ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.
“ Колдовская уха” . Иллюстрация к преданию о Куйве. Художник Анна Михайлова. бросил ящик в воду и сказал: «Падай между глубиной и верхом, в человече скую руку не достанься!» Сам обернул ся назад, поднялся повыше и окамене ли с ним девица и повар с котелком и мешалкой в руке. Ка к были — все и о ка менели. 3.2. Записано Н.Н. Волковым . Рас сказал Яковлев Леонтий Яковле вич. Чудзьяврский ко л хо з «Од сийт», 1935 г. (Волков, 1996:61) Однажды шиши разграбили Тулом - ский погост, жителей всех перебили, а одного лопаря оставили в живы х, пото му что он знал доро гу на Ловозерский погост, а они хотели и Ловозерский по гост разграбить. А доро гу он знал от того, что у него сестра была в Ловозе ре замужем за одним лопарем. Вот они и говорят ему: «Если проведешь, в ж и вых оставим, а нет убьем». Он и согла сится. Пошли они. С коль ко шли — не знаю, только пришли ещё засветло и стали отдыхать в лесу да дожидаться, когда стемнеет. Ночью-то, видишь ли, лучше — не уви дят. А проводника -то своего заставит влезть на дере во, чтобы не убежал. А в рот вставили распорку, что бы кричать не мог. Сидит на дереве и думает: «Вот, нападут на погост, все сож гут, оленей угонят и народ перебьют. Ка к помочь своим?». И додумался до та ко го: начал ку к уш кой куковать. Кукует и кукует, а шиши смеются. А сестра-то его, что жила в погосте, вышла на улицу слышит: ку к уш ка кукует. Что, думает, за ку кушка? И время-то неподходящее ей куковать, и, ка к будто, голос знакомый. Тут она и поняла, что это брат ее кукует. Значит, думает, что-то случилось с ним. На верное, думает, шиши на погост напали и сюда заста вили привести их. А в Ловозере в то время были два брата — силачи. Она сказала им. Те велели всем при готовиться, а сами тихонько пошли в лес и посмотре ли, что там делается. Там увидели шишей. Шиши спа ли, только караульные стояли, да лопарь куковал на дереве. Вот они вернулись обратно в погост, всех ж и телей переправили на остров, а сами тихонь ко под крались и перебили всех шишей, пока они спали. Уце лел только главный их. Но и ему один из братьев про стрелил коленную чашечку. Так что хромал у ж и тот. Вот один брат и говорит другому: «Старший-то их рас сердился очень. Он, наверное, один нападать будет. Надо приготовиться». Пошли на остров. Переехали в лодке, сами ждут. Да, может, и не увидали бы и была бы еще беда, да мальчонка маленький увидел. Смо трит, плывет к острову кто-то. А мальчонка-то играл на берегу — стрелки пускал. Видит, что чужой. Вот он и прицелится: «Плыви, говорит, обратно. Не пущу вы лезать». А тот все плывет и рожи ему страшные дела ет, испугать хочет мальчика. Взял себе бороду в рот и пугает. А мальчик-то был не из боязливых: прицелил ся, да и пустил ему стрелу в горло — тот пошел ко дну. На этом и ж и знь кончил23. 4.1. СААМСКОЕ СКАЗАНИЕ О ГИБЕЛИ ЧУДЭ- ЧУЭРВЯ И О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭВДИАЛИТА Записал и перевёл В.К. Алымов. Рассказчик Д .А . Яковлев, 1936 г., с.Шелтозеро. 23 «Часть изложенных здесь моих записей в нескольких вариантах публиковались Н.Харузиным и В.К. Алымовым. Например, в опубликованном В. Алымовым сказании о гибели Чуджчуэрвя мальчик убивает его не обыкновенной сгрелой, а снабженной наконечником из клюва гагары, так как против всех иных стрел он был огражден колдовством» (Волков, 1996:63). 2018 TRE 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz