Зенитчик Заполярья. 1944, май.
ЗЕНИТЧИК ЗАПОЛЯРЬЯ — seares__ я я р ляьжлгхдг: 23 мая 1944 г. JVs 42 gg*»*; П е р в ую планку чугун:і выдала доменная пе1 -ь X" 2 С та л и н с к о го металлур гичес ко го .іапода. Па снимке : бригада доменщиков , участвовавшая ремонте и под го то в ке к п у с к у домны. Фото Г. Угриновича. ЗАБОТА О СЕМЬЯХ ФРОНТОВИКОВ (П и с ьм о из Мурм ан ского Облисполкома) С первых дней Отечест венной войны забота о нуж дах и запросах семей фронто виков стала первостепенным делом партийных, советских и профсоюзных организаций на шей страны. С октября 1943 года при областном, районных и город ских исполнительных комите тах советов депутатов трудя щихся нашей области работают отделы но государственному обеспечению и бытовому уст ройству семей военнослужащих. Отделы взяли на учет все семьи фронтовиков, получаю щие и неполучающие государ ственное пособие и пенсии. На особый учет взяты: престаре лые родители, многодетные, которым оказывается иомощі в первую очередь. Нта помощь многообразна: она оказывает сл и деньгами, и товарами, и продуктами, и даже трудом. К наиболее нуждающимся и тру довой помощи семьям при крепляются активисты, кото рые помогают им в различ ных хозяйственных делах, например, напилить и напо лоть дров, принести воды и т. д. За 1ІІ43 год но Мурманской области выплачено государст венных пособий семьям военно служащих 4.194. 294 рубля, кроме этого советскими и хо зяйствен ными организаццям и выплачено единовременных по собий 1 230 ОоО рублей. С 1 января по 1 апреля 1944 года выдано семьям вои нов одежды, белья и платья — 17487 вещей, детской и дам ской обуви — 10. 021 пара, ма нуфактуры свыше- 9. ООО мет ров, овощей—59.776 кило грамм, рыбы и мяса— 42 521 килограмм. Так жене военно служащего гражданке Ген киной, прибывшей из освобож денного от оккупации района, выдано единовременное посо бие—300 рублей, детское пальто, туфли, платье, шерстя ная юбка, 12 метров мануфак туры , одна пара детских ва ленок. Кроме этого т. Семкина обеспечена дровами. По заяв лению военнослужащего тов. Иванова оказана помощь его двум детям, находящимся в Кольском интернате. Им выда ны: 2 детских пальто, 2 пары ботинок, 2 платья н другое белье. Тысячи семей получили и получают государственную по в ПОМОЩЬ КОМАНДИРУ О Р У Д И Я Подполковник Перѳбилло. Ометодике боевойподготовки орудийного расчета мощь деньгами п промтовар МИ. Только за отопительный се зон 1943 —1944 года семьям фронтовиков нашей области выдано дров 21 864 кубичес них метра. Многим сотням семей бойцов и офицеров, через отделы гос- обеспечения, даны н о в ы е квартиры, или отремонтиро ваны старые (всего отремонти ровано 1243 комнаты). Детей фронтовиков мы уст раивали в детские сады и дет скис ясли. 2071 ребенок на ходится в этих детских учреж дениях. 813 детей получили дополнительное питание в сто ловых. Псе это проявление заботы нашего народа о детях, отцы которых, защищают на шу землю. Большая работа проведена по трудоустройству членов се мей военнослужащих. За пос ледние 16 месяцев устроено на работу 909 человек, которые приобрели производственную квалификацию токарей, слеса рей, кочегаров и другие. Мно гие из них выполняют про изводственные нормы на 120 и 250 процентов. Например же на, погибшего на фронте това рища Калинина, выполняет нормы на 120 процентов. Же ны фронтовиков Городкова, Нестерова перевыполняют нор мы на 140 процентов. Воины доблестной Красной Армии и Военно-Морского Фло та, вы можете быть спокойны за своих родных, находящих ся в тылу. Ни одна семья за щитника Родины не останется без внимания и своевременно оказанной ей помощи. Мы повседневно будем заботиться о производственном обучении членов ваших семей, нуждаю щимся будем оказывать все мерную помощь. Каждое заяв ление н письмо фронтовика п его семьи будет рассмотрено. Заботой о семьях военнослужа щих. мы вдохновляем воинов на новые героические подви ги, тем самым приближаем час победи советского народа над проклятым немецким фа шизмом. Заместитель заведующего отделом по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военно служащих при Мурманском облисполкоме М. С. Барынкина. (Окончание. Начало см. в № 4 1 ) . III. ПОДГОТОВКА ЧЕТВЕРТОГО НОМЕРА Незначительная ошибка в у с т а новке курса резко о тк л оняет в сторону линию прицеливания, п о этому подготовка четвертого н о мера весьма существенно влияет ка результаты стрельбы. Правильная установка курса возможна только при большом навыке, а поэтому ч е тв ертый н о мер должен быть мастером с в о е го дела. Исходя из этого, четвер то го но мера (установщика курса) надо готовить с особой тщательностью, систематически тренируя его. Обязанности четвертого номера 1. Правильно, самостоятельно, на-глаз устанавливать фигурную стрелку параллельно к урсу цели. 2. Правильно и быстро у стан ав ливать (по команде и само сто ятельно) угол пикирования. 3. Правильно ьводить в к ур о корректурные поправки (по командам). 4. При замене ствола быстро надевать на казенную часть п р и способление, п р едо х р ан яющее р у ки от ожогов, и вместе с шестым и вторым номерами относить ствол в сторону. Прибор «Зенитчик» для тренировки четвертого номера Прибор состоит из в р а щающегося вер тик ал ьно го ш е ста, на котором установлен ма кет самолета. Макету можно п р и давать угол пикирования или кабрирования. Для контроля у с т а новленных углов пикирования (кабрирования) и курса на п р и боре имеются две шкалы: одна для курса и другая для углов пикирования (кабрировани я). Д е ления шкал таки е же, как и на прицеле, Методика обучения Обучать ч етв ер то го н омер а н а до только на п уш к е и в такой последовательности: 1. Место и стойка чет в ер т о г о номера. Обучение стойке пр оизводи ть при разных положениях ствола (опущенном и приподнятом). О с новное требование к прицельно му—не мешать в работе второму номеру. 2. Приемы установки курса. Обучение н ачать показом п р а вильного приема: левой рукой следует отжим а т ь рычаг к у р с о в о го стола вниз, а п р а в о й—у с т а навливать фигурную стрелку (за ближайший конец е е )п а р ал л е л ь н о курсу цели. При этом надо с л е дить, чтобы левая р у к а не з а к р ы вала окна коллиматора. 3. Влияние оши бо к в у с т а н о в ке курса на линию приц еливания. При изучении это го вопроса показать пр актически , как о т к л о няется линия приц еливания при ошибках в к у р с е на 1-00, 2-00, 3-00 и 5-00. Дальность на п р и ц е ле иметь 2— 2,5 км и скорость 120— 130 м/сек. 4. Приемы установки угла п и кирования и к абрирования. 5. Т ренировка в с а м о с т о я т е л ь ной у становке курса и углов п и кирования по м ак ету самолета прибора „Зенитчик". Для п е р вы х тр енир о в ок п р и бор следует ставить в 20—25 м. от пушки, а по мере умен ьшения ошибок в у стан овк е курса и у г лов пикирования отн ести его на 50—60 м. Тренировка должна быть с и с т е матической, д аж е если ош и б к и в установке к у рс а будут н езн ач и тельными. 6. Тр е ни р о в ка в у стано вк е к у р са по самолетам. Для тр енир о в ки и с п о л ь зо в а т ь все полеты само л ето в на д а л ь ностях до 4 км. 7. Установка курса для к о р р е к туры огня по командам „Вправо" (влево) 0-0 0“. При обучении этому н еобх оди мо требовать от прицельного, чтобы он не пользовался цифр а ми шкалы прицела, т.е. не при бавлял или не отнимал от цифры, стоящей под у к азат е л ем , с к ом а н дованное число, а передвигал б указатель на у к а зан но е число, отсчитывая его по дел ени ям ш к а лы. Этим будет достигнута быст рота и бо л ьшая т очность в р а б о те. Команды следует подавать полностью, ук азыв ая больши е и малые деления угломера. П р и м е р. Острый к онец ф и гурной стрелки надо повернуть вправо на 3-00. Команду надо п о дать: . В п р а в о т р и—н о л ь—ноль", а не Вправо три". 8. Установка углов пикирова ния по команде „Пикирующий, вниз 00“. При обучении этому добиваться максимальной быстроты выпол нения. 9. З ам е н у ствола следует пр о изводить практически . Подготовку ч е тв ер того номера можно считать у д о в л е т в о р и - тельной, когда его средняя ош и б ка будет не больше 0-50. IV. ПОДГОТОВКА ПЯТОГО НОМЕРА Пятый номер (заряжающий),так же, как и четвертый , требует о собенно тщател ь н о го обучения. О т подготовки за р яж ающ е г о з а висит р а б о т а пѵшки. Пятого номера обычно учат з а р яжанию и мало уделяют внима ния устранению зад ерже к . В о т дельных подразделениях з а д е рж ки и зучают теоретически, т. е. заучивают причину з ад ерж к и и что тр е б у е т ся для ее устранения, а за р яжающи е практически не умеют о ты ск и в а т ь за д е рж к и и у стр ан ять их. Обязанности пятого номера 1. П р о в ер я т ь готовность п уш ки к стрельбе. 2. Пр ави л ь но и бы ст р о за р яжат ь и р азр яж а т ь пушку. Быстр о о п редел я ть причину з а д е р ж к и и у ст р а н ят ь ее. 4. При замен е ствола р а з р я дить пушку , с п у стить досылатель (клин зат в о р а не поднимать) и вместе с третьим номером при нести запасный ствол и вставить его в горловину люльки. Порядок обучения. 1. Н ау чн т ь привнльной стойке у магазина: зар яж ающи й стоит л евее магазина лицом к нему, н о ги должны быть ши р о к о р ас ст ав лены. 2. И зу ч и т ь приемы заряжания: а) о твести р у к о я т к у первого з ар яжани я назад до о тказа и п о ставить на задний о г р а н и ч и тель; б> взять от подносчика обойму с п атрон ами—л евой рукой снизу за сн аряд и пр авой рукой сверху около обоймы; в) вложи ть обойму с патронами в магазин и резким нажатием кисти правой руки дослать п а т р о ны в магазин так, чтобы п ервый (нижний) п атрон п р ошел через отсечки на ло то к досылателя; л е вую руку о дн о в р ем е нн о с н аж а тием пр авой выд ер н у т ь на себя; г) в л ожи ть и дослать вторую обойму, а если подносчик не у с пел ее подать, о т в е с ти р у к о ят к у за р яж а н и я вперед, поставить с т о пор на „о го н ь ” и затем в ложи ть вторую обойму. П р и м е ч а н и е . Фл ажо к м е х а низма взаимной замкнутости д о л жен все в р емя бы ть в ключен ным. 3. И зу чи т ь порядок проверки готовности пушки к стрельбе. 4. И з у ч и т ь з а д е рж к и , по р яд о к и приемы их о тыски вани я и у с т ранения. 5. Н а у чи т ь исполнять обязан ности при замен е с т в о л а . Методика обучения пятого номера 1 О б у ч а т ь за р яжающег о еле- і дует т о л ь ко практически, имея у чебные п атроны и плакаты за- j д е рж е к автом атики . f При о тсу тствии учебных пат ронов можно пользоваться бое- , выми патронами с бронебойными снарядами при обязательном ус ловии зам е ны капсюльных втулок стрелянными. 2. При обуч ении заряжанию на до о б р ащ а т ь о собое внимание на правильность д ержан ия обоймы с с патронами перед вкладыванием и на досылание обоймы в мага зин. 3. Добиться от заряжающего, чтобы он в сегда заблаговременно подготовлял инструмент, необхо димый для устранения задержек, и проверял перед заряжанием ис- ; правность автоматики. Инструмент (разрядник, отверт ка с длинным лезвием и палка) положить па платформу около гильзоотвода так, чтобы он не мешал за р яжающем у и, чтобы при необходимости его удобно было взять. Работу о т се ч ек автоматики (их проворачиваемость) проверять, продавливая между ними срезан ный конец палки. Если о тсечки проворачиваться не будут, надо заменить срезан ные шплинты стопоров отсечек. 4. При обучении устранению за д ерж ек последние надо создавать искусственно, чтобы заряжающий видел за д е ржк у и мог ее практи чески устранить. При т ренировке в отыскании и ! и устранении за д ерже к на ско рость зар яжающий не должен ви деть, какую для него приготови ли за д е ржк у . При отыскании причин задерж ки пятый номер должен соблю дать следующий порядок работы: —поставить предохранитель на „Поход“. —осмотреть, нет ли перекоса патронов в магазине; —осмотреть, нет ли выпадения патрона; —снять о т р аж а те л ь стрелянных гильз и проверить, нет ли зажи ма стрелянной гильзы отсечками или очередным патроном, утыкания патронов и пр. 5. Об у ч а я р азряжанию пушки чере з лоток досылателя, не сле дует д оп у ск ать резк о го отвода н азад р у к о ят ки заряжания; во избежение срезания шплинтов на стопорах отсечек рукоятку надо плавно отводить назад. Подготовка подносчиков. Р абота подносчиков и их подго товка несложна. Необходимо толь ко остановиться на правильности подачи патронов. П о д ав ать патроны заряжающе му надо всегда однообразно и так, чтобы взяв патроны, он мог сразу ж е опускать их в магазин. Для этого подносчика подают обойму в в ертикальном положе нии снарядами вп е р ед по направ лению ствола. Л е в о й рукой под носчик под д е ржи вае т обойму за нижний патрон у дульца гильзы, а правой прижим ает три верхних патрона к обойме; в этом случае патроны не будут вываливаться из обоймы . Для правильного и быстрого зар яжани я пушки подносчики обязаны согласовать свою работу с зар яжаюшнм так, чтобы создать ему максимум удобств при заря жании. Ответственный редактор А. И. СТАСЕВИЧ. ГМ № 162192 Заказ № 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz