Зенитчик Заполярья. 1944, май.

З Е Н И Т Ч И К З А П О Л Я Р Ь Я 19 мая 1944 г. № 41 Подполковник Перебилло В ПОМОЩЬ К ОМ АН ДИ РУ О Р У Д И Я Ометодике боевойподготовкиорудийногорасчета Из всех видов боевой подготов­ ки ор удийного расч ета основным и р еш ающим является огневая подготовка. Поэтому на о гнев ую выучку о р удийного р асчета надо о б р а ­ щать главное внимание, уделять ей бо л ьше времени и тщательно продумывать о р г а ни зац ию зан я­ тий. I. ПОДГОТОВКА НАВОДЧИКОВ Р абота н авод чико в во время бон несложна и л егк о выполнима; тем не менее в подготовке их есть ещ е ряд недочетов. Обычно наводчики х о рошо о буч ены навод­ ке по самолету и умеют быстро выполнять свои обязанности при замене ствола; ос т ал ь ны е же обя­ занности, не менее в ажны е , они выполняют зн а чи т е л ь но хуже и иногда совсем не ум ею т выпол­ нять их. Причин ами это го являются: . —незнани е о б у ч ающим всех о б я ­ занностей наводчика; —о т су тстви е учебных пособий; —неправильн ая о р гани зац ия з а ­ нятий. Обязанности наводчиков при боевой работе 1. Ум е ть правильно и быстро с о в м ещ а т ь п ер екр ес ти я колли маторов с целью. 2. З н а т ь правила совмещения трасс с целью при стр е л ь б е по н еожиданно п о я в и вш ем у с я само­ лету на дальностях до 700 метров. 3. Ум еть вести стр ел ь б у любым способом. 4. Ум е ть выносить точку при­ целивания при ст р ел ь б е по тан­ кам и бронемашинам. 5. Зн ать ра зм ерн о с ть штрихов к о л лимато ра и уметь с их по мощью изменить точку прицели­ вания по соотве тствующим коман­ дам, при к о р р е к т у р е стрельбы по пехоте, коннице, осветительным авиабомбам н по неподвижным ц е ­ лям. 6. Знать, при к аких задержках автоматики надо поднять или о п устить ствол или повернуть его так, чтобы было удобно уст­ ран ять зад ержк у . 7. При замене ствола: —п ервый номер по ворачивает систему так, чтобы ствол стал против в'езднон аппарели, откры ­ вает правый люк люльки, осво­ б ожд ае т стопор ствола и после замены ствола з ат я ги в ае т его; —второй номер придает стволу горизонтальное положение и вме­ сте t четвертым и шестым номе­ рами относит горячий ствол в сторону. Учебные пособия 1 Макеты одномоторного и двух­ моторного самолетов противника установленные на шесте. Макеты должны свободно поворачиваться (рис. 1). 2. Подвижной макет танка про­ тивника с размерами около 0,5 X 1 м. 3. Увеличенный ч е р т еж ш т р и ­ хов коллиматора с размерами, наклеенный на щит (рис 2). 4. Указка со штрихами колли­ матора, вь[резанными или н а ч е р ­ ченными на прозрачном целлуло­ иде (рис 3). 5. 'ірн рисунка сродного танка противника, наклеенные на ф а ­ нере: а) при фронтальном движении; б) при фланговом движении; в) при обличсском движении. 6. По одному рисунку: а) атакующей коннице; б) опускающегося парашютного десанта; в) полевой пушки с расчетом; г) миномета с расчетом; д) опускающейся осветительной авиабомбы. Порядок обучения Обучать наводчиков н еобходи­ мо в такой последовательности: ]. Ознакомить с коллиматором и приемами наведения пушки в цель с помощью коллиматора. 2. Научить правильно выбирать точку наводки: а) по одномоторному самолету ^при разных курсовых углах); б) по двухмоторному (при р а з ­ ных курсовых углах); в) по танку и бронемашине (при разных курсовых углах); г) по коннице; ді по неподвижной наземной цели (орудию, пулемету, миноме­ ту и т. д.); е) по осветительной авиабомбе: ж) по парашютному десанту. 3. Научить быстрой поимке с а ­ молетов и правильной наводке по ним. 4. Научить переносить точку наводки по командам : „Вверх пол­ танка", „Вправо (влево) полтанка (танк)" при различных н аправ л е­ ниях движения тайка. 5. Научить самостоятельно о т ­ крывать и вести огонь по шту рмо­ викам и но целям с переменной видимостью. (і. Научить с помощью штри ­ хов коллиматора изменять точку прицеливания при корректуре Стрельбы по коннице, пехоте, о с ­ ветительным авиабомбам и но н е ­ подвижным наземным целям. 7. Научить определять з а д е рж ­ ки, при которых надо поднимать или опускать ствол или по вор а­ чивать его в направлении на в'ездную аппарель. 8. Научить быстро выполнять обязанности при замене ствола. Замечания по методике I. Обучение наводчиков, а та к ­ же и других номеров расчета, н а­ до проводить, придерживаясь следующего принципа: —три четверти времени о т в о ­ дить на отработку четкости и точности в выполнении о б я з а н ­ ностей каждым номером; —четвертую часть времени о т в о ­ дить па слаживание расчета. ‘2. З ан яти я но ознакомлению с коллиматорами и прием ами б ы ­ строй поимки цели, а т а кж е по устранению з а д е рж е к и замене ствола надо проводить п р а к т и ч е с ­ ки, используя учебные приборы, имитирующие цели. 3. При обучении выбору точки наводки все подвижные цели н а ­ до ставить в различных п о л о ж е ­ ниях. Показ наводки производить н а ­ ложенном п ер екр ести я ц е л л у л о ­ идной указки па точку п р и ц е л и ­ вания. 1. Обучение быстрой поимке целей и правильной н авод ке п р о ­ водить тр енировкой в наводке но пролетающим самолетам. При обучении наводчиков о с о ­ бое внимание обратить на н а в о д ­ ку но пикировщику и ш т у рм о в и ­ ку на дальностях до 700 м. 5. Об уча т ь выносить т очку п р и ­ целивания при к о р р е к т у р е с т р е л ь ­ бы по пехоте, коннице и т. п. следует с помощью н алож ен и я п ерекрестия целлулоидой у казки в скомандованную сторону и на назначенную величину относи­ тельно исходной точки п р иц ел и ­ вания. П р и м е р ы . 1. При стрельбе трассы прошли выше цели на 0^15. Подать команду „Вниз 0-15*. По этой команде второй номер обязан опустить пер екр ести е указки вниз на 0-15. 2. При стрельбе по коннице трассы прошли п равее точки п р и ­ целивания на 0-20. Подается команда „Влево 0 -2 0 “. Первый номер должен п ер ем ес т и т ь п е р е ­ крестие влево на 0-20. 6. При изучении за д е рж е к надо создавать их искусственно и в процессе устранения показать н а ­ водчикам, на сколько надо подни ­ мать, (опускать) или п о в о р а ч и ­ вать ствол. ПОДГОТОВКА ТРЕТЬЕГО НОМЕРА При подготовке т р етьего помо­ ра (установщика дальности и с к о ­ рости цели) следует обр а т и т ь внимание на его обязанности: —на установку дальности, когда не слышно команды. - на работу при за д е ржк а х а в ­ томатики; —на работу при замене ствола. Иногда при с трел ь бе н е п р е ­ рывной очередью или при с т р е л ь ­ бе батареей, прицельный не с лы ­ шит подаваемых команд. В этих случаях ои обязан с ам о с т о я т е л ь ­ но устанавливать дальность в с о ­ ответствии со ск о ро с т ью цели и направлением ее движения. Для обучения этому к омандир через равные промежутки подает несколько убывающих или в о з р а ­ стающих дальностей (30, 28, 26 и т. д.), а прицельный их у с т а н а в ­ ливает; затем командир п р е к р а ­ щает подачу данных и наблюдает за дальнейшей самостоятельной установкой дальности третьим н о ­ мером. При появлении за д е рж к и т р е ­ тий номер обязан вместе с п я ­ тым номером найти причину ее. Для этого он о сматри вает а в т о ­ матику через верхний люк лю л ь ­ ки. Началом поиска служит д о ­ клад второго номера „ З ад ерж к а ". Обучение определению х а р ак т е р а з ад ержки должно проводиться только у пушки, наглядным п о к а ­ зом всех задержек, к оторые м о ж ­ но определить че р е з верхний люк люльки. При замене ствола третий н о ­ мер выполняет следующее: —открывает к рышк у в ерхнего люка люльки и вста вл яе т д е р е ­ вянный брусок так, чтобы он о д ­ ним концом упирался в казенник, а другим—в люльку; - в м е с т е с пятым номером п р и ­ носит запасный ствол п вста вл яе т его в горловину люльки; —после соединения ствола с к а ­ зенником вынимает брусок, з а к р ы ­ вает крышку люка и пр одо лжает устанавливать дальность и с к о ­ рость. (Окончание в следующем I номере). 1 З В Е Р С Т В А Н Е М Ц Е В Г- I •я W mkf'A Д е т и гвардии р я д о в о го И. П . Б а р с у к а , бывше г о к о л х о з н и к а сельхо зар тели „П о л е с ь е 1, Д ом а н о в и ч е с к о гО района, П о л е с с к о й о б л а с ти , БССР , — 9 -.іе тия я Н и н а и 7 -ле тний К о л я— 6 месяцев на х о д и л и с ь в н е м е ц к и х л а г е ­ рях в районе О за р и ч и . И зны ва я о т ж а ж д ы , они п о д о ­ брались к к о лю ч е й п р о в о л о к е , где была поставлена в о ­ да. Н о т о л ь к о д е т и п р и т р о н у л и с ь к воде , к а к в зо р в а ­ лась нем ец кая мина. Н и н е о т о р в а л о обе н о г и , а К о л е— о д н у н о г у . Фото Е. Копыта . В о т ч т о н а д е л а л и г и т л е р о в ц ы-и з в е р г и На д ня х младший се р ­ ж а н т И ван К у р г а н о в п о л у ­ чил п и с ьм о о т 12 летней сестры Л ю бы из Д н е п р о ­ п е тр о в с ко й области К р и в о ­ р о ж с к о г о района, деревни Романовна , о с в о б ож д е н н о й о т о к к у п а ц и и . Во т что п и ­ ше т д е в о ч ка : — З д р а в с т в у й , д о р о го й брат Ваня! Передаю тебе приве т и ж е л аю все го н а и л у чш е го . Вайя, о п иш у к р а т к о на ­ ш у ж и з н ь при немцах. М н о г и х из наш их р одны х сейчас нет дома. Папа , с при ход ом о с в об од и тел ь н и ц ы -К р а с н о й Армии, на ­ х о д и т с я в ее рядах, а т в о и х братьев , Валю и К о л ю немец у г н а л в ла ­ ге р ь . Немцы л о в и л и у нас всех м у ж ч и н и у г о н я л и в лагеря . Н ю р ы нет. У ж е два г о ­ да к а к п р о кл я ты й немец у г н а л ее в Германию , мы с мамой остались в д во - ем. И з хо зяйства н и че го не т : все забрали , р а з гр а ­ били и уве зли немцы . Д е д уш к и и б а б уш ки в ж и в ы х нет. Д е д у ш к у у б и ­ ли немцы , ба б уш ка у м е р ­ ла о т ран, нанесенных немцами. Вот, д ор о го й брат, Ваня, что наделали к р о в о п и й ц ы -г и т л е р о в ц ы . Сейчас начинаем в о сс та ­ навливать свое х о з яй с т в о . П о к а , д о р о г о й б р а т и к , до свидания , в следующем письме о гшш у более п о д - pi б но. Ваня, бей п р о к л я т у ю нем ч ур у без в ся кой ж а ­ л о с ти . Отомсти за Валю, К о лю , Пю р у , д е д \ш к у и б а б уш к у . Твоя сестра Лю ба . Т о в а р ищ и кр а с н оф л о т цы , проч ти те и вдумайтесь в к а ж д о е с л о в о „ письма 12 летней се с тры младшего сержан та К у р г а н о в а . Отом­ сти те ги тл е р о в с ким мерзав ­ цам за слезы д е в о ч к и , за ее омраченное де тс тво . Парторг Н. Поспелов. Из числа лучших воинов На днях партийная органи­ зация, где парторгом т. Шахов, пополнилась новыми членами и кандидатами ВКП(б) из чис­ ла активистов и отличников боевой подготовки. Кандидатом в члены JBKII(o) принят комсорг краснофлотец Ревин. —Это настоящий комсомоль­ ский вожак,—сказал о нем, в своем выступлении т. Сингур,— хороший специалист, дисцип­ линированный и выдержанный товарищ. Кандидатом в члены ВКН(б) принят также лейтенант Ква ­ шин. — Он молодой офицер, еще совсем недавно окончил школу, но уже проявил себя хорошим командиром, умелым воспита­ телем личного состава, актив­ ным общественником, агитато­ ром подразделения. Большую работу провел лейтенант по укреплению воинской дисцип­ лины и повышению боевой подготовки,—так говорили о т. Квашине коммунисты, при­ нимая его в ряды партии. * Ни рекомендации комсомоль­ ской организации- принят в ВКП(б) один из лучших ком­ сомольцев т. Турулин. В чле­ ны ВКІТ(б) партийная органи­ зация приняла краснофлотца Ширкунова. Все эти товарищи вступили в партию с единым желанием: в ее железных рядах птти в бой за дело Ленина — Сталина, за окончательный разгром ве­ кового врага-немца. Сержант П. Коновалов. Ответственный редактор А. И. СТАСЕВИЧ. ГМ № 162191 Заказ № 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz