Зенитчик Заполярья. 1944, август.

З Е Н И Т Ч И К З А П О Л Я Р Ь Я миааавімси* О Агитатор тов. Федоров мно­ го работает в своем отделении и со всем личным составом подразделения. Каждый день он зачитывает сводку Совии- формбюро и приказы Верхов­ ного Главнокомандующего, хо­ дит но землянкам проводит там читки газет и журналов, рассказывает о поенных дей­ ствиях во Франции, в ІГімляи и на Тихом океане. В нашем подразделении нет радио, но это по мешает тон. Федорову всегда быть в кур­ се происходящих на фронтах событий, вовремя иметь свод­ ку Совинформбюро. Он доста­ ет все нужные сведения из соседнего подразделения, не боясь потратить для этого час времени. Наши краснофлотцы знают, что у т. Федорова всег­ да можно получить ответ на интересующий их вопрос. И они охотно идут к нему за советом, справкой. Повседневной воспитательной работой в своем отделении т. федоров добился улучше­ ния дисциплины, повышения бдительности разведчиков. Одним из лучших агитато­ ров нашего подразделения яв­ ляется также т. Новиков. Вот один из примеров его умелого подхода к бойцам. Краснофло­ тец А. Т. Попов не любил чи­ тать ни книг, ни газет. Но знал он, как следует, и техни­ ку, был недисциплинирован. Командир перевел его в хоро­ шее отделение, в то, где аги­ татором т. Новиков. Тут и предоставил;, сь возможность ѵгому агитатору показать нее свое умение и способности вос­ питателя. Той. Новиков взялся за это дело с коммунистом т. Морозо­ вым. Постоянными беседами, в присутствии Попова, о собы­ тиях, происходящих на фрон­ тах Отечественной войны и за рубежом, они увлекали но­ вого бойца их отделения, заин­ тересовали его. Вскоре Попов сам попросил у агитатора дать что-либо почитать. Умело подбирая литературу и подска­ зывая, что читать в газете, т. Новиков привил этому бой­ цу любовь к книге. Сейчас т. Попов регулярно и много читает. Выросла его созна­ тельность. Беседы агитатора, умело направленные на повы­ шение знаний, вызвали у По­ пова желание выйти в число отличников. Он начал чаще тре­ нироваться по специальности. Но, если с красиофлотцами- мужчинамп агитационная ра­ бота проводится успешно, то в работе с девушками этого нет. Агитатор тов. Попов П.П. много работает в масштабе всего подразделения и, веро­ ятно, решил, что до малень­ ких отделений, как например, отделение девушек, ему снис­ ходить не нужно. Некото­ рые девушки на общие беседы не. ходят, дисцип­ лина их нониж іется. Тов. Во­ щении! получила четыре взы­ скания. Своей недисциплини­ рованностью, несерьезным от­ ношением к делу эти девуш­ ки накладывают темное пятно на все подразделение. Но аги­ таторов, особенно таких, как т. Богданова, которая совсем не занимается, агитацией, не­ дочеты не волнуют. Нельзя не сделать упрека т. Богдановой, но только как агитатору, но и как воину. Вместо того, чтобы быть во всем примером для других, она сама нарушает форму одежды: ходит без ремня, без головного убора. Это уже не только не борьба за дисцип­ лину и воинский порядок, ко­ торый должен пропагандиро­ вать агитатор, а действие со­ вершенно противоположное— разложение дисциплины. Старший краснофлотец G. Даплетшин. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ “ К т о ответит?" 6 августа под таким заголовком в пашей газете была опубликована заметка, в ко­ торой краснофлотец т. Фролова рассказала о стремлении девушек- краснофлотцев к самообразованию и отсутствии у них нужной дли этого литературы. „Обязательно нужна б и б л и о т е ­ ка. Когда она будет.-"' спраши­ вала т. Фролова. Исполняющий обязанности з а ­ местители командира части лей­ тенант т. Гусев ответил: Г> подразделении, о котором пи­ сала т. Фролова, создана библи­ отека-передвижка. Она обеспече­ на достаточным количеством ис­ торической, политической и хѵдо- іксс твешіоп л и т ер аіурьі". li __________„ и Uf!j „Сверхтотальную мобилизацию Геббельс на чал с сокращения деятельности театров, кино, и других зрелищных предприятий. (И;; ra.JCT.) rtfii ГІІМЛЕР: трагическом фі Комедии іале... не будет, вы примете участие в Рисунок А. А Л Е К С Е Е В А . Письмо матери Недавно мы написали пись­ мо матери краснофлотца Ни­ колаи Петрова. Мы сообщили ей, что ее сан умело и муже­ ственно сражается с немецко- фашнстокимп захватч икамп, затем коротко рассказали о боевой жизни своего подразде лення, а. в заключение побла­ годарили старушку за воспи­ тание хорошего воина. Прнило две недели, мы по­ лучили ответ. Мать нашего боевого товарища писала: „Дорогие сыновья? Горячий привет из глубокого тыла шлет вам рядовая кол­ хозница Петрова Марфа Ива­ новна. Вы благодарите меня за хорошее воспитание сына Ни­ колая, а я. благодарю вас и ваших командиров за то, что воспитали из моего Николая верного защитника Родины, научили его воевать. Мы работники тыла, прила­ гаем все свои силы, чтобы помочь Красной Армии скорее победить врага. Весной этого года я отдала Красной Армии 150 килограмм ржи и подпи­ салась на заем на 1500 рублей. Все колхозники п о м о г а ю т Красной Армии и трудом, и деньгами и хлебом. Будьте здоровы, родные. Ваша Петрова М. 11. Вологодская область, Устю- жинский район, Долоцкий сель­ совет, д. Свороба. С письмом Марсии Ивановны мы ознакомили всех комсомоль­ цев, призвали их—на заботу трудящихся об армии и фло­ те ответить напряженной Соевой работой. Комсорг Ф. Белоусов 23 а в г у с т а 1944 г . № 7 0 Д о кт о р фи з и к о -математич е ск и х на ук профессор И. Ф. I 1 0 J JAK Николай Год назад исполнилось четыре столетня со времени с о б ы т и я , к о ­ торое произвело п ер ев о р о т не только в науке о небесных с в е ­ т и л ах—астрономии, но н во всем мировоззрении человечества. В 1543 году польский астроном Н и ­ колай Коперник н апечатал б о л ь ­ шую научную книгу под з а г л а в и ­ ем „Об о бр аще ни ях небесных тел", над которой он работал мно­ го лет. В том же году он умер, семидесяти лет от роду. Чтобы сделать понятным все значение этой книги, сначала напомним, как п редставляются небесные д в и ж е ­ ния и как их обм ен я л а наука до Коперника. На иебе н е воо руженным глазом видны тысячи н епод вижных зв е зд и семь дв ижущих ся светил. З в е з ­ ды были названы неподвижными потому, что они не изменяют с в о ­ их положений по отношению д р у г к другу; фигуры и группы, которые обр азуют звезды (так н азыв аемы е созвездия) остаются неизменными в течение ты с я ч е ­ летий. Они как бы прикреплены к к акому-то т верд ому куполу и в есь этот небесный купол все в р е ­ мя вращае т ся вокр уг нас, делая один оборот в сутки. Н а п р а в л е ­ ние этого суточного движения в сем и звестно—с востока на з а ­ пад, или по часовой стрелке (для жи тел ей северно го полушария земли). С емь д в ижущи хся светил тоже у частвуют в суточном движении всего неба, вместе со звездами в сходят и заходят. Но у них есть сво е собственное д вижение о т н о ­ сительно о к р уж ающи х звезд, бл а­ годаря которому они все время п ереходят из одного созвездия в другое. Б о л ьш ею частью эго д в и ­ жени е напр авл ено навстреч у с у ­ точному движению, т. е. с зап ада на восток. Именно это д в ижен и е к востоку астрономы н азывают прямым движением , а движение к зап а ду— попятным. Всего быстрее и зам ет н ее это движение у Луны . Она движется всегда прямым движением , и в один час п ередвигается между звезд к востоку на величину с в о ­ его ди аметра (примерно па пол- градуса), дел ая полное к руговое о б ращени е по зв ездному небу в і9,о суток (в месяц). В том же направлении но тем же созв езди ­ ям движется п Солнце, но гораздо медленнее, около градуса в день, и полный оборот зак ан чи ­ в ает в 365,5 суток (т.е. за год). Пояс неба, в котором движутся Луна и Солнце, в древности был назван Зодиак ом и разделен на 12 созвездий. По этим созвездиям Зодиака, дв ижу т ся и остальные пять подвижных светил, пять пла­ нет. Они имеют вид ярких звезд. Д в е из н и х - В е н е р а и Юпи тер,— всегда я р ч е всех остальных звезд. После нискольких столетий т щ а ­ тельных наблюдений древние а с т ­ рономы придумали об'яснение для небесных движений . Это о б 'я с н е ­ ние, вместе с правилами для в ы ­ числения положений светил, из­ ложено в сочинении ГІтоломея, греческого математика II века нашей эры. Поэтому оно н а зы ­ вается системой Птолемея. В т е ­ чение свыше іысячи лет эта с и ­ стема считалась безупречно п р а ­ вильной. По этой системе мир состоит іп двух частей — н еподвижной Земли и вечно движущего ся н е ­ ба. Небо имеет Форму сферы, т.е. шара, п вечно н равномерно в р а ­ щается во кру г З емл и в течение суток . Земл я т а кже имеет ф о р ­ му шара и н еподвижно висит в центре сферы. На небесной с ф е ­ ре находятся неподвижные з в е з ­ ды. Суточным враще ни ем о х в а ч е ­ ны не т ол ь ко сф е ра неподвижных звезд, но н семь тел, н ах одящих ­ ся внутри сферы, именно Луна, Солнце и п ять планет. Но эти тела имеют, кроме суточного в р а ­ щения, еще свое особое д в и ж е ­ ние. С течени ем времени система Птоломея н ачал а вы зы в а т ь сом­ нения н сл ожны е движения пла­ нет во кр уг невидимых д в иж ущ и е ­ ся точек стали к азаться все б о ­ л ее странными. Но т о л ь к о Ко п ер ­ ник в своем сочинении пра ви л ь­ но и очень просто о б ’я с н т д в и ­ жени е планет. С тех пор г: пауке си стема Птоломея заменилась с и с тем о й К о п е р н и к а . Коперник показал, что мир ус­ троен совсем не так, к ак он нам представляется. И звездное небо, н Солнце на самом деле н епод виж ­ ны. Планеты о б р ащ ают ся не в о к ­ ру г Земли, а в о кр уг Со л нц а (во­ круг З емл и о б р ащ ает с я только Луна). Наша Земл я не неподвижна, а вечно кр ужи т ся в о кр уг Солнца. В течение с ут о к Земл я делает один оборот вокру г осп с запада на восток, а н і м кажется, что все небо в сутки со в е рш а е т в о ­ круг пас одно обр ащ ени е с в о сто ­ ка на запад. Каждый год Земля оп и сы ва ет одно о б р ащ е ни е во­ круг Солнца, а нам кажется, что Солнце в течение года со в ершает к р уговое о б р ащ ени е по со зв езди ­ ям Зо д и ак а. Это же обр ащ ени е З е м л и в о ­ круг Солнца сильно о сл ожн я ет для нас д в ижен и е планет. 1Га са­ мом деле план еты движу и:я по своим путям вокруг Солнца без всяких о стано во к н поворотов. Если бы можно было посмотреть на планеты с Солнца, то мы бы увидели, что Юпи тер, например, д в ижется по звездному небу все время к в о сто к у и в 12 лет в о з ­ в ращается в то же со звезди е. Но мы смотрим на Юп и т е р с земли, к оторая сама есть планета, сама о б р ащ ает ся во кру г Солнца в том же направлении, как н остальные планеты. От этого д в иж е н и я з е м ­ ли Юпи тер нам казался бы дв и ­ жущимся д аж е в том случае, ес­ ли бы совсем пе двигался. Ведь З ем л я о б р ащ а ет ся в о к р у г солнца в течение года и ч е р е з год в о з ­ в ращается на п р ежн е е место. Но мы движения Земли не замеч аем н нам кажет ся , что это д в ижет ся Юпитер, что он дв ижет с я полгода вп е р е д (к востоку), потом п о лгод а назад (к западу) и ч ере з год в о зв р ащ ае тс я на п р еж н е е место. А так как Юпите'р и сам о б р а ­ щается во кр у г Солнца, т о . его собственное дв ижение с к л а ды в а е т ­ ся с движением, к о то ро е проис­ ходит от движения З ем л и и р а с ­ путать эти два д в ижен и я было нелегко. Но после того, как Ко ­ перник это сделал, вычисление планетных движений зн а чи т е л ь но упростилось. Ііри р ешении этой математи ­ ческой за д а ч и Коперник ответил п па такой вопрос: почему у р а з ­ ных планет петли попятных д в и ­ жений имеют р а зны е р аз­ меры, у Юпитера, например, они вдвое больше, чем у Сату рна? Потому что планеты находятся на разных р асстояниях от Солнца Юпитер, очевидно, вдвое ближе Сатурна. Подробные ж е и змерения отно­ сительных расстояний Коперник произвел и для других планет. Но главн ая заслуга Коперника состоит в том. что он р а зр уши л средн евековое учение о централь­ н а положении Земли во Вселен­ ной. З ем л я ок азал ась рядовой планетой, к р уж ащ е й с я вместе с другими, ей подобными, в ми р о ­ вом пространстве, и п е ред ч ел о ­ веком стала р а ск рыв ат ь ся истин­ ная картина мироздания. Ответственный редактор А. И. СТАСЕВИЧ. ГМ № 126953 Заказ № 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz