Зенитчик Заполярья. 1944, июнь.
18 июня 1944 г. Воскресенье № 49 b f U i* t V U U £ L ~ . мелярья с м е р т ьН Е М Е Ц К И М О К К У П А Н Т А М ! Прочти и передай товарищу Краснофлотская газета ПЕРЕНИМАЙ ИХ ОПЫТ, УЧИСЬ У НИХ, ПО НИМ РАВНЯЙСЯ В БОЮ И УЧЕБЕ! Чему нас научила война Война предъявила к дально мерщикам новые требования, которые не стояли перед нами н годы мирной учебы, заста вила изменить некоторые ме тоды учебы и работы. Б пер вых же боях с немецкой ави ацией я заметил недостаточ ную слаженность наводчиков при поимке цели, неподготов ленность стереоскописта к оп ределению знаков разрывов по дальности, плохое знание сво ими бойцами силуэтов само летов противника. Все эти не достатки пришлось выправлять во время боев. Умения держать самолет в перекрестии, я д о б и в а л с л тренируя отделение при поле тах своих самолетов. Опреде лению дальности разрывов учил на стрельбе соседних батарей. Особенно много времени за нимало и даже сейчас занимает определение знаков разрывов. Эти данные необходимы коман диру батареи, а получение их является, пока что, довольно сложным делом. Но мы трени руемся постоянно и каждый день нам приносит все новые и новые успехи. Повседневные тренировки в поимке самолетов и в удержании их в перекрестии, дали хорошие результаты. Тов. Раздрогов и Яблочков каждый самолет про тивника ловят и точно дер жат до тех пор, пока он не вышел из зоны видимости. Практикуясь самыми раз личными методами и способа ми, наш расчет сейчас достиг таких результатов, при кото рых полностью обеспечивает данными артиллеристов. Впро чем, лучшей оценкой нашей работы может служить боевой счет батареи —9 сбитых немец ких самолетов. Всякий командир отделения дальномерщиков, добивающий ся безупречной работы номе ров, должен систематически тренировать людей, учить их на опыте других расчетов. Нельзя, надеясь на старые зна ния, приостанавливать учебу. Только благодаря постоянной учебе, я добился знания бойцами специальности своей и своего товарища. Каждый в расчете заменяет любой номер и каждый продолжает учиться. Несколько слов о стереоскоп- инсте. Командир отделения дол жен всеми силами развивать в этом бойце спокойствие и хлад нокровие. В том расчете, где стереоскопист не проявляет нервозности во время боя, рабо та всегда будет точной. Сержант А. Сухих. Командир дальномерщиков На снимке командир отде ления дальномера сержант А. П. Сухих. Образцовая работа командіг ра и его подчиненных содей ствовала успеху боев зенитной батареи. Па ее счету девять сбитых его немецких самолетов. Тов. Сухих награжден ме далью «За боевые заслуги». фото В. Лукашова. ИЗ ЗАПИСОК КОМАНДИРА ОРУДИЯ Сейчас почти все бойцы моего расчета имеют трехлет ний опыт войны. За три года они не раз отражали массирован ные и звездные налеты. За это время усовершенст вовали свою военную специаль ность, научились воевать. Но нелегко это далось. Много положил труда каждый наш зенитчик, чтобы сделаться мас тером своего дела. Мы трени ровались днем и ночью, ни кто из нас не заботился об отдыхе, каждый знал, что своим упорным трудом прок ладывает путь к будущим победам. В этих строках я коротко расскажу о том опыте, кото рый приобрел мой расчет за время войны. В первое время трубку у нас устанавливал только 5-Й номер, снаряды подавал ему 6-й. Это зачастую задержива* ло заряжающего, потому что одинь трубочный не успевал за ним. А особенно часто по лучался затор, когда казенная часть пушки останавливалась напІ отіів стелажей со снаря дами. Тогда шестому номеру приходилось далеко бежать к Другому стелажу и вся работа приостанавливалась на какие-то секунды, но и из-за этих секунд бывали пропуски. Чтобы поправить дело, мы сделали трубочными и 5-й и б-й номер. Один встал по правую, другой по левую сто рону орудия и поочердно подавали снаряды заряжающе му. Суетня была ликвидирова на, заряжанье пошло быстрее и скорострельность увеличи лась. При некоторых видах стрельб третьему номеру приходилось считывать трубку на три де ления больше или меньше. Т. е. индекс показывал одно число, а из него нужно было вычитать или прибавлять к нему три деления. Это высчи тывание хоть и несложное, но отвлекает внимание третьего номера. Мы решили произво дить счет Не по центру (как это полагается), а по правому или левому срезу индекса. Таким образом нужную цифру мы получали сразу, без рас четов. При штурмовых налетах ави ации противника, командиру орудия приходится самостоя тельно решать некоторые за дачи. Особенно часто это бы вает при звездных налетах. Практика показала, что мно гие командиры, получив при казание вести огонь самосто ятельно, теряются. Поймав од ну цель, оіш, неожиданно заме тив другую, не дают ни одно го выстрела, а переносят все внимание на новую цель и в результате не открывают огня ни по первому, ни по второму самолету. Все это создает сует ню, растерянность и дает воз можность немцам уходить без наказанно. Я думаю, что уж лучше де лать так: поймал цель—бей по ней! Не мечись из стороны в сторону. Собьешь один само лет—другой отверпет. Еще одним важным качест вом должен обладать командир орудия: владеть командным языком и требовать четких и громких докладов от своих подчиненных. Четко скомандовал — тебя правильно поймут, будут дей ствовать уверенно. Ясно докла дывают номера—значит пра вильно будет поставлена труб ка и т. д. Точность и четкость —это основное в работе зенит чиков. Младший сержант Потапов. У Р О К И Б О Е В Во флоте я служу с 1939 года, с первых же дней служ бы попал на зенитную бата рею и стал заряжающим. Изу чал материальную часть с ин тересом. В июне 1941 года началась война. В то время я считал себя неплохим специалистом. Но при первой же встрече с противником, увидел, что под готовка моя недостаточна, сла женность в работе с другими номерами отработана слабо. Например: 5-й и 6-й номера стояли от меня слева. Оба они ставили трубку и спе шили подать снаряд мне. Они не ускоряли работу, а мешали друг другу, да и я не знал от кого принимать раньше. В то время пропуски на нашем ору дии были частыми. Но от этого недостатка мы быстро избавились, располо жив трубочных по обеим сто ронам орудия. Теперь моей задачей было до автоматизма отработать все движения приемки и досыла ния снаряда. Этого я добился путем д.і ителыюй треп ировки. Тренировались и Другие бойцы. Скорострельность орудия вы росла. ' II совершенствовании знаний мне, сильно помогло то, что командир орудия после каждо го боя собирал всех бойцов и указывал на недостатки. Каж дое его замечание я запоми нал и, занимаясь в свободное время, ликвидировал слабые места іі своей работе. Участвуя во многих боях с немецкой авиацией, я сделал несколько выводов. Во время боя не следует теряться даже, если получились неполадки. Растерянностью дела не попра вишь, а ухудшишь. Заклады вать снаряд нужно быстро и уверенно, но не бросать его. Бросишь - может получиться перекос. Что бы не происходи ло, во время стрельбы, нельзя заглядываться и отвлекаться от дела. Заряжающему в са мом начале стрельбы нужно убедиться в правильности ра боты всех механизмов. Внима тельно нужно смотреть за рабо той полуавтоматики и в про должении всего боя. Победу надо готовить до боя, а для этого - -повседневно учить ся, тренироваться. Краснофлотец Попов. Все з а в и с и т Не так давно старший кра снофлотец тов. Федоров стал командиром отделения развед чиков. Отделение было в то время отстающим. Немногие красно флотцы могли быстро и на пределе опознавать самолеты. Сейчас отделение выровня лось. Добился этого тов. Федо ров. Опытный, знающий свое дело разведчик, он обучает подчиненных прежде всего то му что нужно сегодня для боя, для победы. Стоит краснофло тец на вахте, Федоров—с ним. Покажется самолет или послы шится шум мотора, командир немедленно требует доклада. Ошибется боец, тов. Федоров поправит, об'ясиит почему выш ла ошибка, еще раз напомнит по каким характерным призна кам надо опознавать самолеты. Такими практическими за нятиями командир отделения научил подчиненных бдитель ности, добился того, что они хорошо знают силуэты своих о т ум е н и я и вражеских самолетов. На пример, краснофлотцы Быстров и Колотев обнаруживают и опознают1 самолеты на рассто янии в несколько десятков километров. Тов. Федоров не ограничи вается обучением бойцов спе циальности. Он также зани мается их политическим вос питанием. Радио у нас не имеется, но краснофлотцы всег да в курсе текущих событий. Командир т. Федоров берет сводку в соседнем подразделе нии и знакомит с ней своих подчиненных, раз'ясняет обста новку на фронтах Отечественной войны и в Западной Европе. По его инициативе часто про водятся читки газет и худо жественной литературы. На последних зачетах отде ление т. Федорова заняло пер вое место, а сам тов. Федоров удостоился поощрения старше го командира. С. И. Давлетшин. „Необходимо учиться из жизненного опы та. ... усваивать себе все необходимое из са мой жизни. Недостаточно присутствовать при событиях, чтобы чему-нибудь научить ся; надо, кроме того , стараться из всего ви денного извлечь для себя полезные ук а з а ния". А д м и р а л С. О. М АК АРОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz