Зенитчик Заполярья. 1944, август.

6 августа 1944 г. Воскресенье № 6 5 и ш м я ш с — ЗАПОЛЯРЬЯ УМ Ш>ТЬ Л ЕМЖЦ1ШМ ОККУПАНТАМ ! Краснофлотская газета Прочти и передай товарищу Воспитание-главное вработе комсомола Ком сом ол ьс к ие орггіниза- ции большинства наших частей и подразделений стали настоящими помощ­ никами командиров в воен­ но-политическом воспита­ нии краснофлотцев. Комсо ­ мольцы заняли подобаю­ щую им роль передовых воинов, организаторов и вожаков несоюзной моло­ дежи. В напряженных боях с немецкой авиацией комсо­ мольцы показали себя бес­ страшными и умелыми за­ щитниками матери-Родины, достойными воспитанника­ ми большевистской партии и ленинско-сталинского ком ­ сомола. Лу чшие из них за отвагу, мужество и военное мастерство, проявленные в сражениях с воздушными бандитами, награждены ор­ денами и медалями Совет ­ ского Союза. Сейчас, в период решаю­ щей и наиболее трудной фазы войны, комсомольцы безустали совершенствуют свою боевую выучку, по­ могают командованию кре­ пить боеготовность и бое­ способность противовозду­ шной обороны флота. Комсомольцы подразде­ ления, где комсоргом тов. Брагин, выполняя, недавно, важное боевое задание, ра­ ботали на самых ответ ­ ственных и сложных учас т ­ ках, личным примером во ­ одушевляли краснофлотцев на преодоление всех труд ­ ностей. Приказ командова­ ния был выполнен успешно и в срок. Много сделали комсо­ мольские организации по воспитанию дисциплиниро­ ванных, отличных артилле­ ристов, разведчиков, с в я ­ зистов, прожектористов. В подразделении, где комсор­ гом т. Чесноков, 77 ком­ сомольцев—отличные ар­ тиллеристы, 69 комсомоль­ цев за всю войну ни разу не допустили ни одного нарушения дисциплины. Таких и подобных при­ меров немало. Их было бы еще больше, если бы ком­ сомольские организации освободились от ряда серь­ езных недостатков. В работе по повышению боевого мастерства красно­ флотцев есть еще форма­ лизм и казенщина. Возь ­ мем, например, техничес­ кие конференции. Нередки случаи когда эти конфе­ ренции проводятся в мас­ штабе всего подразделе­ ния, а темы их для зна­ чительной части бойцов малоинтересны или слиш­ ком трудны. Б комсомоль­ ских организациях, где комсоргами тт. Григорьев и Веневцев на технические конференции по винтовке приглашаются все комсо­ мольцы и несоюзная моло дежь, тогда как участво­ вать на ней интересно толь­ ко краснофлотцам, недавно пришедшим на батарею. Бывает и наоборот: на кон­ ференцию по автоматике приглашаются новички, ко­ торые не знают еще основ­ ных частей пушки. Комсомольские бюро частей не организуют сле­ ты отличных артиллерис­ тов, связистов, разведчи­ ков, не изучают и не рас­ пространяют их опыт; не проводят встречи молодых воинов с бывалыми, от­ личившимися в боях крас­ нофлотцами, сержантами и офицерами орденонос­ цами, встречи зенитчиков с летчиками и т. д. Узким местом в работе комсомольских организа­ ций является воспитание у краснофлотцев любви к своей части, к своему ору­ жию. Редко проводят бе­ седы о роли зенитной ар­ тиллерии в Отечественной войне, о боевых делах ба­ тареи, истории зенитного оружия. Многие молодые красно­ флотцы не знают, как сле­ дует истории Родины, тра­ диций иартии Ленина— Сталина, комсомола, Воен­ но-Морского флота. Комсомольским органи­ зациям надо восполнить этот пробел, использовать материалы, публикуемые в газетах, журналах, худо­ жественную литературу пе­ риода Отечественной вой­ ны, кино, радио; добиться, таким образом, расширения кругозора молодежи, по­ мочь каждому бойцу вос­ принять все лучше, что присуще воинам нашей страны. Воспитание не терпит шаблона. Комсомольским активистам нужно больше проявлять инициативу. Са­ мим показать пример во всем, систематически за­ ниматься самообразовани­ ем. В этом залог дальней­ шего улучшения военно­ политического воспитания и расширения связей с не­ союзной молодежью, этим мы поднимем комсомоль­ скую работу на уровень современных задач, еще полнее подчиним ее реше­ нию боевых задач, которые стоят перед соединением. Старший лейтенант П. Зюмов. РАССКАЗЫВАЮТ СЕРЖАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕ ТЫ Когда и впервые принял от­ деление то самим тяжелым д е ­ лом дли меня оказались заня­ тия е краснофлотцами. Дей­ ствительно, чтобы учить лю­ дей, необходимо не только знать свое дело, но и :шать его луч­ ше своих подчиненных. Кот почему непреложным законом для меня стало; учиться, учиться л учиться. Очень обидно бывает, когда к тебе приходит за советом боец, просит раз'яспить что- нибудь,. а ты себя ловишь на том, что по этому вопросу сам мало знаешь. Некоторые командиры отде­ лений, надеясь на свои зна­ ния, не пишут конспектов и приходят на занятия с какой- нибудь книжонкой (больше для вида, чем для дела), или вообще без всего. Занятия у такого сержанта бывают скуч­ ными, ничего не дают, пре­ вращаются в словолитне и растрачивание ценного време­ ни. Я, готовясь к занятиям, всегда составлял подробный конспект, в который заносил цитаты, интересные примеры цифры и т. д. Помощь в сос­ тавлении конспекта всегда мо­ гут оказать офицеры и к этой помощи сержанту нечего бо­ яться прибегать. Она нужна и даже необходима, так делал я, так рекомендую делать и дру­ гим. Только тогда, когда сержант приходит на занятия хорошо подготовленным, когда своим бойцам па любой вопрос дает толковый ответ, он может до­ биться настоящего авторитета. За четыре года моей коман­ дирской деятельности, мне пришлось руководить грамот­ ными бойцами и малограмот­ ными, дисциплинированными и недисциплинированными, лю­ дьми с самыми разнообраз­ ными способностями. І£ каждо­ му из них нужен был индиви­ дуальный подход. Если бойцы хорошо развиты, сами разбираются со всем, сер­ жанту надо еще больше учить­ ся: иначе подчиненные опере­ дят его и тогда его авторитет расеыіштся, как песок от ветра. Сержант должен поощрять гра­ мотного бойца, если тот сам занимается по специальности, но нельзя оставлять красно­ флотца без контроля, надеясь, что тот парень грамотный и сам во всем разберется». Нуж­ но регулярно помогать бой­ цам, раз'яснять непонятное, личным примером прививать им вкус 11 любовь к самосто­ ятельным занятиям и посто­ янно проверять их знания. Бывают иногда случаи, ког­ да боец, у которого обнаружи­ ли плохое знание, ссылается на слабую память. Чаще всего «слабая намять» оказывает­ ся просто ленью. Но если че­ ловек действительно плохо за* поминает, то нужно выяс­ нить какая память у него развита лучше: зрительная пли слуховая. В этом случае нужно выяснить, как запоми­ нает боец тверже: при об‘яс- нении (на*слух) или при чте­ нии (зрительной памятью). Выбрав тот или иной метод, можно легко добиться улучше­ ния в знаниях специальности этим бойцом. Я привел только несколько примеров, но из всех их вид­ но одно—к бойцу нужен уме­ лый индивидуальный подход. А подойти умело к каждому может только всесторонне раз­ витый сержант, вот почему я еще раз повторяю, что необхо­ димо постоянно учиться и учиться. Сержант Жигачев. О ДИСЦИПЛИНЕ И ВОСПИТАНИИ Индивидуальный подход име­ ет большое значение в воспи­ тании краснофлотцев. Нельзя ко всем подходить с одной меркой. Надо учитывать и ха­ рактер, и способности и сте­ пень развитости, и другие осо­ бенности краснофлотца. Без этого не подготовить умелых и дисциплинированных воинов, готовых пойти в огонь И В ВО­ ДУ за своим командиром. В апреле этого года в мой расчет пришел краснофлотец Алонцев. Он слыл недисципли­ нированным бойцом, все вре­ мя получал взыскания. Смот­ рю: боец относится к служ­ бе с душой. «За что,-думаю,— на него взыскания сыпались?» Однажды дежурили мы ночь. Сменились, легли отдыхать, а через полтора часа под‘ем: де­ ло неотложное было. — Не выспался...,—недоволь­ но начал было говорить тон. Алонцев. —Прекратить разговор.— приказал я. И в этот же день обстоятельно побеседовал с ним о его невыдержанности. Прошло несколько дней. От­ деление занималось строевой подготовкой. Занятия подходи­ ли к концу и Алонцев загово­ рил об обеде. Помощник коман­ дира услышал. —Разговора в строю! Сер­ жант, наложите взыскание,— приказал ор. В обеденный перерыв я по­ говорил с Алонцевым наедине. —Паше отделение передовое по дисциплине. В ы подвели. Па Вас я надеялся, верил Ва ­ шему обещанию, что Вы не уроните чести краснофлотца, ходатайствовал перед команди­ ром батареи о снятии преды­ дущих взысканий... Долго я беседовал с ним. Алонцев у стало стыдно, он снова стал уверять, что возь­ мет себя в руки, не даст по­ вода быть недовольным им. Свое слово Алонцев сдержал. По аккуратности в несении службы он не уступает дру­ гим. Сменится с вахты— вы­ чистит винтовку, противогаз. В свободное время занимается с менее опытным краснофлот­ цем Скобелевой, помогая ей в изучении орудия и специаль­ ности. Несколько слов о воспитании девушек-краспофлотцев. К ним нужно подходить иначе, чем к мужчинам. Девушки физически слабее мужчины, в обращении мягче. Она болезненно реаги­ рует на малейшую грубость. Все это надо учитывать. Краснофлотец Скобелева рань­ ше, до перехода в мое отделе­ ние, не раз получала взыска­ ния. V меня она стала дисцип­ линированным, старательным бойцом. А все дело в том, что я никогда требовательность не п о д м е н я ю грубостью. Вредно сказывается на дис­ циплине панибратство. Невин­ ное, на первый взгляд отступ­ ление от устава, обращение с подчиненными на «ты», а по­ следствия: от невыдержанного краснофлотца можно услышать и возражения, и обсуждение приказа своего командира. Дисциплинарный устав дает нам большие права. Пользо­ ваться ими надо разумно. По­ ощрениями не разбрасываться. Нашел нужным поощрить бой­ ца, так надо сделать так, что­ бы это надолго запомнилось и воодушевило людей на борьбу за новые успехи. Краснофлот­ цы Алонцев и Фролова заслу­ жили у меня благодарность» так ее об'нвили перед всем строем. Взысканиями тоже нельзя злоупотреблять. Сделал красно­ флотец проступок, учти как вел себя боец раньше, вскрой причины, приведшие к нару­ шению, потом прими решение. У меня в отделении' сейчас никто не имеет взысканий. Боевая работа у всех хорошая. Половина расчета отлично зна­ ет материальную часть, а ведь мой расчет скомплектован все­ го только 4 месяца тому назад. Таких же, даже лучших, успе­ хов может и должен добить­ ся каждый младший командир. Сержант А. Байкоа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz