении пр ошл о о т крытое ком сомол ь ско е с о б р ани е с п о в е с т к ой дня: „ К н и г а - д р у г и в о с п и т а т е л ь мо л о д ежи " . Н и ж е мы п ечатаем ч а с т ь докл ад а , сд е л ан н о г о ком сомо л кой т. 'Галаниной и н е с к о л ь к о выс тупл ений . Необходима „непре станная наука из ч те ниѳ в “ ... СУВОРОВ. „Ч те ни е— вот шее учение'' ПУШКИН. луч - По ч ему н е о б х о д имо читать 1 і : і доклада тов. 'ГАЛАНИНОЙ Человек, без посторон ней помощи может иоз- нать лишь то. что нахо дится возле него. Все, что находится вне того круга, в котором он жи вет, будет оставаться для этого человека тайной. Чтобы познать мир, н уж но много читать. Кни г а -и ст очник мудрости— содержит в себе все, что необходимо дли изуч е ния мира. В человеческом общ е стве книга появилась в результате необходимос ти делиться знаниями, опытом, общаться между собой и, поэтому, каж дая из них содержит са мое главное, самое цеп ное из того, что знал тот, кто писал се. Чтение развивает нас, делает наш ум более гиб ким. Изменяются наши взгляды на жизнь, мы начинаем замечать своп недостатки, стремимся к повышению культуры, к улучшению быта, обога щаемся новыми мысля ми и идеями. Все вели чайшие изобретатели черпали своп лучшие идеи из книг. . Книга учила трудящих ся России борьбе с уг нетателями — помещика ми и капиталистами. Ко му сейчас не известны та кие произведения Горь кого как „Песня о Соко ле", „Песня о Вуревест-і нике*, „Мать"? Каждое из них воспитывает в о лю, рождает стремление к борьбе и свободе. Книга многому научит, если ею пользоваться умело. Умению работать с ней нужно учиться у товарищей Ленина и (’талина. Ленин очень любил русскую литера туру и придавал ей гро мадное значение. Он па- память знал многие сти хи Некрасова, Пушки на, Лермонтова, наизусть цитировал отрывки из произведений Толстого, Салтыкова-Щедрина и других. Много времени уделяет книгам и това рищ Сталин. Как-то, пе ред войной, он упомянул в разговоре, что счита ет для себя потерянным день, когда не просмот рит 500 страниц из со чинений разных авторов. Вот яркий пример того, какое значение придает книгам наш Верховный Главнокомандующий. Многие наши комсо мольцы постоянно чита ют книги, учатся по ним. В числе таких: тт. Мамае ва, 11 р о с к у р я к о в, Б е л ь к о в и дру гие. Но, к сожалению, есть у нас ч л е и ы 'ВЛКСМ, которые не лю бят читать, не дружат с книгой. Товарищей Линь- кову, Хомякову и Сеси- ну никогда не увидишь за книгой. Они не р а з виваются, остановились на одном уровне и от стают от своих товари щей и в знаниях, и в культуре. А ведь им на до бы много читать, они, как комсомольцы, д олж ны быть на голову вы ше несоюзной молодежи, помогать менее разви тым бойцам разбирать ся в непонятных вопро сах. Мне кажется, что пос ле сегодняшнего собра ния эти товарищи изме нят свое отношение к учебе, к чтению, а о с тальная, более развитая часть комсомольцев по может им справиться с задачей повышения куль турного и общ еобразо вательного уровня. Товарищ и учитель Выступлении Я много читала про изведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Виктора Гюго и на ших писателей-совре- менников. Хочу рас сказать, что мне дали прочитанные книги. Книги помогли мне глубже изучить исто рию, узнать, как жи вут люди в других странах, по книжкам я познакомилась с гео графией. Каждая про читанная книга остав ляла после себя кру пицы чего-то нового, повышала мои знания, делала меня культур ней. Произведение II и- кол а я Островского «Как з а калялас ь сталь» помогло мне воспитать в себе тов. МАМАШИ твердость характера, настойчивость. Когда я теперь, служа во флоте, встречаюсь с какими либо труд ностями, я всегда вспоминаю эту книгу, ее героя Павла Корча гина, и во мне,словно 'появляются новые си лы. Прочитала я и Ра дугу "—Ванды Васи левской. Неизмеримой ненавистью к немцам зажала меня эта кни га. С каждым прочтен ным произведением я все больше и больше убеждаюсь в той не оценимой пользе, ко тирую приносит лите ратура человеку. Кни га это лучший това рищ и учитель. Читать—значит учиться Выступление тов. ПУТИЛОВА. Книги я начал чи тать с третьего клас са. Читал я их тогда не внимательно, не раз бираясь в сути дела. А бывало еще и так, что прочитаю страниц 30—40 и бросаю кни гу. Вообще до службы во флоте не придавал я значения чтению. Только после того, как послужил,-узнал как много упустил не ин тересовавшись всерьез литературой. Сейчас, в период Ве ликой Отечественной войны, ‘в газетах и в докладах, часто упо минаются фамилии ве ликих русских полко водцев, разные исто рические события. Не вольно хочется подроб но узнать обо всем этом. А где можно по лучить толковое раз‘- яснение по всем этим вопросам? —Только в книгах. И вот я теперь стал больше читать, стара ясь наверстать упу щенное прежде. Если в книге попадается что либо непонятно.е,.я обязательно выписы ваю и потом выясняю. По-моему, читать это значит постоянно учиться, а раз так, то неплохо бы устраивать в подразделении кол лективные читки . Вмес те учиться намного легче и вопросы вся кие проще разрешать. Поддержать стремление молодежи! Комсомольцы Н-ской части серьезно взялись за расшире ние своего политического и культурного кругозора. В под разделениях, где комсоргами тт. Лосев и Ломакин, начались занятия кружков но изучению истории СССР, географии -и художественной литературы. Занятия проводятся три р а за в месяц по плану, с кото рым ознакомлены все слуша тели кружков. Например, ис торию СССР начали изучать с первой главы учебника, ли-|нпям. Ойыт передовых комсо- тературу— с творчества басно- мольских организаций, к сожа- ішсца Крылова Руководят учебой комсомоль цы тт. Лаиин, Миледии, Френ кель. Они хорошо и доходчи во преподносят материал. За нятия проходят оживленно, краснофлотцы с интересом слу шают руководителей, задают вопросы, высказывают мнения. Первые итоги работы круж ков самообразования говорят о большой тяге молодежи к зна- лению, некоторые комсорги не умеют перенимать. Например, в подразделении, где комсор* гом т. Свиньякова, почти ни чего не делается, чтобы помочь краснофлотцам обновить и по полнить общеобразовательные знания, а стремление к зна ниям, у бойцов есть. Стоит только т. Свиньяйовой в зя ть ся за дело, создать кружки самообразования и эта работа покажет свои результаты. Комсорг части Муха. РУССКИЕ ПОЭТЫ Александр Ильич Безыменский— пролетарский поэт, член ВКГ1(б с 191С года, был членом ЦК ком сомола 1-го созыва. Партийность, умение увидеть героизм там, где он внешне не приметен, жизнерадостность, с о четание художественности с о т зывчивостью на темы дня, волну ющие наш народ— основные чер ты творчества Безыменского. Безыменский—один из люби- мейших поэтов советской молоде^ жи. Комсомольская тематика п р о ходит через все его творчество. Ряд замечательных произведе ний создано им и в дни Отечест венной войны. Одно из них мы печатаем ниже. О ЧЕМ ГОВОРИЛО МОЛЧАНИЕ Ее допрашивал четвертый день подряд Фашистский офицер, увешанный крестами. Ей руки за спиной выкручивал солдат, Ее хлестала плеть, ее гноили в яме, Но был упрямо сжат иссохший тонкий рот, И только иногда Страданья человечьи Невольно выдавал руки слепой полет, Глубокий тихий вздох да вздрогнувшие плечи. Угрюмый офицер сказал, что больше нет Терпенья у него, что это лишь начало Таких жестоких мук, каких не видел свет... Но был все так же сжат иссохший тонкий рот... Выплевывая кровь, она в ответ—молчала. От пламени свечи, рябившего в газах, Плясали на стене чудовищные тени. И вдруг почуял он, что рядом ходит страх, Берет его за грудь, хватает за колени. Проклятье! Что за бред? Себе не веря сам, Он ринулся вперед, сломив свою усталость, Оплывшую свечу поднес к ее глазам И ясно увидал: она над ним смеялась. Не в силах отвести дрожащий свет свечи От жутких черных глаз, прожегших тьму подвала, Фашистский офицер присел на кирпичи И, в бешенстве дрожа, проговорил устало: —Разведка донесла, что пламенная речь С далеких детских лет была твоей стихией, Что словом ты могла мильоны в бой увлечь, Что этим ты была известна всей России. А ныне—ты молчишь, забыв что льется кровь! Я пробовал ножи высокого закала, Я бил тебя в лицо,—а ты молчала вновь. Я жег твои ступни,—а ты опять молчала! Я взбешен... потрясен ., и я хотел бы знать: Кто выучил тебя, душой твоей владея, Чудесно говорить и так, как здесь, молчать? Скажи мре: кто же он? Скажи, скажи скорее! Сияньем озарив подвальный черный свод, Огромные глаза, как солнце, заблистали, И, в первый раз открыв иссохший тонкий рот, Всей силою души она сказала:—Сталин! 1942. ♦ ♦ » ♦ ♦ З Н А Е Т Е Л И В Ы ? —Что слово «Арктика» про исходит от греческого слова «арктос», что значит «медведь». Известное созвездие Большой Медведицы и дало свое имя Северной полярной области. —Что французский писа тель Проспер Мериме специ ально изучил руеский язык, чтобы читать Пушкина в под линнике. —Что модель первого в Рос сии аэроплана была создана в 1877 году; В качестве двига теля была приспособлена пру жина, приводящая в действие пропеллер. Аэроплан был по строен на заводе в иетербурм' ftybdtoм изобре тателем капитан-лейтенантом А. Ф. Можайским, соорудив шим аэроплан задолго до аме риканцев б р а т ь е в Р ай т. —Что городки или рюхи— старинная и очень популяр^ ная русская игра. Когда Суво рова спросили, зачем он иг рает в рюхи, он ответил: «Быстрота, глазомер и нати к— лучшие помощники воину: би тою мечусь—это глазомер, би тою бью—это быстрота, битою выбиваю—это натиск. —Что слово «лирика»..гре ческого происхождения. Лири ческими в древней Греции на зывались произведения, ис полнявшиеся под аккомпане мент лиры. —Что автором первоначаль* ного текста русской песни «Ду бинушка» был морской врач, поэт Василий Богданов Г1838— 1886 гг.). ^ГМ № 126966 Заказ № 81 Ответственный ввдактов А . И . С Т А С Е В И Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz