Зенитчик Заполярья. 1944, апрель.

ЗЕНИТЧИК ЗАПОЛЯРЬЯ 9 апреля 1944 г. № 29 НАШИ РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ Трудно переоценить ту роль, которую играют рационализа­ ция и изобретательство в радио­ связи, телефонии,организации передачи донесений с постов. Сержант товарищ Белик, за­ метив, что систему устройства связи на командном пункте можно упростить, сделать более удобной, предложил изготовить пульт дистанционного управ­ ления радиопередатчиками. Предложение его было приня­ то, реализовано и дало отлич­ ные результаты. Старший сержант Каратаев- скпй изобрел ы ввел в дейст­ вие фильтры к зарядным ма­ шинам. Эти фильтры устраня­ ют влияние зарядных машин на работу близрасположенных приемников и передатчиков. В настоящее время т. Каратаев- ский вместо с т. Великом и Казаковым работают над соз­ данием автоматики для дистан­ ционного управления радио­ станциями. Это приспособление дает возможность снизить вре­ мя прохождения донесения от постов до подразделений в три раза. Младший лейтенант Рычков, вПятомКраснознаменном диви­ зионе, сделал фильтры к пе­ редатчикам намного улучшив, таким образом, работу аппаратуры. Он дал возмож­ ность работать одновременно, расположенным рядом, прием­ никам и передатчикам. Электрик-связист сержант Федоров предложил ориги­ нальной конструкции микро­ фонный капсюль, который лег­ ко изготовить своими силами, в любой части. Таких, и подобных приме­ ров у нас—очень много. Но останавливаться на этом мы не должны. Нельзя забывать, что не исчерпаны еще все наши возможности в области рацио­ нализации и изобретательства. Работать над совершенство­ ванием своей техники, изучать ее, и на основе изученного добавлять к ней то, что может улучшить ату технику, упрос­ тить работу на ней. Вот зада­ ча стоящая перед нашими бойцами и офицерами. Капитан Козлов. КРАСНОФЛОТЦЫ СМОТРЯТ ,>РАДУГУ“ КАПСЮЛЬНЫЙ МИКРОФОН, предложенный товарищем Федоровым Сержант Федоров предложил изготовлять микрофонные кап­ сюли в частях нашего соеди­ нения своими силами и из под­ ручных материалов. Капсюль его конструкции в два раза проще заводского. Отсутствие угольной мембраны делает его более долговечным. При испы­ таниях на аппаратах МБ, ЦБ и ЕЕ-8а, изготовленный Федо­ ровым капсюль дал хорошие результаты. Чашечка (корпус) капсюля изготовляется из латуни,брон­ зы или, в крайнем случае, из железа (рис. 1). Наружный диаметр ее—50 мм. Толщина стенок 1 мм. Расстояние меж ду внутренним и наружным бортиком, в которое уклады­ вается фильц, —10 мм. Отвер­ стие в центре—3 мм. ТолЯщна мембраны, изготовленной из стали 0,2 мм. Диаметр ее 46 мм. Отверстие в центре, для прохождения скрепляюще­ го винта—3 мм. Наружная сторона мембраны покрывает­ ся каменноугольным лаком (рис 2). Войлочный фильц этого капсюля имеет своеобраз­ ное устройство и изготовляет­ ся в виде кольца с 12-юоваль­ ными отверстиями (рис. 3). Наружпыйего диаметр—48 мм., диаметр внутреннего отвер­ стия—28 мм. Для скрепления всех частей капсюля служит один винт, проходящий сквозь мембрану, и затянутый с ниж­ ней стороны гайкой. Для изо­ ляции винта от корпуса име­ ются: а) изоляционная труб­ ка, б) две шайбочки из изо­ ляционных материалов. Корпус капсюля выточен на станке, но за неимением тако­ вого в части, он может быть спаян из металлических полосок. 2. Мембрана. 3. Фильц 4. Угольный порошок. 5. Винт. 6-7. Изоляционная шайба и трубка. 8. Гайка. Черной тучей нависла над русской деревней смерть. Не­ мецкие палачи днем и ночью врываются в дома мирных жи­ телей и безнаказанно творят свое гнусное дело, пытают ни в чем неповинных людей, не щадя ни женщин, ни стари­ ков.—Такова картина, которая разворачивается перед нашим краснофлотским зрителем, смот­ рящим фильм , Радуга", В своей одноименной повес­ ти, Ванда Василевская раскры­ ла глубоко и правдиво страницы невиданных мук и страданий простых, честных советских людей, временно подпавших под власть немцев. Если, читая книгу мы толь­ ко мысленно представляли се­ бе все описанное, то в кино мы словно сами присутствуем при ужасающих картинах не­ мецкого разбоя, варварства, вандализма. Когда начинается допрос Олены Костюк немецким комен­ дантом Куртом Вернером, когда мы видим ее, полураздетую, в холодном сарае, когда озвере­ лые садисты гонят ее босиком по снегу и тут же колют шты­ ками, когда, наконец, не до­ бившийся признания Курт на глазах у матери пристрели­ вает ее ребенка, а ее, изуро­ дованную и насмерть исколо­ тую штыками, спихивает с об­ рыва,—зритель чувствует в груди такой накал ненависти, такую силу протеста, жажду борьбы и мщения, которые может вызвать лишь сама же­ стокая правда жизни. Образ Олены Костюк, создан­ ный Народной артисткой СССР Н. Ужвий, следует отнести к самым крупным достоинствам фильма. Немцы применяли все излюб­ ленные ими методы физичес­ ких и моральных пыток, но не смогли сломить и покорить советских людей. К числу на­ иболее стойких и непокорных принадлежит Феодосия Крав­ чук (артистка Е. Тяпкина), в доме которой поместился же­ стокий палач и висельник Курт Вернер. Всеми силами своей души Феодосия ненавидит нем­ цев, ненавидит ІІусю, продав­ шуюся захватчикам душой и телом. Впрочем о душе этой особы говорить не приходится. Живя под одной крышей с немцами, Феодосия сталкивает­ ся со всеми подробностями их быта, вызывающего в ее ду­ ше глубокое возмущение ни­ зостью и грязью. Убийство немецкими палачами сына, не­ слыханные надругательства не только не сломили, но еще больше закалили дух отважной советской патриотки. И когда пришла в деревню наша армия- освободительница, эта простая мужественная женщина ста­ новится грозным обличителем. Ее пламенная речь перед свои­ ми односельчанами и солдата­ ми о возмездии немецким из­ вергам звучит с необычайной страстностью и убедитель­ ностью. Артистка Е. Тяпкина созда­ ла незабываемый образ совет­ ской женщины, возвысившей­ ся, благодаря святому гневу, до всенародной обличительницы фашистского изуверства. Творческий коллектив под руководством Марка Донского создал один из самых суровых и правдивых фильмов за вре­ мя отечественной войны. Хорошо играют актеры: ар­ тистка Тяпкина—Феодосию, А. Дунайский—деда Охабко, А. Лысянская—Ма лючих у , Г. Клеринг—Курта Вернера, Н. Алисова—любовницу Верне­ ра, предательницу Пусю, пре­ дателя Гаплика—Н. Братер- ский. Краснофлотцы смотрят фильм, зажигающий их лютой ненавистью к врагу, с боль­ шим интересом, надолго запо­ миная образы героических патриоток и патриотов. С. Линко. Фельетон, Г. Рыклин. Ветрена В вагоне рядом со мной сидела старушка, одетая по последней моде—ватник, ушан­ ка, ’сапоги. Старушка, несмотря на свое обмундирование, держалась ти­ хо и не проявляла никаких воинственных наклонностей. Она молча и доброжелательно разглядывала пассажиров. Вдруг застенчиво улыбнув­ шись, она наклонилась ко мне и, указывая на : молодого бравого лейтенанта, сидевшего напротив нас шо и от о м сказала: —Гераська, внук мой, та­ кой же в точности. Только он, Гераська мой, еще красивше будет. Н вообще он гвардеец, Гераська. —Где он? На фронте? —Гераська? Само собой, на фронте. А то как же? —Какое у него звание? —Обыкновенное з вание . Крестьянское. Мы все, Журав­ ские, крестьянского звания. —Я не об этом. Чин какой у него, у вашего внука? Тут я тебе милок, ничего не скажу. В этих делах я еще мало смыслю. —Сколько у него звездочек, это вы знаете? Одиннадцать. Считала, ми­ лок, считала. —Одиннадцать? Этого же, бабушка, быть не может. —У моего Гераськи? У не­ го все может быть. —Да как же все-таки один­ надцать звездочек? —Обыкновенно. На каждый погон клади но четыре штуки —вот тебе целых восемь. Да две большие звезды на груди. Вот тебе уже десять. Да на шапке звезда. Так что полу­ чается, сам видишь, не мень­ ше одиннадцати. А ты хотел меня, старуху, запутать. —Выходит, он капитан, ваш внук? Гераська? Конечно,капитан. Это верно, вспомнила я,—ка­ питан. А то как же? Кому же и капитаном быть, как не Ге- раське. —Давно вы его видели? —С месяц тому назад. —Домой приезжал? —Ему сейчас не время в гости ездить. Да и дом то его спалили немцы, холера в бок их Гитлеру. —А где же вы с ним встре­ тились? —На передовой позиции, ми­ лок. Там и повстречались. —Как же вы, бабушка, оказались на фронте? —Коли не лень слушать, расскажу... Мы, Журавские колхозники, из под Витебска. Была там деревня—Песчанка. Спалили ее немцы, еще одна холера в бок Гитлеру. Так что видишь, сама я из под Витебска. А еду сейчас к моей сродственнице. Живет она в самой Москве и работа­ ет на заводе. Вот к ней и еду. А Песчанку еще летом немцы превратили в узел, а народ выгнали в лес. Сейчас от этого узла не осталось, как говорится, ни кола ни двора. Жили мы в лесу. Кто помо­ ложе тот подался к партиза­ нам. А мы, которые старики да малые дети, существовали в ямах да землянках. А поближе к зиме слух по­ шел—наша Красная Армия подходит. А тут вдруг рано утром услышали мы стрельбу. Послал меня народ в развед­ ку, в деревню—пронюхать, что и как. От деревни остались одни головешки. Узнаю, что ночью фрицы бежали. Вижу наши бойцы идут—все впе­ ред, идут веселые и сердитые, гонятся, значит, за немцем. Иду назад, в лес, расска­ зать своим. Иду это я, зна­ чит, и ног под собой от ра­ дости не чую. Вдруг навстре­ чу мне бежит фриц. Руки вверх поднял и орет не своим голосом—«Матка плен!» Это он по немецки. Я хоть не дюже сильна в немецком раз­ говоре, но сразу поняла: ему окаянному в плен хочется. Ну, я повернула назад и повела его в плен. Но сам по­ нимаешь, не гоже вести воен­ нопленного, не имея никакого оружия. Я с вербы сорвала ветку, соорудила хворостинку и этим холодным оружием подгоняю фрица. Навстречу идут бойцы, смот­ рят на нас, смеются. От них я узнала, что на Ивановском хуторе помещается штаб. По­ вела я немца в штаб. Прихо­ жу и прошу доложить самому главному командиру. И вот, выходит ко мне Ге­ раська мой. Он тут, оказывает­ ся за главного, Гераська. Вот тогда я и повстречалась с внуком моим гвардии капита­ ном Герасимом Кузьмичем Жу* равским... Неужели приехали? Загудел паровоз. Поезд ос­ тановился. Москва! На прощание я пожелал старушке поскорей увидеться со своим внуком. Она пожала мне руку и сказала: — Уже увидимся со всеми родными, когда Гитлера пове­ сят, еще одна крепкая холера ему в бок. Ответственный редактор А. И. СТАСЕВИЧ. ГМ. № 162179 Заказ № 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz