Зенитчик Заполярья. 1944, август.

ЗЕНИТЧИК ЗАПОЛЯРЬЯ Советы молодому командиру Краснофлотец Беляков около двух лет был заряжающим. Он хорошо знал свою специаль­ ность, Имел опыт стрельбы но немецкой авиации и, поэтому, когда 'командование начало направлять лучших бойцов учиться на командиров орудий, то в число этих людей попал н он. Четыре с, половиной месяца Беляков совершенствовал в школе свои знания, обогащал/ ся теорией, умением руково­ дить подчиненными. II вот пройдя эту подготовку он снова вернулся в свой расчет, но теперь уже в качестве командира орудия. Ещо не прошло и месяца с тех пор, как Беляков стал командиром и рано еще делать выводы о его командирских качествах, но уже сейчас за­ метно, что он кс совсем хоро­ шо нонял с чего ему нужно начинать работу, как сделать расчет передовым. В расчете есть заряжающий Сычев. Но знанию своей спе­ циальности он не уступает никому на батарее. Пушка, на которой пришлось служить ему, была н е к о т о р о е время с д е фе к т о м : не работала полуавтоматика. Сычев вруч­ ную открывал затвор и ни в одном из боев скорострельность орудия не была снижена. Наличие в расчете таких людей, как Сычев, который имеет 10 благодарностей, г ово­ рит за то, что Белякову есть вокруг кого сколачивать хор о­ ший расчет, есть кого ставить в пример остальным бойцам. Трубочные этого расчета По­ лянский и Скворцов служат с одного и того же времени, имеют одинаковый опыт, но представляют собой две про­ тивоположности. Полянский специалист, но у него «хрома- сі дисциплина, Скворцов дис­ циплинированный боец, по специальность он знает слабее. Раньше, когда бои с немец­ кой авиацией были частыми, на Скворцова нельзя было жаловаться, он хорошо справ­ лялся со своим делом, а теперь, в период затишья, перестав тренироваться, он отстал и оказался в числе худших тру­ бочных. Молодому командиру орудия т. Белякову нужно прямо с того и начинать, что в корне уничтожить беспечность и бла­ годушие в своем расчете. Ну­ жно чаще проводить беседы с бойцами на эти темы, показы­ вать на фактах к чему при­ водит самоуспокоенность и зазнайство. Всеми мерами на­ до крепить дисциплину, не ограничиваться одним убежде­ нием, а наказывать наруши­ телей. Если боец хорошо зна­ ет свою специальность, но недисциплинирован, на него нельзя положиться в бою. Он может подвести, замешкаться с выполнением приказания или выполнить его не так п тем самым принести ущерб общему делу разгрома врага. Расчет краснофлотца Беля­ кова имеет все возможности к тому, чтобы стать лучшим в подразделении и он должен стать им. Младший сержант А. Сергеев. Кандидат физико-математических наук 2 аві ета 1944 г. г . Н. Н, и АРИЙСКІП'1 ВОЗРАСТ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЕЬ Л П А / и \ \ / \ Х О Р О Ш А Я Б Е С Е Д А На днях сержант Камаев про­ вел бесед у с молодыми красно­ флотцами. Он рассказал о истории батареи, на которую пришли слу­ жить эти боііцы. —Одни раз,-начал товарищ Ка­ маев, -зайдя из под солнца, группа самолетов противника начала пи­ кировать на батарею, в то же время другая группа, зайдя с противоположной стороны, стара­ лась отвлечь на себя внимание артиллеристов. Наши зенитчики правильно оценили обстановку и открыли огонь по первой группе. В результате умелого ведения боя одни „Ю К7„ был сбит. Вам,- нродолжал товарищ Камаев,- н уж ­ но учиться у старослужащих, у побывавших и боях товарищей, перенимать их опыт. Так, построив беседу на ярких примерах, сержант указал моло­ дым бойцам путь, но которому они должны нтти, чтобы двоиться высоких знаний и стать в ряды отличников. Краснофлотец П. Каконнин. Форма, размеры земли и ее по­ ложение во вселенной интересо­ вали человечество очень давно. Но всего только 400 лет тому на­ зад, после кругосветного пут еше ­ ствия Магелана в 1519 1522 го­ дах было окончательно признано, что земля действительно имеет замкнутую, почти шарообразную форму. Позднейшие геодезичес­ кие и астрономические измерения позволили не только узнать то ч­ ные размеры земли, но и опреде­ лит!,, насколько она сплюснута у полюсов. Средний .радиус земного -лсватора равен (іЭТй километрам 11 Л88 метрам. <Сплюснутость же земли такова, что расстояние от центра земли до ее полюсов на 21,5 километра меньше, чем р ас­ стояние от центра земли до экватора. Также около 400 лет тому н а ­ зад передовые ученые на осно ва­ нии гениальных работ Коперника убедились в том, что земля не находится в центре- вселенной, а движется около солнца вместе с другими планетами. Мы знаем теперь, что около солнца о б р а ­ щаются кроме земли еще 8 боль­ ших планет и более 1300 малых. Как же образовалась такая слож­ ная планетная система, как д а в ­ но существует наша земля и д р у ­ гие планеты? Вопрос о возрасте земли в п ер ­ вые научным методом пытался р е ­ шить французский ученый Бюффон около 200 лет тому назад, когда он на основании своих опытов с раскаленными железными шарами заключил, что земле для ее о х ­ лаждения понадобилось около 75 тысяч лет. Этот срок тогда пока­ зался настолько большим и н ас­ только превосходил библейскую цифру в 6000 лет,что Вюффону в 1751 году пришлось отречься от своих заключений. За последние семьдесят-восемь- десят лет геологи и астрономы разными способами пытались о п ­ ределить возраст земли. Геологи подробно изучали напластования различных осадочных пород в земной коре. Геологи могли ска­ зать, какие слон отложились рань­ ше на дне моря, какие позднее, по не могли сказать, ск олько ты ­ сяч или миллионов лег тому назад это происходило. Приближенные подсчеты все-таки делались. Н а и ­ более древние кристаллические земные породы — граниты и гнейсы под действием воды, в е т ­ ра и колебаний температуры р а з ­ мельчались, размывались, частич­ но растворялись и затем оседали у берегов и на дне морей в виде осадочных пород- песчаников, и з­ вестняков и т. п. Зн ая общую толщу осадочных п ород на земле в среднем равную- полу тора-двум километрам и зная среднюю ско­ рость распада первичных пород, геологи оценивали очень грубо возраст различных осадочных пород. Возраст наиболее древних получался равным нескольким сотням миллионов лег. Реки несли в океаны и моря растворенные металлы: кальций и натрий. Каль­ ций шел на образование скелетов и раковин моллюсков и жи в о т ­ ных, которые, умирая, давали о т ­ ложения известняка, а натрий, соединяясь с хлором, образовывал соль и увеличивал соленость океанов. Зная, сколько соли сей­ час содержится в океанах и зная приблизительно, сколько натрия поступает сейчас в океаны, грубо определяли, что время протекшее г начала образования океанов равно 300 миллионам лет. Но все чти подсчеты были очень прибли­ женными. Астрономы, с другой стороны, пытались подойти к решению за­ д ачи о возрасте земной коры. Только за последние 20 лет были найдены точные способы для оп ­ ределения возраста земной коры. З д есь на помощь геологам и аст­ рономам пришла физика и реши­ тельный успех был достигнут после открытия законов распада атомов, законов радиоактивности. Во многих горных породах со­ держится очень т яжелый химиче­ ский элемент ѵран. Вес каждого атома урана в 238 раз больше чем вес атома водорода. Обычно уран встречается в очень малых количествах: 6 граммов на тонну породы, по этого количества дос­ таточно, чтобы использовать его замечательные свойства. Уран, к ак и многие другие тяжелые элементы, обладает свойством по­ степенно разлагаться и превра­ щаться в другие атомы. Это свой­ ство называется радиоактивно­ стью. Из 6600 миллионов атомов урана в течение года только один атом разлагается и превращается в один атом свинца и б атомов газа гелия. Свинец при этом по ­ лучается особенный, немножко более легкий, чем обычно, с ве сом только в 206 раз большим, чем у водорода,а не в 207. 1, как обычно. В течение тысячелетий с момента отвердевания или кри­ сталлизации горной породы около атомов урана должно было нако­ пляться все больше и больше этого свинца и атомов гелия. Чем древнее порода, тем меньше в ней должно быть урана по с р а в ­ нению со свинцом н гелием. З а ­ мечательно то, что скорость распада урана совершенно не зависит от температуры, давле­ ния, времени и других причин. Измеряя количество урана, свин­ ца и гелия в различных горных породах, можно оЫло точно опре­ делить, когда они образовались, определить их возраст. Оказалось, что наиболее древние слои зем­ ной коры имеют огромный в оз­ раст в 1500—1800 миллионов лет. Мы знаем, таким образом, воз­ раст земли с момента образова­ ния ее коры. Но как долго суще- ствусі земля в целом? Этот воп­ рос связан с вопросом о происхо­ ждении земли и всей солнечной системы и не может считаться окончательно решенным, хотя и близок уже к разрешению. Здесь мы находимся еще пока в облас­ ти гипотез. Первая, хотя бы час­ тично математически обоснован­ ная гипотеза о происхождении солнечной системы была сделана только 150 лет тому назад Л ап ­ ласом, но развитие физики заста­ вило от нее отказаться. С 1916 г. наибольшего внимания заслуживала гипотеза Джинса. По этой гипотезе около 2 миллиар­ дов лет тому назад около солнца проходила случайно другая зв ез­ да. Под действием этой звезды из солнца была вырвана струя газа, которая распалась на от­ д ел ьно е сгустки, первичные пла­ неты. Такой газовый сгусток дол­ жен был быстро расширяться,наи­ более легкие газы, как водород и гелий могли совсем пли почти совсем улететь от него. Осталь­ ные же газы, расширяясь, сильно охлаждались, образовывали капли, н эти капли падали под действи­ ем тяжести к центру планетного сгустка и образовали жидкую сперва планету. Наиболее тяже­ лые элементы, как железо, никель и другие собрались, главным об­ разом, в центральных частях. Бо ­ лее легкие всплыли наружу. Уче­ ный Джеффрей с подсчитал, что этот процесс ожижения должен быть очень быстрым. Дальнейшее охлаждение и переход от жидко­ го состояния в твердое происхо­ дили по Джеффрей су хотя и го­ раздо медленнее, но потребное время измерялось тысячами лет, а не миллионами. По сравнению со. временем существования зем ­ ной коры этот период был очень коротким в жизни земли. Успехи в изучении земли,строе­ нии звездной вселенной, проис­ хождения звезд и свойств атомов позволяют надеяться, что и мла­ денческие годы земли скоро ста­ нут нам ясны. Нужно помнить, что только самые последние сто­ летия дали твердую основу для наших сведений о земле. Послед­ ние же десятилетия приносят все более п более быстрые н еожи ­ данные успехи. Скорость, с кото­ рой человечество познает и о с­ ваивает природу, возрастает все ; больше н больше. Елена Кононенко. f ) f i , н п н г г * Ю Ѵ ^ Ш / Ь ч А 8шине Окончание. Начало см. в Ns 62—63. ОБ ОДНОМ С ТИ Х О Т ВОР Г.НИИ Мая вытащила из-под шине­ ли смятый листок. Это было стихотворение Кон­ стантина Симонова из никла его лирической тетрадки -С тобой и без тебя». Стихотво­ рение, которое начинается сло­ вами: «На час запомнив име­ на...» Дочти восторженно Мал-проч­ ла напамять: Спасибо той, что так легко, Не требуя, чтоб звали милой, Другую, ту, что далеко, Им торопливо заменила... — Что ж, Мая, ты хочешь этим сказать? Девушка стала взволнован­ но говорить: -—Фронт... Это же не шутка! Л еще -не была там, но я представляю, знаю... Смерть подстерегает на каждом шагу. Сегодня жив, завтра погиб. Погиб самоотверженно, погиб за Родину. Такие замечатель­ ные люди, настоящие герои. . Порой нападает грусть по родной семье, неудержимо хо­ чется ласки. Почему же не принести ему какую-то малень­ кую радость?.. - Даже если для этого при­ дется жертвовать своей жен­ ской честью? —-Да. На войне жертвуют большим, жизнью! ■ —Зная, что у него есть, любимая ? Мая молчала. —П тебе, значит, все равно будет, люб или нет, красив или уродлив.... Да ты просто «святая?, Мая! Она смутилась. Ну, да ей это совсем не все равно! Я видела по ее растерянным глазам, как плохо верит она сама в то, что говорит п как туманна ее философийка при­ несения в жертву девичества воину-герою.... Д Е В И Ч ЬЕ СЕР Д ЦЕ — Л если полюбишь?—тре­ петно спросила девушка в ши­ нели.—Если вспыхнет в серд­ це чувство, настоящее, креп­ кое, сильное, честное?., сердце-то у меня живое цу не прикажешь... Да, случается, что и в су­ ровых условиях фронта, вой­ ны, расцветает настоящая, глубокая любовь. Бывает и так... Я расскажу тебе, девушка в шинели, исто­ рию Наташи. Сердцу, гово­ ришь, не прикажешь? А вот бывает, что н сердцу приказы­ вают. Наташа приказала, слав­ ная девушка Наташа, добро­ волец-снайпер. Скромная и сме­ лая... Веселая и строгая. Мы сидели в землянке. Наташа рассказывала: —Вот война... фронт, а я полюбила. Не думала об этом, не хотела. А полюбила. На всю жизнь. Он тоже снайпер. Оба мы комсомольцы, я с Ук­ раины, он из’Сибири. И даже странно: вдруг бы так жизнь прожили іі не встретились. Война свела... Ильей его зо­ вут. Илья Муромец мой... родной! И расцвели, как цветы, си­ ние наташйны глаза. —На моем счету сорок семь немцев, на его—сто три. -До­ гоняй,— говорит, — Наталка- Полтавка. Разве его догонишь? Я двух собью, он четырех и снова вперед уйдет. По я д о ­ гоню, догоню непременно! Наташа зарумянилась. —...Есть у нас общий счет— «за хлопчика» называется... Никто про это не знает... Б у ­ дем живы после войны—поже­ нимся, и хлопчик у нас будет. Мы имя ему даже придумали. Он на скрипке будет играть. Вот только ие знаем, где мы будем жить когда Гитлера по­ бьем. Ему-то хочется в Сиби­ ри, он все сибирское любит, а я боюсь холодов. Мне больше на Украине хочется, у нас там во дворе дерево пышное... Хорошо под этим деревом в жару хлопчика качать... Наташа смотрела на меня счастливыми и виноватыми глазами... — ...Вы только не думайте что-нибудь лишнее,—зашепта­ ла она стыдливо. -Это толь­ ко мечта наша такая. Скры­ вать не стану./, и целовались мы тут... Но про нашу любовь и не знает никто в части. За­ чем людей дразнить? Зачем отвлекать мысли? У нас одна дума—врага побить. — ...А еела. сложим головы, тогда, ну что ж (Наташа вздохнула), другие за нас но­ лейвут.. . Синие лепестки патаншных глаз закрылись. —Простите, разговорилась я... настроение таьи*, пришло. Пойду, мне в засаду сейчас... Она поднялась. Оправила шинель. Подтянулась. Лицо ее стало другим. Строгая, зам­ кнутая, захлопнутая... По муж­ ски вскинула на огрубевших ладонях винтовку. Щелкнула затвором и ушла. Она шла, не об ворачива- ясь. Воин. Солдат. И чистая прекрасная, целомудренная, как цветок в горах Кавказа. ГМ М> 162214 Заказ № 70 О т я й т і і т п а і ш ы й п о п а і / т л п А Іі Р Т І Р с в и и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz