ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.
Ловозерские саамы перед выездом на “летние места” . 1935 г. (Волков, 1996) убил его. Тут и окаменел Куйва. А кровь саами раз лилась по тундре и застыла в виде красного камня, который вы называете эвдиалитом»(Котельников, 1936). Таким образом, первая публикация сказания об эвдиалите в качестве «саамской крови» из легенды о Куйве сделана не А.Е. Ферсманом, а В.И. Котельни ковым в процитированной выше статье. В первом издании книги акад. А.Е. Ферсмана «За нимательная минералогия» (1928) и в главе «В горы за камнями» отсутствует какое-либо упоминание о саамских сказках и «саамской крови» (Ферсман, 1928: 9-10). Но, позднее, в значительно переписан ном 4-ом издании этой книги (Ферсман, 1937) акаде мик вводит в главу целый абзац о красных камнях из саамских сказок в контексте истории о найденной в одной из вылазок в Хибины в 1920-х годах жилы с мозандритом и эвдиалитом, не публикуя при этом ле генды. «И вспоминаем мы старые саамские (лопарские) сказки о каплях саамской крови, застывшей в крас ный камень эвдиалита на берегах «священного» Сейтъявра» (Ферсман, 1937). Нужно отметить, что данная публикация приходится уже на время после развернувшихся масштабных разведок эвдиалита в Ловозерских тундрах и отмеченных выше публика ций 1936-го года в газете «Кировский рабочий». Впервые Александр Евгеньевич публикует цели ком саамскую легенду в книге «Воспоминание о кам не» (Ферсман, 1940). Таким образом, мы можем придти к выводу, что акад. Ферсман «создал» легенду о «саамской кро ви» в конце 30-х годов. Это, вероятнее всего, прои зошло под влиянием опубликованных в 1936 году га зетных статей краеведа В.К. Алымова, впервые срав нившего эвдиалит с кровью Куйвы, и геолога В.И. Ко тельникова, связавшего ловозерский эвдиалит с са амской кровью из легенды о Куйве. ЛИТЕРАТУРА Алымов В.К. (1936а) Гибель Чудэ-Чуэрвя и его дружи ны, Киев-варака : из старинного саамского эпоса / / По лярная правда. 1936. — 12 июля. Алымов В.К. (1936b) Саамское сказание о гибели Чудэ- Чуэрвя и о происхождении эвдиалита. Газета «Кировский рабочий», № 244 от 21 октября 1936 г. Андреев А.И. (2002) Время Шамбалы: Оккультизм, на ука и политика в советской России. СПб.: Издательский дом «Нева», М.: Олма-Пресс, 2002. Андреев А.И. (2004) Оккультист страны Советов. —М, 2004. Андреев А.И. (2006) Оккультист страны советов / / Ок культисты Лубянки (Андреев А., Бережков В. ) стр. 201- 5 0 3 - М.: 2006 Визе В.Ю. 2013 (1912) Лопарские сейды. Земля Тре № 1. Ревда. 2013. Визе В.Ю. (1912) Лопарские сейды. / / Известия Архан гельского Общества изучения Русского Севера. — 1912. № 9, с. 395-400; №10. с. 453-459. Визе В.Ю. (1917) Народный эпос русских лопарей. / / Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. — 1917, № 1, 2. Волков Н.Н. (1996) Российские саамы. МАЭ РАН. Diedut 1/1996. 106 с. ГСКП (1939) = Географический словарь Кольского полуострова.Т. I. Л., 1939 ГСМО (1996) = Географический Словарь Мурманской области. Автор-составитель В.Г.Мужиков. Мурманск, 1996 2018 TRE 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz