ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.

Казаков А.Н. (1949) О географических названиях Ло­ возерских тундр Кольского полуострова//Учен. зап. ЛГУ. Сер.геогр. наук., 1949 Казаков А.Н. (1952) Особенности и распределение са­ амских географических названий Мурманской области / / Изв. ВГО, т. 84, вып. 4, 1952. С. 350-362. Керт Г.М. (1986) Саамско- русский и русско-саамский словарь. Около 4000 слов. Пособие для учащихся на­ чальной школы. Л., 1986. Керт Г.М. (2009) Саамская топонимная лексика. Пе­ трозаводск. 2009. Кондиайн А.А. (2015) «Лапландская экспедиция» в воспоминаниях А.А.Кондиайна. Земля Тре № 2. Ревда. 2015. Котельников В.И.( 1936) Куйва. Газета «Кировский ра­ бочий», № 292 от 20 декабря 1936 г. Лебедева А. (2013) «Раскрыта тайна гиперборейского великана Куйвы с мистического Сейдозера» Комсомоль­ ская правда, Мурманск, от 28 ноября 2013 г. Пация Е.Я., Разумова И.А. (2006а) А. Е.Ферсман как герой мифа и его создатель. От . . . и до . . . Юбилейный альманах в честь Е.В.Душечкиной и А.Ф.Белоусова. Вы­ пуск 1. Санкт-Петербург, «Бельведер», 2006 Пация Е.Я., Разумова И.A. (2006b) Geniusloci. (А.Е. Ферсман) —культурный герой / / Проблемы социокуль­ турной адаптации жителей. Кольского полуострова. Сб. статей. Апатиты: КНЦ РАН. 2006. С. 60—69, Саамские сказки (1959) (Вступительная статья и под­ готовка текста А.Ермолова). Мурманское книжное изда­ тельство. Мурманск. 1959. Саамские сказки (1980) (сост. Е.Я.Пация). Под редак­ цией доктора филологических наук Г.М.Керта. Мурман­ ское книжное издательство. Мурманск. 1980. Ферсман. А.Е.(1928) В горы за камнями (глава из кни­ г и ) / / Карело-Мурманский край. 1928. № 9. Ферсман А.Е. (1937) Занимательная минералогия. Де- тиздат ЦК ВЛКСМ. Москва —Ленинград. 1937. Ферсман А.Е. (1969) Воспоминания о камне; Изд-во: М.: Наука, 1969 г. Халльстрём Г. (2013) Места жертвоприношений в Рус­ ской Лапландии. Альманах «Земля Тре» №1. Ревда. 2013. стр.25-33. ХиЛТ I (1925) = Хибинские и Ловозерские тундры (под ред. А.Е.Ферсмана). Т.1. Маршруты. / / Тр. Научно- исследовательского ин-та по изучению Севера, 1925, 29, 1-195. Чарнолуский В.В.( 1972) В краю Летучего камня. Запи­ ски этнографа. Отв. ред. и авт. послесл. и коммент. Т.В. Лукьянченко и Ю.Б. Симченко. «Мысль», 1972. Чирвинский П.И. (1935) Минерал эвдиалит (историче­ ская справка). Газета «Кировский рабочий» от 12 мар­ та 1935 г. Шилов А.Л. (2007) Саамские культовые комплексы Карелии по данным топонимии / / Рябининские чтения. Отв. ред Т.Г.Иванова. Музей-заповедник «Кижи». Петро­ заводск. —2007. Шишкин О. (1999) «Битва за Гималаи: магия и шпио­ наж». М. «Эксмо». 1999. Ященко А.Л. (1892) Несколько слов о Русской Ла­ пландии. Этнографическое обозрение, кн. 12, №1. Стр. 10-37. 1892 г. Genets, Arvid ( 2008 (1876)) Kuolan niemimaan asukkaiden oloja tutkimassa vuonna 1876 Suomen kuvalehti 1877-1879. Kuolan niemimaalla kayneiden suomalaisten tiedemiesten matkakertomuksia (K oonnut ja kaantanyt Leif Rantala) Acta Lapponica Fenniae № 20, 2008 Hallstrom, Gustav (1921) Gravplatser och offerplatser i ryska Lappmarken. Etnologiska studier tillagnade Nils Edvard Hammarstedt 193/321. (eds. Sune Ambrosiani, Sigurd Erixon & Gustaf Hallstrom). Foreningen fo r svensk kulturhistoria bocker2: 183-194. Muilu, Ville (1966) Valkoinen tapla — Kertomus Kuolan tutkimusretkesta v.1887. Keruruu: Otava, 1966. Mustonen, T. and K. (2011) Eastern Sami Atlas. Vaasa, Finland: Snowchange Cooperative. 2011 Rikkinen, Kalevi (1980) Suuri Kuolan retki 1887. Otava, Keuruu 1980. Sergeeva J. (2000) Saami Folkloristic (edited by Juha Pentikainen). Turku: 168) Valtonen, T. (2009) Place-name perspectives on the Saami past. The importance of multidisciplinary source c ritic ism //R e cen t perspectives on Sami archeology in Fennoscandia and North-West Russia. ISKOS 17. Helsinki. 2009 ПРИЛОЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ О «КУЙВЕ» 1. Записал Ященко А.Л. Рассказчик неизвестен, оз. Имандра (Ященко, 1892:32). «В одном месте на берегу Чертова озера (Сейт- явер) местоположения котораго лопари показать не хотели или не могли18, по их разсказам стоит камен­ ная фигура сейта. Приезжающие ловить рыбу под­ носят перед ловлей сейту табаку, женщины же оста­ ются на противоположном берегу. Есть ли это дей­ ствительно какой-нибудь давно выбитый из камня идол, или воображение лопарей находит в камне сходство с человеческой фигурой, игра ли это при­ роды?— судить не берусь, так как не мог проверить этого лично на месте. Существующее предание по­ мещено ниже19»(Ященко, 1892:24). «... Сейт на Сейтозере. На берегу Сейтявера и те­ перь стоит каменный сейт. На одной ноге его одета каньга (башмак лопарский), на другой —сапог. При­ едут лопины рыбу ловить — с лопаты сейту табаку 18 Чертово озеро вероятно находится в тех же Хибиных горах (Примечание Ященко) 19 В книге г. Харузина есть также указания на каменную фигуру, изображающую старика. «Русские Лопари», стр. 187. (примечание Ященко). 68 TRE 2018

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz