Зенитчик Заполярья. 1944, июнь.

18 июня 1944 г. Воскресенье № 49 b f U i* t V U U £ L ~ . мелярья с м е р т ьН Е М Е Ц К И М О К К У П А Н Т А М ! Прочти и передай товарищу Краснофлотская газета ПЕРЕНИМАЙ ИХ ОПЫТ, УЧИСЬ У НИХ, ПО НИМ РАВНЯЙСЯ В БОЮ И УЧЕБЕ! Чему нас научила война Война предъявила к дально­ мерщикам новые требования, которые не стояли перед нами н годы мирной учебы, заста­ вила изменить некоторые ме­ тоды учебы и работы. Б пер­ вых же боях с немецкой ави­ ацией я заметил недостаточ­ ную слаженность наводчиков при поимке цели, неподготов­ ленность стереоскописта к оп­ ределению знаков разрывов по дальности, плохое знание сво­ ими бойцами силуэтов само­ летов противника. Все эти не­ достатки пришлось выправлять во время боев. Умения держать самолет в перекрестии, я д о б и в а л с л тренируя отделение при поле­ тах своих самолетов. Опреде­ лению дальности разрывов учил на стрельбе соседних батарей. Особенно много времени за­ нимало и даже сейчас занимает определение знаков разрывов. Эти данные необходимы коман­ диру батареи, а получение их является, пока что, довольно сложным делом. Но мы трени­ руемся постоянно и каждый день нам приносит все новые и новые успехи. Повседневные тренировки в поимке самолетов и в удержании их в перекрестии, дали хорошие результаты. Тов. Раздрогов и Яблочков каждый самолет про­ тивника ловят и точно дер­ жат до тех пор, пока он не вышел из зоны видимости. Практикуясь самыми раз­ личными методами и способа­ ми, наш расчет сейчас достиг таких результатов, при кото­ рых полностью обеспечивает данными артиллеристов. Впро­ чем, лучшей оценкой нашей работы может служить боевой счет батареи —9 сбитых немец­ ких самолетов. Всякий командир отделения дальномерщиков, добивающий­ ся безупречной работы номе­ ров, должен систематически тренировать людей, учить их на опыте других расчетов. Нельзя, надеясь на старые зна­ ния, приостанавливать учебу. Только благодаря постоянной учебе, я добился знания бойцами специальности своей и своего товарища. Каждый в расчете заменяет любой номер и каждый продолжает учиться. Несколько слов о стереоскоп- инсте. Командир отделения дол­ жен всеми силами развивать в этом бойце спокойствие и хлад­ нокровие. В том расчете, где стереоскопист не проявляет нервозности во время боя, рабо­ та всегда будет точной. Сержант А. Сухих. Командир дальномерщиков На снимке командир отде­ ления дальномера сержант А. П. Сухих. Образцовая работа командіг ра и его подчиненных содей­ ствовала успеху боев зенитной батареи. Па ее счету девять сбитых его немецких самолетов. Тов. Сухих награжден ме­ далью «За боевые заслуги». фото В. Лукашова. ИЗ ЗАПИСОК КОМАНДИРА ОРУДИЯ Сейчас почти все бойцы моего расчета имеют трехлет­ ний опыт войны. За три года они не раз отражали массирован­ ные и звездные налеты. За это время усовершенст­ вовали свою военную специаль­ ность, научились воевать. Но нелегко это далось. Много положил труда каждый наш зенитчик, чтобы сделаться мас­ тером своего дела. Мы трени­ ровались днем и ночью, ни­ кто из нас не заботился об отдыхе, каждый знал, что своим упорным трудом прок­ ладывает путь к будущим победам. В этих строках я коротко расскажу о том опыте, кото­ рый приобрел мой расчет за время войны. В первое время трубку у нас устанавливал только 5-Й номер, снаряды подавал ему 6-й. Это зачастую задержива* ло заряжающего, потому что одинь трубочный не успевал за ним. А особенно часто по­ лучался затор, когда казенная часть пушки останавливалась напІ отіів стелажей со снаря­ дами. Тогда шестому номеру приходилось далеко бежать к Другому стелажу и вся работа приостанавливалась на какие-то секунды, но и из-за этих секунд бывали пропуски. Чтобы поправить дело, мы сделали трубочными и 5-й и б-й номер. Один встал по правую, другой по левую сто­ рону орудия и поочердно подавали снаряды заряжающе­ му. Суетня была ликвидирова­ на, заряжанье пошло быстрее и скорострельность увеличи­ лась. При некоторых видах стрельб третьему номеру приходилось считывать трубку на три де­ ления больше или меньше. Т. е. индекс показывал одно число, а из него нужно было вычитать или прибавлять к нему три деления. Это высчи­ тывание хоть и несложное, но отвлекает внимание третьего номера. Мы решили произво­ дить счет Не по центру (как это полагается), а по правому или левому срезу индекса. Таким образом нужную цифру мы получали сразу, без рас­ четов. При штурмовых налетах ави­ ации противника, командиру орудия приходится самостоя­ тельно решать некоторые за­ дачи. Особенно часто это бы­ вает при звездных налетах. Практика показала, что мно­ гие командиры, получив при­ казание вести огонь самосто­ ятельно, теряются. Поймав од­ ну цель, оіш, неожиданно заме­ тив другую, не дают ни одно­ го выстрела, а переносят все внимание на новую цель и в результате не открывают огня ни по первому, ни по второму самолету. Все это создает сует­ ню, растерянность и дает воз­ можность немцам уходить без­ наказанно. Я думаю, что уж лучше де­ лать так: поймал цель—бей по ней! Не мечись из стороны в сторону. Собьешь один само­ лет—другой отверпет. Еще одним важным качест­ вом должен обладать командир орудия: владеть командным языком и требовать четких и громких докладов от своих подчиненных. Четко скомандовал — тебя правильно поймут, будут дей­ ствовать уверенно. Ясно докла­ дывают номера—значит пра­ вильно будет поставлена труб­ ка и т. д. Точность и четкость —это основное в работе зенит­ чиков. Младший сержант Потапов. У Р О К И Б О Е В Во флоте я служу с 1939 года, с первых же дней служ­ бы попал на зенитную бата­ рею и стал заряжающим. Изу­ чал материальную часть с ин­ тересом. В июне 1941 года началась война. В то время я считал себя неплохим специалистом. Но при первой же встрече с противником, увидел, что под­ готовка моя недостаточна, сла­ женность в работе с другими номерами отработана слабо. Например: 5-й и 6-й номера стояли от меня слева. Оба они ставили трубку и спе­ шили подать снаряд мне. Они не ускоряли работу, а мешали друг другу, да и я не знал от кого принимать раньше. В то время пропуски на нашем ору­ дии были частыми. Но от этого недостатка мы быстро избавились, располо­ жив трубочных по обеим сто­ ронам орудия. Теперь моей задачей было до автоматизма отработать все движения приемки и досыла­ ния снаряда. Этого я добился путем д.і ителыюй треп ировки. Тренировались и Другие бойцы. Скорострельность орудия вы­ росла. ' II совершенствовании знаний мне, сильно помогло то, что командир орудия после каждо­ го боя собирал всех бойцов и указывал на недостатки. Каж­ дое его замечание я запоми­ нал и, занимаясь в свободное время, ликвидировал слабые места іі своей работе. Участвуя во многих боях с немецкой авиацией, я сделал несколько выводов. Во время боя не следует теряться даже, если получились неполадки. Растерянностью дела не попра­ вишь, а ухудшишь. Заклады­ вать снаряд нужно быстро и уверенно, но не бросать его. Бросишь - может получиться перекос. Что бы не происходи­ ло, во время стрельбы, нельзя заглядываться и отвлекаться от дела. Заряжающему в са­ мом начале стрельбы нужно убедиться в правильности ра­ боты всех механизмов. Внима­ тельно нужно смотреть за рабо­ той полуавтоматики и в про­ должении всего боя. Победу надо готовить до боя, а для этого - -повседневно учить­ ся, тренироваться. Краснофлотец Попов. Все з а в и с и т Не так давно старший кра­ снофлотец тов. Федоров стал командиром отделения развед­ чиков. Отделение было в то время отстающим. Немногие красно­ флотцы могли быстро и на пределе опознавать самолеты. Сейчас отделение выровня­ лось. Добился этого тов. Федо­ ров. Опытный, знающий свое дело разведчик, он обучает подчиненных прежде всего то­ му что нужно сегодня для боя, для победы. Стоит краснофло­ тец на вахте, Федоров—с ним. Покажется самолет или послы­ шится шум мотора, командир немедленно требует доклада. Ошибется боец, тов. Федоров поправит, об'ясиит почему выш­ ла ошибка, еще раз напомнит по каким характерным призна­ кам надо опознавать самолеты. Такими практическими за­ нятиями командир отделения научил подчиненных бдитель­ ности, добился того, что они хорошо знают силуэты своих о т ум е н и я и вражеских самолетов. На­ пример, краснофлотцы Быстров и Колотев обнаруживают и опознают1 самолеты на рассто­ янии в несколько десятков километров. Тов. Федоров не ограничи­ вается обучением бойцов спе­ циальности. Он также зани­ мается их политическим вос­ питанием. Радио у нас не имеется, но краснофлотцы всег­ да в курсе текущих событий. Командир т. Федоров берет сводку в соседнем подразделе­ нии и знакомит с ней своих подчиненных, раз'ясняет обста­ новку на фронтах Отечественной войны и в Западной Европе. По его инициативе часто про­ водятся читки газет и худо­ жественной литературы. На последних зачетах отде­ ление т. Федорова заняло пер­ вое место, а сам тов. Федоров удостоился поощрения старше­ го командира. С. И. Давлетшин. „Необходимо учиться из жизненного опы­ та. ... усваивать себе все необходимое из са ­ мой жизни. Недостаточно присутствовать при событиях, чтобы чему-нибудь научить ­ ся; надо, кроме того , стараться из всего ви ­ денного извлечь для себя полезные ук а з а ­ ния". А д м и р а л С. О. М АК АРОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz