Зенитчик Заполярья. 1944, май.
З Е Н И Т Ч И К З А П О Л Я Р Ь Я 19 мая 1944 г. № 41 Подполковник Перебилло В ПОМОЩЬ К ОМ АН ДИ РУ О Р У Д И Я Ометодике боевойподготовкиорудийногорасчета Из всех видов боевой подготов ки ор удийного расч ета основным и р еш ающим является огневая подготовка. Поэтому на о гнев ую выучку о р удийного р асчета надо о б р а щать главное внимание, уделять ей бо л ьше времени и тщательно продумывать о р г а ни зац ию зан я тий. I. ПОДГОТОВКА НАВОДЧИКОВ Р абота н авод чико в во время бон несложна и л егк о выполнима; тем не менее в подготовке их есть ещ е ряд недочетов. Обычно наводчики х о рошо о буч ены навод ке по самолету и умеют быстро выполнять свои обязанности при замене ствола; ос т ал ь ны е же обя занности, не менее в ажны е , они выполняют зн а чи т е л ь но хуже и иногда совсем не ум ею т выпол нять их. Причин ами это го являются: . —незнани е о б у ч ающим всех о б я занностей наводчика; —о т су тстви е учебных пособий; —неправильн ая о р гани зац ия з а нятий. Обязанности наводчиков при боевой работе 1. Ум е ть правильно и быстро с о в м ещ а т ь п ер екр ес ти я колли маторов с целью. 2. З н а т ь правила совмещения трасс с целью при стр е л ь б е по н еожиданно п о я в и вш ем у с я само лету на дальностях до 700 метров. 3. Ум еть вести стр ел ь б у любым способом. 4. Ум е ть выносить точку при целивания при ст р ел ь б е по тан кам и бронемашинам. 5. Зн ать ра зм ерн о с ть штрихов к о л лимато ра и уметь с их по мощью изменить точку прицели вания по соотве тствующим коман дам, при к о р р е к т у р е стрельбы по пехоте, коннице, осветительным авиабомбам н по неподвижным ц е лям. 6. Знать, при к аких задержках автоматики надо поднять или о п устить ствол или повернуть его так, чтобы было удобно уст ран ять зад ержк у . 7. При замене ствола: —п ервый номер по ворачивает систему так, чтобы ствол стал против в'езднон аппарели, откры вает правый люк люльки, осво б ожд ае т стопор ствола и после замены ствола з ат я ги в ае т его; —второй номер придает стволу горизонтальное положение и вме сте t четвертым и шестым номе рами относит горячий ствол в сторону. Учебные пособия 1 Макеты одномоторного и двух моторного самолетов противника установленные на шесте. Макеты должны свободно поворачиваться (рис. 1). 2. Подвижной макет танка про тивника с размерами около 0,5 X 1 м. 3. Увеличенный ч е р т еж ш т р и хов коллиматора с размерами, наклеенный на щит (рис 2). 4. Указка со штрихами колли матора, вь[резанными или н а ч е р ченными на прозрачном целлуло иде (рис 3). 5. 'ірн рисунка сродного танка противника, наклеенные на ф а нере: а) при фронтальном движении; б) при фланговом движении; в) при обличсском движении. 6. По одному рисунку: а) атакующей коннице; б) опускающегося парашютного десанта; в) полевой пушки с расчетом; г) миномета с расчетом; д) опускающейся осветительной авиабомбы. Порядок обучения Обучать наводчиков н еобходи мо в такой последовательности: ]. Ознакомить с коллиматором и приемами наведения пушки в цель с помощью коллиматора. 2. Научить правильно выбирать точку наводки: а) по одномоторному самолету ^при разных курсовых углах); б) по двухмоторному (при р а з ных курсовых углах); в) по танку и бронемашине (при разных курсовых углах); г) по коннице; ді по неподвижной наземной цели (орудию, пулемету, миноме ту и т. д.); е) по осветительной авиабомбе: ж) по парашютному десанту. 3. Научить быстрой поимке с а молетов и правильной наводке по ним. 4. Научить переносить точку наводки по командам : „Вверх пол танка", „Вправо (влево) полтанка (танк)" при различных н аправ л е ниях движения тайка. 5. Научить самостоятельно о т крывать и вести огонь по шту рмо викам и но целям с переменной видимостью. (і. Научить с помощью штри хов коллиматора изменять точку прицеливания при корректуре Стрельбы по коннице, пехоте, о с ветительным авиабомбам и но н е подвижным наземным целям. 7. Научить определять з а д е рж ки, при которых надо поднимать или опускать ствол или по вор а чивать его в направлении на в'ездную аппарель. 8. Научить быстро выполнять обязанности при замене ствола. Замечания по методике I. Обучение наводчиков, а та к же и других номеров расчета, н а до проводить, придерживаясь следующего принципа: —три четверти времени о т в о дить на отработку четкости и точности в выполнении о б я з а н ностей каждым номером; —четвертую часть времени о т в о дить па слаживание расчета. ‘2. З ан яти я но ознакомлению с коллиматорами и прием ами б ы строй поимки цели, а т а кж е по устранению з а д е рж е к и замене ствола надо проводить п р а к т и ч е с ки, используя учебные приборы, имитирующие цели. 3. При обучении выбору точки наводки все подвижные цели н а до ставить в различных п о л о ж е ниях. Показ наводки производить н а ложенном п ер екр ести я ц е л л у л о идной указки па точку п р и ц е л и вания. 1. Обучение быстрой поимке целей и правильной н авод ке п р о водить тр енировкой в наводке но пролетающим самолетам. При обучении наводчиков о с о бое внимание обратить на н а в о д ку но пикировщику и ш т у рм о в и ку на дальностях до 700 м. 5. Об уча т ь выносить т очку п р и целивания при к о р р е к т у р е с т р е л ь бы по пехоте, коннице и т. п. следует с помощью н алож ен и я п ерекрестия целлулоидой у казки в скомандованную сторону и на назначенную величину относи тельно исходной точки п р иц ел и вания. П р и м е р ы . 1. При стрельбе трассы прошли выше цели на 0^15. Подать команду „Вниз 0-15*. По этой команде второй номер обязан опустить пер екр ести е указки вниз на 0-15. 2. При стрельбе по коннице трассы прошли п равее точки п р и целивания на 0-20. Подается команда „Влево 0 -2 0 “. Первый номер должен п ер ем ес т и т ь п е р е крестие влево на 0-20. 6. При изучении за д е рж е к надо создавать их искусственно и в процессе устранения показать н а водчикам, на сколько надо подни мать, (опускать) или п о в о р а ч и вать ствол. ПОДГОТОВКА ТРЕТЬЕГО НОМЕРА При подготовке т р етьего помо ра (установщика дальности и с к о рости цели) следует обр а т и т ь внимание на его обязанности: —на установку дальности, когда не слышно команды. - на работу при за д е ржк а х а в томатики; —на работу при замене ствола. Иногда при с трел ь бе н е п р е рывной очередью или при с т р е л ь бе батареей, прицельный не с лы шит подаваемых команд. В этих случаях ои обязан с ам о с т о я т е л ь но устанавливать дальность в с о ответствии со ск о ро с т ью цели и направлением ее движения. Для обучения этому к омандир через равные промежутки подает несколько убывающих или в о з р а стающих дальностей (30, 28, 26 и т. д.), а прицельный их у с т а н а в ливает; затем командир п р е к р а щает подачу данных и наблюдает за дальнейшей самостоятельной установкой дальности третьим н о мером. При появлении за д е рж к и т р е тий номер обязан вместе с п я тым номером найти причину ее. Для этого он о сматри вает а в т о матику через верхний люк лю л ь ки. Началом поиска служит д о клад второго номера „ З ад ерж к а ". Обучение определению х а р ак т е р а з ад ержки должно проводиться только у пушки, наглядным п о к а зом всех задержек, к оторые м о ж но определить че р е з верхний люк люльки. При замене ствола третий н о мер выполняет следующее: —открывает к рышк у в ерхнего люка люльки и вста вл яе т д е р е вянный брусок так, чтобы он о д ним концом упирался в казенник, а другим—в люльку; - в м е с т е с пятым номером п р и носит запасный ствол п вста вл яе т его в горловину люльки; —после соединения ствола с к а зенником вынимает брусок, з а к р ы вает крышку люка и пр одо лжает устанавливать дальность и с к о рость. (Окончание в следующем I номере). 1 З В Е Р С Т В А Н Е М Ц Е В Г- I •я W mkf'A Д е т и гвардии р я д о в о го И. П . Б а р с у к а , бывше г о к о л х о з н и к а сельхо зар тели „П о л е с ь е 1, Д ом а н о в и ч е с к о гО района, П о л е с с к о й о б л а с ти , БССР , — 9 -.іе тия я Н и н а и 7 -ле тний К о л я— 6 месяцев на х о д и л и с ь в н е м е ц к и х л а г е рях в районе О за р и ч и . И зны ва я о т ж а ж д ы , они п о д о брались к к о лю ч е й п р о в о л о к е , где была поставлена в о да. Н о т о л ь к о д е т и п р и т р о н у л и с ь к воде , к а к в зо р в а лась нем ец кая мина. Н и н е о т о р в а л о обе н о г и , а К о л е— о д н у н о г у . Фото Е. Копыта . В о т ч т о н а д е л а л и г и т л е р о в ц ы-и з в е р г и На д ня х младший се р ж а н т И ван К у р г а н о в п о л у чил п и с ьм о о т 12 летней сестры Л ю бы из Д н е п р о п е тр о в с ко й области К р и в о р о ж с к о г о района, деревни Романовна , о с в о б ож д е н н о й о т о к к у п а ц и и . Во т что п и ше т д е в о ч ка : — З д р а в с т в у й , д о р о го й брат Ваня! Передаю тебе приве т и ж е л аю все го н а и л у чш е го . Вайя, о п иш у к р а т к о на ш у ж и з н ь при немцах. М н о г и х из наш их р одны х сейчас нет дома. Папа , с при ход ом о с в об од и тел ь н и ц ы -К р а с н о й Армии, на х о д и т с я в ее рядах, а т в о и х братьев , Валю и К о л ю немец у г н а л в ла ге р ь . Немцы л о в и л и у нас всех м у ж ч и н и у г о н я л и в лагеря . Н ю р ы нет. У ж е два г о да к а к п р о кл я ты й немец у г н а л ее в Германию , мы с мамой остались в д во - ем. И з хо зяйства н и че го не т : все забрали , р а з гр а били и уве зли немцы . Д е д уш к и и б а б уш ки в ж и в ы х нет. Д е д у ш к у у б и ли немцы , ба б уш ка у м е р ла о т ран, нанесенных немцами. Вот, д ор о го й брат, Ваня, что наделали к р о в о п и й ц ы -г и т л е р о в ц ы . Сейчас начинаем в о сс та навливать свое х о з яй с т в о . П о к а , д о р о г о й б р а т и к , до свидания , в следующем письме о гшш у более п о д - pi б но. Ваня, бей п р о к л я т у ю нем ч ур у без в ся кой ж а л о с ти . Отомсти за Валю, К о лю , Пю р у , д е д \ш к у и б а б уш к у . Твоя сестра Лю ба . Т о в а р ищ и кр а с н оф л о т цы , проч ти те и вдумайтесь в к а ж д о е с л о в о „ письма 12 летней се с тры младшего сержан та К у р г а н о в а . Отом сти те ги тл е р о в с ким мерзав цам за слезы д е в о ч к и , за ее омраченное де тс тво . Парторг Н. Поспелов. Из числа лучших воинов На днях партийная органи зация, где парторгом т. Шахов, пополнилась новыми членами и кандидатами ВКП(б) из чис ла активистов и отличников боевой подготовки. Кандидатом в члены JBKII(o) принят комсорг краснофлотец Ревин. —Это настоящий комсомоль ский вожак,—сказал о нем, в своем выступлении т. Сингур,— хороший специалист, дисцип линированный и выдержанный товарищ. Кандидатом в члены ВКН(б) принят также лейтенант Ква шин. — Он молодой офицер, еще совсем недавно окончил школу, но уже проявил себя хорошим командиром, умелым воспита телем личного состава, актив ным общественником, агитато ром подразделения. Большую работу провел лейтенант по укреплению воинской дисцип лины и повышению боевой подготовки,—так говорили о т. Квашине коммунисты, при нимая его в ряды партии. * Ни рекомендации комсомоль ской организации- принят в ВКП(б) один из лучших ком сомольцев т. Турулин. В чле ны ВКІТ(б) партийная органи зация приняла краснофлотца Ширкунова. Все эти товарищи вступили в партию с единым желанием: в ее железных рядах птти в бой за дело Ленина — Сталина, за окончательный разгром ве кового врага-немца. Сержант П. Коновалов. Ответственный редактор А. И. СТАСЕВИЧ. ГМ № 162191 Заказ № 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz