ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.
В саамском фольклоре вообще распростране на тема окаменения, превращение в камень врагов, злых нойдов (шаманов), и рядовых саамов, ослушав шихся запрета. Ка к правило, это отрицательные пер сонажи с ка заний15. Такие камни вызывают трепет и почитание и даже впоследствии могут стать сейдами — священными камнями, которым приносили ж ер т воприношение (например, Ященко , 1892; см. При ложение). На это обращали внимание и другие ис следователи саамско го фольклора (Бодрова, 2014: 126-127). Окаменение крови врагов, очевидно, стоит в том же ряду. Например, в сказании «Каменный остров» (Саам с к и е ...,1980: 40 (№ 32 ))16 рассказывается о том ка к саамы атаковали разбойни ков шведов на острове на реке Туломе. Оставшиеся шведы перебили друг д р уж ку . Осталась одна шведская девушка на остро ве. «...села на б е реж ку и запела, жалобно запела, по том взяла меч и пробила им грудь свою . Кровь хлыну ла вот на этот камень. С той поры он и остался крас ным». С той поры саамы ночью объезжаю т этот каменный остров, боятся бли зко подходить. «А на том острове слышны стоны, плач, гневные проклятья, звон мечей и звуки битвы. Высокие ели растут из трещин д и к о го камня, во круг них кружатся белые видения». Этот остров на реке Тулома, ка к и скала с окаменевшим Куйвой, становится объектом внушающим трепет и страх, нежелание приближаться бли зко . Этнограф Николай Волков в своей работе «Рос сийские саамы» (Волков, 1996), написанной в ко н це 30-х годов, приводит сюже т из книги Иогана Тури»(Тури Иоганн (J. Turi). Mu itta lus samid birra. Das buch der Lappen. F rankfu rt, 1912, с. 112), опу бликовавшего предания шведских и нор веж с ки х са амов — предание о красной скале, с ко торой саам ская женщина хитростью сбросила связанных верев кой разбойников-шишей. «Скала эта, по замечанию Тури, до сих пор красная, ка к будто обмазана к р о вью» (Волков, 1996: 64). Самое раннее из известных нам упоминание эв диалита под названием «лопарская кровь» мы нахо дим опять ж е у акад. Ферсмана в его статье в книге «Путеводитель по Хибинским тундрам» 1931 г. изда ния: «Эвдиалит — несомненно самый замечатель ный минерал Хибинс ких тундр, содержащий до 14% о кислов ред ко го металла циркония (Z r0 2 ). Его крас- ^ Окаменение положительного героя предания также встречается (например, сказание о Пьялке (Казаков, 1949) (см. также в этом номере альманаха). 16 Рассказчик неизвестен.. В 1873г. записал В. Немирович- Данченко. Сонгельский погост. ный цвет, переходящий иногда в бурый или вишне вый и даже малиновый, позволяет его ле гко разли чать ка к в самих породах, где он разбросан неболь шими красными пятнышками («лопарская кровь» по наименованию рудничных рабочих), или ж е образует большие красивые скопления кристаллов в жильных выделениях» (Ферсман, 1931). Заметим, что, говоря об этом, Ферсман не связы вает эвдиалит «лопарская кровь» ни с саамским пре данием, ни с тем, что так его называют саамы. Интересно, что в работах геологов, изучавших ме сторождения эвдиалита вплоть до 1935-го года, нет упоминания ни о названии «лопарская кровь», ни о связи этого камня с легендами, хотя в статьях упоми нается о сотрудничестве геологов с саамами и помо щи их при поисках эвдиалита: «На Панкуруайве у ю ж ной оконечности озера Луявр имеются указания от местных жителей-лопарей на выходы ... эвдиалито- вой породы . Эта гора получила название «Гора кра сивого камня» (Костылева, 1933). И толь ко в газете «Кировский рабочий» от 12 мар та 1935 г. мы встречаем в заметке проф. Чирвинско - го «... красивый минерал эвдиалит, называемый по местному та кже «лопарская кровь» (Чирвинский, 1935). «По местному» может значить, ка к и у Ф е р с мана, что так принято говорить у рудничных рабочих. Впервые с мотивом связи эвдиалита с окаменев шей кровью Куйвы мы встречаемся в названии ста тьи В. Алымова «Саамское сказание о гибели Чудэ- Чуэрвя и о происхождении эвдиалита». «Бежал он вдоль Луяврута к Сейдозеру. А из его колена кровь капала. И там, куда кровь капала, ста ли красные камни» (Алымов, 193бЬ)(см. Приложе ние 4 .1)17. Именно на эту статью ссылается Ферсман в 1940 году. В варианте легенды , записанном в сентябре того - ж е 1936-го года этно графом Н .Н .Волковым от того ж е саама, ко тор о го опрашивал В .К .Алымов, есть ко н кре тное упоминание о происхождении камня из крови: «Все они трое бежали и там, где от раненой ноги капала кровь чудчуэрвеста, вырастали красные камешки» (Волков , 1996 (1946): 62-63). Интересно, что в том ж е 1936 году в «Кировском рабочем» была опубликована еще одна статья с ва риантом легенды о Куйве, за авторством геолога В.И. Котельникова . В статье «Куйва» говорится о том, ка к проводник-саам Иван Галкин рассказывает геологам предание о Куйве и о том ка к кровь саамов преврати лась в красный камень. «Увидев Куйву на скале, Ляйне двумя стрелами ^ Рассказал Д.А.Яковлев, 1936 г. Записал и перевел В.К.Алымов, с. Шелтозеро. 66 TRE 2018
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz