Зенитчик Заполярья. 1944, октябрь.

2 ЗЕНИТЧИК ЗАПОЛЯРЬЯ 22 октября 1944 г, №89 Уголок рационализатора П Р Е Д Л ОЖ Е Н И Е К Р А С Н О Ф Л О Т Ц Я Б О Л Ь Ш А К О В А (Консультирует инженер-капитан РАЕВСКИЙ) Малокалиберные пушки, со­ стоящие у нас на вооружении, при разборке имеют некоторое неудобство. Ойо связано с тем, что рычаг закрывающего ме­ ханизма с серь- __ »!7м_ гой, выпадает _ и -\— П е р в о е п о л и т з а н я т и е из секторной выемки паза которая имеет­ ся на казенни­ ке. Это выпада­ ние происходит в том ,случае, когда серВга от­ соединена от штока закрыва­ ющей пружины, шлицевой ва­ лик мотыля вы­ нут, а орудию придан угол возвышения бо­ лее чем SOгра­ дусов. Чтобы облег­ чить замену за­ твора и предотвратить при этом выпадание, рычага, краснофло­ тец Большаков придумал при­ способление, чертеж и описа­ ние которого мы помещаем ни- же. Приспособление, или, как его назвал автор, «прижим ры­ чага закрйвающей пружины», состоит из деревянного бруска длиной 7 0—80 мм., шириной 40 мм., толщиной в 17 мм. се указанные размены мо­ гут оыть изменены в зависи­ мости от калибра пушки). В верхней части бруски приде­ лывается ручка из витой про­ волоки (см. рисунок). В ниж­ ней чисти брус­ ка должна быть ! выдолблена ка­ навка ДЛИНОЙ 40 мм., шири­ ной 32 мм. II о л Ь 3 у Я С I изготовленным приспособЛ №1 1 ем, следует под нять ствол ору­ дия на 83 гра дуса, от « р ы в правый люк, вставить в него «прижим». (Ры чаг в это время ' двигать не еле дует). „При­ жим" совпадает своими выреза­ ми с шлицевым валиком и,находясь между стен кой люльки и рычага, плотно прижмется к стенке казённика.В этом положении рычаг, при вынимании шлицевого валика, развернуться вокруг оси не сможет и при вставлении шли­ цевого валика обратно, вы­ пасть не сможет. Вся остальная разборка про­ исходит, как положено по ин­ струкциям, исключая вынима­ ние лапок экстрактора. И. Чекшезѳров »Больше хлеба—ближе победа Колхозники и колхозницы, рабочие д работницы МТС и совхозов, специалисты сель­ ского хозяйства советской Ук­ раины обратились с призывом— развернуть социалистическое соревнование за досрочное вы­ полнение государственного пла­ на хлебопоставок и сверхплано­ вую сдачу хлеба в фонд Кра­ сной Армии. Соревнование, начатое на Ук­ раине, |аарюрает^я, ііринимая характер п&длипно всенародно­ го двщррия. Проникнутые пламенной любовью к Родине, труженик» советских полей обязуются встретить 27 годов­ щину Октябрьской революции досрочным завершением хлебо­ поставок. Колхозники обеща­ ли товарищу .Сталину эд»ть Политические занятия тре­ буют от иолитгрушювода са­ мой тщательной подготовки и умелого подхода к людям. Расскажу как я готовился к своему первому политзанятию и как оно прошло. Тема этого политзанятия была «Партия большевиков--вдох­ новитель и организатор побед Великой Октябрьской социали­ стической революции.» Замес­ титель командира по полити­ ческой части провел с руково­ дителями групп инструктаж по этой теме. Так, еще до само­ стоятельной подготовки, каж­ дый из нас уже имел пред­ ставление, как и что необхо­ димо рассказать бойцам. После инструктажа я начал самостоятельную подготовку. Для этого использовал краткий курс истории партии, книгу товарища Сталина «О великой Отечественной войне Советско­ го Союза» и отдельные бро­ шюры. Прочитав материал, я составил развернутый кон­ спект, наметил вопросы к слу­ шателям, выписал названия кинофильмов и художествен­ ных произведений, освещаю­ щих тему политзанятий. Это я сделал для того, чтобы по­ рекомендовать краснофлотцам, что читать и в каких филь­ мах можно увидеть эпизоды, рисующие отдельные моменты деятельности коммунистичес- < кой партии в период яодго-' товки и проведения Октябрь­ ской революции. Занятие я начал точно в положенное время. Проводил его так: рассказывал по раз­ делам и после каждого дела спрашивал бойцов. содержательные я чувствовал, воспринимался раз- От- веты были и интересные, что материал хорошо. На этом политзанятии осо­ бую активность проявили то­ варищи Кубинин, Бородин и Акулов. После политзанятий руко­ водители групп собрались и обменялись мнениями. Едино­ душно было отменено, что каждому из нас нельзя ни на минуту останавливаться в своем росте. Только тот смо­ жет справиться с большой и трудной работой преподава­ теля, завоевать авторитет у своих слушателей, кто много читает, умеет отыскивать но­ вое, повышает культуру речи. И. М. Пиппа. Профессор С. СЕВЕРЦЕВ Кто такой Чаолз ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ хлеб сверх государственного плана но Краснодарскому краю—2 миллиона пудов, по Ростовской области..-2 миллио­ на пудов, по Ярославской об­ ласти—700 тысяч пудов, по Саратовской области—500 ты­ сяч пудов, по Горьковской об­ ласти—500 ТЫСЯЧ пудоі!, по Кировской области—500 тысяч цудов, по Брянской области—1 миллион пудов, по Вологодской области—300 тысяч пудов, по Омской области—200 тысяч пудов и т. д. «Больше хлеба—ближе победа, сильней, и зажиточней стра­ на»—под таким лозунгом раз­ вертывается сейчас предок­ тябрьское социалистическое соревнование в колхозной де­ ревне. В украинском колхозе Дружно прошла уборка в колхозе имени Шевченко, Одесской области. Этому немало способствовала агитационная работа. Во вре­ мя обеденных п ерерывов агитаторы ежедневно проводили читки га­ зет и беседы о победоносном наступлении Красной Армии. Н а снимке: колхозница-агитатор Оля Борзенко читает в своей бри гаде свежий номер газеты. Фото Б. Лосина. В мировой науке есть не­ сколько имен, которые должен знать всякий грамотный чело­ век. К ним принадлежит і имя Чарлза Роберта Дарвина Дарвин родился 12 февраля 1809 года и умер в 1882 го­ ду. Вся его жизнь была пос­ вящена разработке биологии, но результаты его исследова­ ний отразились на всех облас­ тях науки и культуры 19-го 20 веков. Его жизнь не бо­ гата внешними событиями. Он не занимал никакой должнос­ ти, не был профессором. Поч­ ти всю жизнь Дарвин прожил в уединенной сельской мест­ ности, занимаясь исследовани­ ями. Большое значение для Дар­ вина имело совершенное им в 1 8 3 1 - 3 6 гг. путешествие на корабле «Бигль». Это путе­ шествие определило судьбу молодого ученого. Отметим некоторые наблюде­ ния Дарвина, о которых он сам пишет, что они сыграли крупную роль в создании эво­ люционной теории, разработ­ кой которой он занялся по возвращении из путешествия. Его поразило геологическое строение острова Сант Яго у берегов Южной Америки, где чередование известковых тол­ щин, образовавшихся из остат­ ков раковин и скелетов мор­ ских животных с мощными слоями лавы, изверженной древними вулканами, показа­ ло, что земная кора то подни­ мается, то опускается под вли­ янием внутренних сил. В пони­ жениях отлагаются толщи оса­ дочных пород с захороненны­ ми в них остатками живот­ ных и растений, живших в древние эпохи жизни земли. Самые древние отложились раньше и лежат ниже, Ф новые налагаются на них. Прослеживая остатки этих жи­ вотных в последовательных слоях, можно заметить, какие изменения претерпевал живот­ ный и растительный мир за время своего существования. Вернувшись в Англию, Дар­ вин года два прожил в Лондо­ не, занятый обработкой и пе­ чатанием книг и статей о ре­ зультатах путешествия. За эти годы Дарвин стал известен, как крупный ученый, прекрасно из учшпіі иа природу тропических стран и А н г л и и , знаток геологии, зоологии, бо­ таники, создавший теорию ко­ ралловых рифов, сделавший много открытий и обозрений. В начале 19-го века наука накопила такое количество фактов-, что старое, тысячелет­ нее представление—будто все виды животных и растений были сотворены богом в 7 дней к творения с тех пор ос­ тавались неизменными, что каждый вид премудро устроен творцом соответственно усло­ виям среды, в которой он жи­ вет, —перестало удовлетворять передовых ученых. Но друго­ го объяснения целесообразнос­ ти органического мира не было. В чем же заключаются осно­ вы теории Дарвина? Она изложена в сравнитель­ но небольшой книге, назван­ ной «Происхождение видов пу­ тем естественного отбора или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». Если существуют небольшие изменения животных и расте­ ний, то ути изменения, накап­ ливаясь, могли постепенно прив ес ти к образованию но- более|вых семейств, отрядов и клас- ГМ 126973 сов. Для этого нужно только, чтобы эти изменения переда­ вались от родителей к детям по наследству. Дарвин на ог­ ромном числе примеров пока­ зал, как изменяются признаки животных и растений и что эти новые признаки действи­ тельно передаются по наслед­ ству потомству. Оставалось об‘- ясннть механизм накопления наследственных изменений. Для этого Дарвин стал изучать об­ разование пород домашних животных. Яркий пример дали голуби. Дарвин сделался чле­ ном двух голубиных клубов, сам разводил голубей пока­ зал, что все разнообразные по­ роды произошли от дикого си­ зого голубя в результате от­ бора производителей, которые первоначально лишь слабо от­ личались от своего предка. Дарвин различал сознатель­ ный и бессознательный отбор. Бессознательный отбор имел место даже у диких племен и народов. Каждый охотник, каждый скотовод естественно старались сохранить наиболее ценных животных. Поэтому именно лучшие экземпляры ос­ тавляли больше потомства, на­ следовавшего признаки роди­ телей. Это приводило к обра­ зованию новых пород. По ме­ ре роста культуры бессозна­ тельный отбор сменялся созна­ тельным. На племя оставля­ лись производители, обладав­ шие именно теми свойствами, которые были нужны человеку. Есть ли в Дикой природе факторы, соответствующие то­ му искусственному подбору, который производит человек для домашних животных и растений? Дарвин показал, что такой принцип есть, В своей автобиографии Дарвин пишет, что будучи подготовлен про­ должительными наблюдениями над жизнью животных и расте­ ний, он оценил значение со­ вершавшейся повсеместно борь­ бы за существование и был поражен мыслью, что при та­ ких условиях полезные изме­ нения должны сохраниться, а бесполезные уничтожаться. Дарвин назвал этот процесс, в отличие от человеческого ис­ кусственного отбора, «отбором естественным» и правильно усмотрел в нем об‘ясненне целесообразных изменений жи­ вотных в зависимости от внеш­ них условий существования. Хищник, преследует свою добы­ чу и те особи, которые могут быстрее убегать, или обладают окраской, позволяющей лучше спрятаться, или более острым слухом и хитростью, чтобы во время заметить опасность,— живут дольше и оставляют большое потомство. Так Дар­ вин доказал факт эволюции, и дал ей научное об‘яснение. Заказ 90 Ответственный редактор А. И. СТАСЕВИЧ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz