ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.
Казаков А.Н. (1949) О географических названиях Ло возерских тундр Кольского полуострова//Учен. зап. ЛГУ. Сер.геогр. наук., 1949 Казаков А.Н. (1952) Особенности и распределение са амских географических названий Мурманской области / / Изв. ВГО, т. 84, вып. 4, 1952. С. 350-362. Керт Г.М. (1986) Саамско- русский и русско-саамский словарь. Около 4000 слов. Пособие для учащихся на чальной школы. Л., 1986. Керт Г.М. (2009) Саамская топонимная лексика. Пе трозаводск. 2009. Кондиайн А.А. (2015) «Лапландская экспедиция» в воспоминаниях А.А.Кондиайна. Земля Тре № 2. Ревда. 2015. Котельников В.И.( 1936) Куйва. Газета «Кировский ра бочий», № 292 от 20 декабря 1936 г. Лебедева А. (2013) «Раскрыта тайна гиперборейского великана Куйвы с мистического Сейдозера» Комсомоль ская правда, Мурманск, от 28 ноября 2013 г. Пация Е.Я., Разумова И.А. (2006а) А. Е.Ферсман как герой мифа и его создатель. От . . . и до . . . Юбилейный альманах в честь Е.В.Душечкиной и А.Ф.Белоусова. Вы пуск 1. Санкт-Петербург, «Бельведер», 2006 Пация Е.Я., Разумова И.A. (2006b) Geniusloci. (А.Е. Ферсман) —культурный герой / / Проблемы социокуль турной адаптации жителей. Кольского полуострова. Сб. статей. Апатиты: КНЦ РАН. 2006. С. 60—69, Саамские сказки (1959) (Вступительная статья и под готовка текста А.Ермолова). Мурманское книжное изда тельство. Мурманск. 1959. Саамские сказки (1980) (сост. Е.Я.Пация). Под редак цией доктора филологических наук Г.М.Керта. Мурман ское книжное издательство. Мурманск. 1980. Ферсман. А.Е.(1928) В горы за камнями (глава из кни г и ) / / Карело-Мурманский край. 1928. № 9. Ферсман А.Е. (1937) Занимательная минералогия. Де- тиздат ЦК ВЛКСМ. Москва —Ленинград. 1937. Ферсман А.Е. (1969) Воспоминания о камне; Изд-во: М.: Наука, 1969 г. Халльстрём Г. (2013) Места жертвоприношений в Рус ской Лапландии. Альманах «Земля Тре» №1. Ревда. 2013. стр.25-33. ХиЛТ I (1925) = Хибинские и Ловозерские тундры (под ред. А.Е.Ферсмана). Т.1. Маршруты. / / Тр. Научно- исследовательского ин-та по изучению Севера, 1925, 29, 1-195. Чарнолуский В.В.( 1972) В краю Летучего камня. Запи ски этнографа. Отв. ред. и авт. послесл. и коммент. Т.В. Лукьянченко и Ю.Б. Симченко. «Мысль», 1972. Чирвинский П.И. (1935) Минерал эвдиалит (историче ская справка). Газета «Кировский рабочий» от 12 мар та 1935 г. Шилов А.Л. (2007) Саамские культовые комплексы Карелии по данным топонимии / / Рябининские чтения. Отв. ред Т.Г.Иванова. Музей-заповедник «Кижи». Петро заводск. —2007. Шишкин О. (1999) «Битва за Гималаи: магия и шпио наж». М. «Эксмо». 1999. Ященко А.Л. (1892) Несколько слов о Русской Ла пландии. Этнографическое обозрение, кн. 12, №1. Стр. 10-37. 1892 г. Genets, Arvid ( 2008 (1876)) Kuolan niemimaan asukkaiden oloja tutkimassa vuonna 1876 Suomen kuvalehti 1877-1879. Kuolan niemimaalla kayneiden suomalaisten tiedemiesten matkakertomuksia (K oonnut ja kaantanyt Leif Rantala) Acta Lapponica Fenniae № 20, 2008 Hallstrom, Gustav (1921) Gravplatser och offerplatser i ryska Lappmarken. Etnologiska studier tillagnade Nils Edvard Hammarstedt 193/321. (eds. Sune Ambrosiani, Sigurd Erixon & Gustaf Hallstrom). Foreningen fo r svensk kulturhistoria bocker2: 183-194. Muilu, Ville (1966) Valkoinen tapla — Kertomus Kuolan tutkimusretkesta v.1887. Keruruu: Otava, 1966. Mustonen, T. and K. (2011) Eastern Sami Atlas. Vaasa, Finland: Snowchange Cooperative. 2011 Rikkinen, Kalevi (1980) Suuri Kuolan retki 1887. Otava, Keuruu 1980. Sergeeva J. (2000) Saami Folkloristic (edited by Juha Pentikainen). Turku: 168) Valtonen, T. (2009) Place-name perspectives on the Saami past. The importance of multidisciplinary source c ritic ism //R e cen t perspectives on Sami archeology in Fennoscandia and North-West Russia. ISKOS 17. Helsinki. 2009 ПРИЛОЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ О «КУЙВЕ» 1. Записал Ященко А.Л. Рассказчик неизвестен, оз. Имандра (Ященко, 1892:32). «В одном месте на берегу Чертова озера (Сейт- явер) местоположения котораго лопари показать не хотели или не могли18, по их разсказам стоит камен ная фигура сейта. Приезжающие ловить рыбу под носят перед ловлей сейту табаку, женщины же оста ются на противоположном берегу. Есть ли это дей ствительно какой-нибудь давно выбитый из камня идол, или воображение лопарей находит в камне сходство с человеческой фигурой, игра ли это при роды?— судить не берусь, так как не мог проверить этого лично на месте. Существующее предание по мещено ниже19»(Ященко, 1892:24). «... Сейт на Сейтозере. На берегу Сейтявера и те перь стоит каменный сейт. На одной ноге его одета каньга (башмак лопарский), на другой —сапог. При едут лопины рыбу ловить — с лопаты сейту табаку 18 Чертово озеро вероятно находится в тех же Хибиных горах (Примечание Ященко) 19 В книге г. Харузина есть также указания на каменную фигуру, изображающую старика. «Русские Лопари», стр. 187. (примечание Ященко). 68 TRE 2018
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz