Зенитчик Заполярья. 1944, май.

ЗЕНИТЧИК ЗАПОЛЯРЬЯ — seares__ я я р ляьжлгхдг: 23 мая 1944 г. JVs 42 gg*»*; П е р в ую планку чугун:і выдала доменная пе1 -ь X" 2 С та л и н с к о го металлур гичес ко го .іапода. Па снимке : бригада доменщиков , участвовавшая ремонте и под го то в ке к п у с к у домны. Фото Г. Угриновича. ЗАБОТА О СЕМЬЯХ ФРОНТОВИКОВ (П и с ьм о из Мурм ан ского Облисполкома) С первых дней Отечест­ венной войны забота о нуж­ дах и запросах семей фронто­ виков стала первостепенным делом партийных, советских и профсоюзных организаций на­ шей страны. С октября 1943 года при областном, районных и город­ ских исполнительных комите­ тах советов депутатов трудя­ щихся нашей области работают отделы но государственному обеспечению и бытовому уст ройству семей военнослужащих. Отделы взяли на учет все семьи фронтовиков, получаю­ щие и неполучающие государ­ ственное пособие и пенсии. На особый учет взяты: престаре­ лые родители, многодетные, которым оказывается иомощі в первую очередь. Нта помощь многообразна: она оказывает сл и деньгами, и товарами, и продуктами, и даже трудом. К наиболее нуждающимся и тру­ довой помощи семьям при­ крепляются активисты, кото­ рые помогают им в различ­ ных хозяйственных делах, например, напилить и напо­ лоть дров, принести воды и т. д. За 1ІІ43 год но Мурманской области выплачено государст­ венных пособий семьям военно­ служащих 4.194. 294 рубля, кроме этого советскими и хо­ зяйствен ными организаццям и выплачено единовременных по­ собий 1 230 ОоО рублей. С 1 января по 1 апреля 1944 года выдано семьям вои­ нов одежды, белья и платья — 17487 вещей, детской и дам­ ской обуви — 10. 021 пара, ма­ нуфактуры свыше- 9. ООО мет­ ров, овощей—59.776 кило­ грамм, рыбы и мяса— 42 521 килограмм. Так жене военно­ служащего гражданке Ген­ киной, прибывшей из освобож­ денного от оккупации района, выдано единовременное посо­ бие—300 рублей, детское пальто, туфли, платье, шерстя­ ная юбка, 12 метров мануфак­ туры , одна пара детских ва­ ленок. Кроме этого т. Семкина обеспечена дровами. По заяв­ лению военнослужащего тов. Иванова оказана помощь его двум детям, находящимся в Кольском интернате. Им выда­ ны: 2 детских пальто, 2 пары ботинок, 2 платья н другое белье. Тысячи семей получили и получают государственную по­ в ПОМОЩЬ КОМАНДИРУ О Р У Д И Я Подполковник Перѳбилло. Ометодике боевойподготовки орудийного расчета мощь деньгами п промтовар МИ. Только за отопительный се­ зон 1943 —1944 года семьям фронтовиков нашей области выдано дров 21 864 кубичес них метра. Многим сотням семей бойцов и офицеров, через отделы гос- обеспечения, даны н о в ы е квартиры, или отремонтиро­ ваны старые (всего отремонти­ ровано 1243 комнаты). Детей фронтовиков мы уст­ раивали в детские сады и дет скис ясли. 2071 ребенок на­ ходится в этих детских учреж­ дениях. 813 детей получили дополнительное питание в сто ловых. Псе это проявление заботы нашего народа о детях, отцы которых, защищают на­ шу землю. Большая работа проведена по трудоустройству членов се­ мей военнослужащих. За пос­ ледние 16 месяцев устроено на работу 909 человек, которые приобрели производственную квалификацию токарей, слеса­ рей, кочегаров и другие. Мно­ гие из них выполняют про­ изводственные нормы на 120 и 250 процентов. Например же­ на, погибшего на фронте това­ рища Калинина, выполняет нормы на 120 процентов. Же­ ны фронтовиков Городкова, Нестерова перевыполняют нор­ мы на 140 процентов. Воины доблестной Красной Армии и Военно-Морского Фло­ та, вы можете быть спокойны за своих родных, находящих­ ся в тылу. Ни одна семья за­ щитника Родины не останется без внимания и своевременно оказанной ей помощи. Мы повседневно будем заботиться о производственном обучении членов ваших семей, нуждаю­ щимся будем оказывать все­ мерную помощь. Каждое заяв­ ление н письмо фронтовика п его семьи будет рассмотрено. Заботой о семьях военнослужа­ щих. мы вдохновляем воинов на новые героические подви­ ги, тем самым приближаем час победи советского народа над проклятым немецким фа­ шизмом. Заместитель заведующего отделом по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военно­ служащих при Мурманском облисполкоме М. С. Барынкина. (Окончание. Начало см. в № 4 1 ) . III. ПОДГОТОВКА ЧЕТВЕРТОГО НОМЕРА Незначительная ошибка в у с т а ­ новке курса резко о тк л оняет в сторону линию прицеливания, п о ­ этому подготовка четвертого н о­ мера весьма существенно влияет ка результаты стрельбы. Правильная установка курса возможна только при большом навыке, а поэтому ч е тв ертый н о ­ мер должен быть мастером с в о е­ го дела. Исходя из этого, четвер то го но­ мера (установщика курса) надо готовить с особой тщательностью, систематически тренируя его. Обязанности четвертого номера 1. Правильно, самостоятельно, на-глаз устанавливать фигурную стрелку параллельно к урсу цели. 2. Правильно и быстро у стан ав ­ ливать (по команде и само сто ­ ятельно) угол пикирования. 3. Правильно ьводить в к ур о корректурные поправки (по командам). 4. При замене ствола быстро надевать на казенную часть п р и ­ способление, п р едо х р ан яющее р у ­ ки от ожогов, и вместе с шестым и вторым номерами относить ствол в сторону. Прибор «Зенитчик» для тренировки четвертого номера Прибор состоит из в р а ­ щающегося вер тик ал ьно го ш е ­ ста, на котором установлен ма­ кет самолета. Макету можно п р и ­ давать угол пикирования или кабрирования. Для контроля у с т а ­ новленных углов пикирования (кабрирования) и курса на п р и ­ боре имеются две шкалы: одна для курса и другая для углов пикирования (кабрировани я). Д е ­ ления шкал таки е же, как и на прицеле, Методика обучения Обучать ч етв ер то го н омер а н а ­ до только на п уш к е и в такой последовательности: 1. Место и стойка чет в ер т о г о номера. Обучение стойке пр оизводи ть при разных положениях ствола (опущенном и приподнятом). О с ­ новное требование к прицельно­ му—не мешать в работе второму номеру. 2. Приемы установки курса. Обучение н ачать показом п р а ­ вильного приема: левой рукой следует отжим а т ь рычаг к у р с о в о ­ го стола вниз, а п р а в о й—у с т а ­ навливать фигурную стрелку (за ближайший конец е е )п а р ал л е л ь н о курсу цели. При этом надо с л е ­ дить, чтобы левая р у к а не з а к р ы ­ вала окна коллиматора. 3. Влияние оши бо к в у с т а н о в ­ ке курса на линию приц еливания. При изучении это го вопроса показать пр актически , как о т к л о ­ няется линия приц еливания при ошибках в к у р с е на 1-00, 2-00, 3-00 и 5-00. Дальность на п р и ц е ­ ле иметь 2— 2,5 км и скорость 120— 130 м/сек. 4. Приемы установки угла п и ­ кирования и к абрирования. 5. Т ренировка в с а м о с т о я т е л ь ­ ной у становке курса и углов п и ­ кирования по м ак ету самолета прибора „Зенитчик". Для п е р вы х тр енир о в ок п р и ­ бор следует ставить в 20—25 м. от пушки, а по мере умен ьшения ошибок в у стан овк е курса и у г ­ лов пикирования отн ести его на 50—60 м. Тренировка должна быть с и с т е ­ матической, д аж е если ош и б к и в установке к у рс а будут н езн ач и ­ тельными. 6. Тр е ни р о в ка в у стано вк е к у р ­ са по самолетам. Для тр енир о в ки и с п о л ь зо в а т ь все полеты само л ето в на д а л ь ­ ностях до 4 км. 7. Установка курса для к о р р е к ­ туры огня по командам „Вправо" (влево) 0-0 0“. При обучении этому н еобх оди ­ мо требовать от прицельного, чтобы он не пользовался цифр а­ ми шкалы прицела, т.е. не при­ бавлял или не отнимал от цифры, стоящей под у к азат е л ем , с к ом а н ­ дованное число, а передвигал б указатель на у к а зан но е число, отсчитывая его по дел ени ям ш к а ­ лы. Этим будет достигнута быст­ рота и бо л ьшая т очность в р а б о ­ те. Команды следует подавать полностью, ук азыв ая больши е и малые деления угломера. П р и м е р. Острый к онец ф и ­ гурной стрелки надо повернуть вправо на 3-00. Команду надо п о ­ дать: . В п р а в о т р и—н о л ь—ноль", а не Вправо три". 8. Установка углов пикирова­ ния по команде „Пикирующий, вниз 00“. При обучении этому добиваться максимальной быстроты выпол­ нения. 9. З ам е н у ствола следует пр о ­ изводить практически . Подготовку ч е тв ер того номера можно считать у д о в л е т в о р и - тельной, когда его средняя ош и б ­ ка будет не больше 0-50. IV. ПОДГОТОВКА ПЯТОГО НОМЕРА Пятый номер (заряжающий),так же, как и четвертый , требует о собенно тщател ь н о го обучения. О т подготовки за р яж ающ е г о з а ­ висит р а б о т а пѵшки. Пятого номера обычно учат з а ­ р яжанию и мало уделяют внима­ ния устранению зад ерже к . В о т ­ дельных подразделениях з а д е рж ­ ки и зучают теоретически, т. е. заучивают причину з ад ерж к и и что тр е б у е т ся для ее устранения, а за р яжающи е практически не умеют о ты ск и в а т ь за д е рж к и и у стр ан ять их. Обязанности пятого номера 1. П р о в ер я т ь готовность п уш ­ ки к стрельбе. 2. Пр ави л ь но и бы ст р о за р яжат ь и р азр яж а т ь пушку. Быстр о о п редел я ть причину з а ­ д е р ж к и и у ст р а н ят ь ее. 4. При замен е ствола р а з р я ­ дить пушку , с п у стить досылатель (клин зат в о р а не поднимать) и вместе с третьим номером при­ нести запасный ствол и вставить его в горловину люльки. Порядок обучения. 1. Н ау чн т ь привнльной стойке у магазина: зар яж ающи й стоит л евее магазина лицом к нему, н о ­ ги должны быть ши р о к о р ас ст ав ­ лены. 2. И зу ч и т ь приемы заряжания: а) о твести р у к о я т к у первого з ар яжани я назад до о тказа и п о ­ ставить на задний о г р а н и ч и ­ тель; б> взять от подносчика обойму с п атрон ами—л евой рукой снизу за сн аряд и пр авой рукой сверху около обоймы; в) вложи ть обойму с патронами в магазин и резким нажатием кисти правой руки дослать п а т р о ­ ны в магазин так, чтобы п ервый (нижний) п атрон п р ошел через отсечки на ло то к досылателя; л е ­ вую руку о дн о в р ем е нн о с н аж а ­ тием пр авой выд ер н у т ь на себя; г) в л ожи ть и дослать вторую обойму, а если подносчик не у с ­ пел ее подать, о т в е с ти р у к о ят к у за р яж а н и я вперед, поставить с т о ­ пор на „о го н ь ” и затем в ложи ть вторую обойму. П р и м е ч а н и е . Фл ажо к м е х а ­ низма взаимной замкнутости д о л ­ жен все в р емя бы ть в ключен ­ ным. 3. И зу чи т ь порядок проверки готовности пушки к стрельбе. 4. И з у ч и т ь з а д е рж к и , по р яд о к и приемы их о тыски вани я и у с т ­ ранения. 5. Н а у чи т ь исполнять обязан­ ности при замен е с т в о л а . Методика обучения пятого номера 1 О б у ч а т ь за р яжающег о еле- і дует т о л ь ко практически, имея у чебные п атроны и плакаты за- j д е рж е к автом атики . f При о тсу тствии учебных пат­ ронов можно пользоваться бое- , выми патронами с бронебойными снарядами при обязательном ус­ ловии зам е ны капсюльных втулок стрелянными. 2. При обуч ении заряжанию на­ до о б р ащ а т ь о собое внимание на правильность д ержан ия обоймы с с патронами перед вкладыванием и на досылание обоймы в мага­ зин. 3. Добиться от заряжающего, чтобы он в сегда заблаговременно подготовлял инструмент, необхо­ димый для устранения задержек, и проверял перед заряжанием ис- ; правность автоматики. Инструмент (разрядник, отверт­ ка с длинным лезвием и палка) положить па платформу около гильзоотвода так, чтобы он не мешал за р яжающем у и, чтобы при необходимости его удобно было взять. Работу о т се ч ек автоматики (их проворачиваемость) проверять, продавливая между ними срезан­ ный конец палки. Если о тсечки проворачиваться не будут, надо заменить срезан­ ные шплинты стопоров отсечек. 4. При обучении устранению за­ д ерж ек последние надо создавать искусственно, чтобы заряжающий видел за д е ржк у и мог ее практи­ чески устранить. При т ренировке в отыскании и ! и устранении за д ерже к на ско­ рость зар яжающий не должен ви­ деть, какую для него приготови­ ли за д е ржк у . При отыскании причин задерж­ ки пятый номер должен соблю­ дать следующий порядок работы: —поставить предохранитель на „Поход“. —осмотреть, нет ли перекоса патронов в магазине; —осмотреть, нет ли выпадения патрона; —снять о т р аж а те л ь стрелянных гильз и проверить, нет ли зажи­ ма стрелянной гильзы отсечками или очередным патроном, утыкания патронов и пр. 5. Об у ч а я р азряжанию пушки чере з лоток досылателя, не сле­ дует д оп у ск ать резк о го отвода н азад р у к о ят ки заряжания; во избежение срезания шплинтов на стопорах отсечек рукоятку надо плавно отводить назад. Подготовка подносчиков. Р абота подносчиков и их подго­ товка несложна. Необходимо толь­ ко остановиться на правильности подачи патронов. П о д ав ать патроны заряжающе­ му надо всегда однообразно и так, чтобы взяв патроны, он мог сразу ж е опускать их в магазин. Для этого подносчика подают обойму в в ертикальном положе­ нии снарядами вп е р ед по направ­ лению ствола. Л е в о й рукой под­ носчик под д е ржи вае т обойму за нижний патрон у дульца гильзы, а правой прижим ает три верхних патрона к обойме; в этом случае патроны не будут вываливаться из обоймы . Для правильного и быстрого зар яжани я пушки подносчики обязаны согласовать свою работу с зар яжаюшнм так, чтобы создать ему максимум удобств при заря­ жании. Ответственный редактор А. И. СТАСЕВИЧ. ГМ № 162192 Заказ № 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz