Зенитчик Заполярья. 1944, август.
ЗЕНИТЧИК ЗАПОЛЯРЬЯ Советы молодому командиру Краснофлотец Беляков около двух лет был заряжающим. Он хорошо знал свою специаль ность, Имел опыт стрельбы но немецкой авиации и, поэтому, когда 'командование начало направлять лучших бойцов учиться на командиров орудий, то в число этих людей попал н он. Четыре с, половиной месяца Беляков совершенствовал в школе свои знания, обогащал/ ся теорией, умением руково дить подчиненными. II вот пройдя эту подготовку он снова вернулся в свой расчет, но теперь уже в качестве командира орудия. Ещо не прошло и месяца с тех пор, как Беляков стал командиром и рано еще делать выводы о его командирских качествах, но уже сейчас за метно, что он кс совсем хоро шо нонял с чего ему нужно начинать работу, как сделать расчет передовым. В расчете есть заряжающий Сычев. Но знанию своей спе циальности он не уступает никому на батарее. Пушка, на которой пришлось служить ему, была н е к о т о р о е время с д е фе к т о м : не работала полуавтоматика. Сычев вруч ную открывал затвор и ни в одном из боев скорострельность орудия не была снижена. Наличие в расчете таких людей, как Сычев, который имеет 10 благодарностей, г ово рит за то, что Белякову есть вокруг кого сколачивать хор о ший расчет, есть кого ставить в пример остальным бойцам. Трубочные этого расчета По лянский и Скворцов служат с одного и того же времени, имеют одинаковый опыт, но представляют собой две про тивоположности. Полянский специалист, но у него «хрома- сі дисциплина, Скворцов дис циплинированный боец, по специальность он знает слабее. Раньше, когда бои с немец кой авиацией были частыми, на Скворцова нельзя было жаловаться, он хорошо справ лялся со своим делом, а теперь, в период затишья, перестав тренироваться, он отстал и оказался в числе худших тру бочных. Молодому командиру орудия т. Белякову нужно прямо с того и начинать, что в корне уничтожить беспечность и бла годушие в своем расчете. Ну жно чаще проводить беседы с бойцами на эти темы, показы вать на фактах к чему при водит самоуспокоенность и зазнайство. Всеми мерами на до крепить дисциплину, не ограничиваться одним убежде нием, а наказывать наруши телей. Если боец хорошо зна ет свою специальность, но недисциплинирован, на него нельзя положиться в бою. Он может подвести, замешкаться с выполнением приказания или выполнить его не так п тем самым принести ущерб общему делу разгрома врага. Расчет краснофлотца Беля кова имеет все возможности к тому, чтобы стать лучшим в подразделении и он должен стать им. Младший сержант А. Сергеев. Кандидат физико-математических наук 2 аві ета 1944 г. г . Н. Н, и АРИЙСКІП'1 ВОЗРАСТ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЕЬ Л П А / и \ \ / \ Х О Р О Ш А Я Б Е С Е Д А На днях сержант Камаев про вел бесед у с молодыми красно флотцами. Он рассказал о истории батареи, на которую пришли слу жить эти боііцы. —Одни раз,-начал товарищ Ка маев, -зайдя из под солнца, группа самолетов противника начала пи кировать на батарею, в то же время другая группа, зайдя с противоположной стороны, стара лась отвлечь на себя внимание артиллеристов. Наши зенитчики правильно оценили обстановку и открыли огонь по первой группе. В результате умелого ведения боя одни „Ю К7„ был сбит. Вам,- нродолжал товарищ Камаев,- н уж но учиться у старослужащих, у побывавших и боях товарищей, перенимать их опыт. Так, построив беседу на ярких примерах, сержант указал моло дым бойцам путь, но которому они должны нтти, чтобы двоиться высоких знаний и стать в ряды отличников. Краснофлотец П. Каконнин. Форма, размеры земли и ее по ложение во вселенной интересо вали человечество очень давно. Но всего только 400 лет тому на зад, после кругосветного пут еше ствия Магелана в 1519 1522 го дах было окончательно признано, что земля действительно имеет замкнутую, почти шарообразную форму. Позднейшие геодезичес кие и астрономические измерения позволили не только узнать то ч ные размеры земли, но и опреде лит!,, насколько она сплюснута у полюсов. Средний .радиус земного -лсватора равен (іЭТй километрам 11 Л88 метрам. <Сплюснутость же земли такова, что расстояние от центра земли до ее полюсов на 21,5 километра меньше, чем р ас стояние от центра земли до экватора. Также около 400 лет тому н а зад передовые ученые на осно ва нии гениальных работ Коперника убедились в том, что земля не находится в центре- вселенной, а движется около солнца вместе с другими планетами. Мы знаем теперь, что около солнца о б р а щаются кроме земли еще 8 боль ших планет и более 1300 малых. Как же образовалась такая слож ная планетная система, как д а в но существует наша земля и д р у гие планеты? Вопрос о возрасте земли в п ер вые научным методом пытался р е шить французский ученый Бюффон около 200 лет тому назад, когда он на основании своих опытов с раскаленными железными шарами заключил, что земле для ее о х лаждения понадобилось около 75 тысяч лет. Этот срок тогда пока зался настолько большим и н ас только превосходил библейскую цифру в 6000 лет,что Вюффону в 1751 году пришлось отречься от своих заключений. За последние семьдесят-восемь- десят лет геологи и астрономы разными способами пытались о п ределить возраст земли. Геологи подробно изучали напластования различных осадочных пород в земной коре. Геологи могли ска зать, какие слон отложились рань ше на дне моря, какие позднее, по не могли сказать, ск олько ты сяч или миллионов лег тому назад это происходило. Приближенные подсчеты все-таки делались. Н а и более древние кристаллические земные породы — граниты и гнейсы под действием воды, в е т ра и колебаний температуры р а з мельчались, размывались, частич но растворялись и затем оседали у берегов и на дне морей в виде осадочных пород- песчаников, и з вестняков и т. п. Зн ая общую толщу осадочных п ород на земле в среднем равную- полу тора-двум километрам и зная среднюю ско рость распада первичных пород, геологи оценивали очень грубо возраст различных осадочных пород. Возраст наиболее древних получался равным нескольким сотням миллионов лег. Реки несли в океаны и моря растворенные металлы: кальций и натрий. Каль ций шел на образование скелетов и раковин моллюсков и жи в о т ных, которые, умирая, давали о т ложения известняка, а натрий, соединяясь с хлором, образовывал соль и увеличивал соленость океанов. Зная, сколько соли сей час содержится в океанах и зная приблизительно, сколько натрия поступает сейчас в океаны, грубо определяли, что время протекшее г начала образования океанов равно 300 миллионам лет. Но все чти подсчеты были очень прибли женными. Астрономы, с другой стороны, пытались подойти к решению за д ачи о возрасте земной коры. Только за последние 20 лет были найдены точные способы для оп ределения возраста земной коры. З д есь на помощь геологам и аст рономам пришла физика и реши тельный успех был достигнут после открытия законов распада атомов, законов радиоактивности. Во многих горных породах со держится очень т яжелый химиче ский элемент ѵран. Вес каждого атома урана в 238 раз больше чем вес атома водорода. Обычно уран встречается в очень малых количествах: 6 граммов на тонну породы, по этого количества дос таточно, чтобы использовать его замечательные свойства. Уран, к ак и многие другие тяжелые элементы, обладает свойством по степенно разлагаться и превра щаться в другие атомы. Это свой ство называется радиоактивно стью. Из 6600 миллионов атомов урана в течение года только один атом разлагается и превращается в один атом свинца и б атомов газа гелия. Свинец при этом по лучается особенный, немножко более легкий, чем обычно, с ве сом только в 206 раз большим, чем у водорода,а не в 207. 1, как обычно. В течение тысячелетий с момента отвердевания или кри сталлизации горной породы около атомов урана должно было нако пляться все больше и больше этого свинца и атомов гелия. Чем древнее порода, тем меньше в ней должно быть урана по с р а в нению со свинцом н гелием. З а мечательно то, что скорость распада урана совершенно не зависит от температуры, давле ния, времени и других причин. Измеряя количество урана, свин ца и гелия в различных горных породах, можно оЫло точно опре делить, когда они образовались, определить их возраст. Оказалось, что наиболее древние слои зем ной коры имеют огромный в оз раст в 1500—1800 миллионов лет. Мы знаем, таким образом, воз раст земли с момента образова ния ее коры. Но как долго суще- ствусі земля в целом? Этот воп рос связан с вопросом о происхо ждении земли и всей солнечной системы и не может считаться окончательно решенным, хотя и близок уже к разрешению. Здесь мы находимся еще пока в облас ти гипотез. Первая, хотя бы час тично математически обоснован ная гипотеза о происхождении солнечной системы была сделана только 150 лет тому назад Л ап ласом, но развитие физики заста вило от нее отказаться. С 1916 г. наибольшего внимания заслуживала гипотеза Джинса. По этой гипотезе около 2 миллиар дов лет тому назад около солнца проходила случайно другая зв ез да. Под действием этой звезды из солнца была вырвана струя газа, которая распалась на от д ел ьно е сгустки, первичные пла неты. Такой газовый сгусток дол жен был быстро расширяться,наи более легкие газы, как водород и гелий могли совсем пли почти совсем улететь от него. Осталь ные же газы, расширяясь, сильно охлаждались, образовывали капли, н эти капли падали под действи ем тяжести к центру планетного сгустка и образовали жидкую сперва планету. Наиболее тяже лые элементы, как железо, никель и другие собрались, главным об разом, в центральных частях. Бо лее легкие всплыли наружу. Уче ный Джеффрей с подсчитал, что этот процесс ожижения должен быть очень быстрым. Дальнейшее охлаждение и переход от жидко го состояния в твердое происхо дили по Джеффрей су хотя и го раздо медленнее, но потребное время измерялось тысячами лет, а не миллионами. По сравнению со. временем существования зем ной коры этот период был очень коротким в жизни земли. Успехи в изучении земли,строе нии звездной вселенной, проис хождения звезд и свойств атомов позволяют надеяться, что и мла денческие годы земли скоро ста нут нам ясны. Нужно помнить, что только самые последние сто летия дали твердую основу для наших сведений о земле. Послед ние же десятилетия приносят все более п более быстрые н еожи данные успехи. Скорость, с кото рой человечество познает и о с ваивает природу, возрастает все ; больше н больше. Елена Кононенко. f ) f i , н п н г г * Ю Ѵ ^ Ш / Ь ч А 8шине Окончание. Начало см. в Ns 62—63. ОБ ОДНОМ С ТИ Х О Т ВОР Г.НИИ Мая вытащила из-под шине ли смятый листок. Это было стихотворение Кон стантина Симонова из никла его лирической тетрадки -С тобой и без тебя». Стихотво рение, которое начинается сло вами: «На час запомнив име на...» Дочти восторженно Мал-проч ла напамять: Спасибо той, что так легко, Не требуя, чтоб звали милой, Другую, ту, что далеко, Им торопливо заменила... — Что ж, Мая, ты хочешь этим сказать? Девушка стала взволнован но говорить: -—Фронт... Это же не шутка! Л еще -не была там, но я представляю, знаю... Смерть подстерегает на каждом шагу. Сегодня жив, завтра погиб. Погиб самоотверженно, погиб за Родину. Такие замечатель ные люди, настоящие герои. . Порой нападает грусть по родной семье, неудержимо хо чется ласки. Почему же не принести ему какую-то малень кую радость?.. - Даже если для этого при дется жертвовать своей жен ской честью? —-Да. На войне жертвуют большим, жизнью! ■ —Зная, что у него есть, любимая ? Мая молчала. —П тебе, значит, все равно будет, люб или нет, красив или уродлив.... Да ты просто «святая?, Мая! Она смутилась. Ну, да ей это совсем не все равно! Я видела по ее растерянным глазам, как плохо верит она сама в то, что говорит п как туманна ее философийка при несения в жертву девичества воину-герою.... Д Е В И Ч ЬЕ СЕР Д ЦЕ — Л если полюбишь?—тре петно спросила девушка в ши нели.—Если вспыхнет в серд це чувство, настоящее, креп кое, сильное, честное?., сердце-то у меня живое цу не прикажешь... Да, случается, что и в су ровых условиях фронта, вой ны, расцветает настоящая, глубокая любовь. Бывает и так... Я расскажу тебе, девушка в шинели, исто рию Наташи. Сердцу, гово ришь, не прикажешь? А вот бывает, что н сердцу приказы вают. Наташа приказала, слав ная девушка Наташа, добро волец-снайпер. Скромная и сме лая... Веселая и строгая. Мы сидели в землянке. Наташа рассказывала: —Вот война... фронт, а я полюбила. Не думала об этом, не хотела. А полюбила. На всю жизнь. Он тоже снайпер. Оба мы комсомольцы, я с Ук раины, он из’Сибири. И даже странно: вдруг бы так жизнь прожили іі не встретились. Война свела... Ильей его зо вут. Илья Муромец мой... родной! И расцвели, как цветы, си ние наташйны глаза. —На моем счету сорок семь немцев, на его—сто три. -До гоняй,— говорит, — Наталка- Полтавка. Разве его догонишь? Я двух собью, он четырех и снова вперед уйдет. По я д о гоню, догоню непременно! Наташа зарумянилась. —...Есть у нас общий счет— «за хлопчика» называется... Никто про это не знает... Б у дем живы после войны—поже нимся, и хлопчик у нас будет. Мы имя ему даже придумали. Он на скрипке будет играть. Вот только ие знаем, где мы будем жить когда Гитлера по бьем. Ему-то хочется в Сиби ри, он все сибирское любит, а я боюсь холодов. Мне больше на Украине хочется, у нас там во дворе дерево пышное... Хорошо под этим деревом в жару хлопчика качать... Наташа смотрела на меня счастливыми и виноватыми глазами... — ...Вы только не думайте что-нибудь лишнее,—зашепта ла она стыдливо. -Это толь ко мечта наша такая. Скры вать не стану./, и целовались мы тут... Но про нашу любовь и не знает никто в части. За чем людей дразнить? Зачем отвлекать мысли? У нас одна дума—врага побить. — ...А еела. сложим головы, тогда, ну что ж (Наташа вздохнула), другие за нас но лейвут.. . Синие лепестки патаншных глаз закрылись. —Простите, разговорилась я... настроение таьи*, пришло. Пойду, мне в засаду сейчас... Она поднялась. Оправила шинель. Подтянулась. Лицо ее стало другим. Строгая, зам кнутая, захлопнутая... По муж ски вскинула на огрубевших ладонях винтовку. Щелкнула затвором и ушла. Она шла, не об ворачива- ясь. Воин. Солдат. И чистая прекрасная, целомудренная, как цветок в горах Кавказа. ГМ М> 162214 Заказ № 70 О т я й т і і т п а і ш ы й п о п а і / т л п А Іі Р Т І Р с в и и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz