ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.

Летнее место Ловозерских саамов на Сейдозере. 1935 г. (Волков, 1996) ется героем несколь ких д ругих преданий о борьбе со шведами. В целом, наиболее древним и хо рош о сохранив­ шимся вариантом нам сейчас представляется сюжет, записанный Г. Халльстрёмом и В.Ю. Визе, хотя нель­ зя забывать, что речь идет не об устной истории, а о фольклоре, в ко тором поиски «изначального о бр а з ­ ца» могут оказаться бесперспективным занятием: пе­ ресечения и видоизменения «ходячих сюжетов» за ­ кономерны . Легенды, связанные с Куйвой, записываются соби ­ рателями и во второй половине 20 века, о чем мы пла­ нируем рассказать в другой публикации. О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ «КУЙВА » . Некоторые источники, например, «Географиче­ ский словарь Ко л ь с ко го полуострова» под реда к­ цией Вощинина (ГСКП, 1939 ) ошибочно переводят «Куйва» с саамского ка к «Старик». В настоящий момент имеются следующие версии происхождения данно го названия: 1) kuiva (фин.) — сухой. «Куйв, Куйва — предводи­ тель шведов, нападавших на саамов. Имя его — фин ­ ское (куйва — сухой)» (Каза ков, 1949: 310 (Прило ­ жение III)). В таком значении оно встречается в топо ­ нимии Коль с ко го полуострова, ка к например, Куй- ваяврви — озеро к северо-западу от Заполярно го (ГСМО, 1996). 2) кіѵ і (фин.) — камень. Интересно указание Ка- стрена, что у финнов сейды носят название kennta- kiw e t, происходящее от ф инс ких слов: kennta «сто­ янка» и kiw i (мн. kiwe t) — «камень» (Каза ков, 1952). 3) kuife, kuiwe, kuife, k u ffi (саам, швед.) — «глу­ пый». Названия с Ku ivi-, Gu ivi- есть и на севере Ф и н ­ ляндии и Норвегии. Их можно объяснять из саам, швед, kuife, kuiwe, kuife, k u ffi «глупый» (ср. с русск. болван «дура к, глупец», но изначально — «антропо ­ морфный идол») (Шилов, 2007). 4) kuivad (саам, колт.) — «попасть, угодить во что- либо, оказаться где-либо» . В свете представлений о сущности Куйвы привлекает саам. колт. kuivad ‘по­ пасть, угодить во что-либо, оказаться где -либо ’, т. е. kuivi может трактоваться ка к «воплощённый (в камень )» (Шилов, 2007). 5) T soa r’v, tsu e r’v (саам.) — рогатый. Имя чудско го начальника «Чуэрив» — «рогатый» могло трансф ор ­ мироваться в «Куив» («ч-ц-к» трансформируемые бли зкие звуки , «р» — звук, выпадающий из слов). Ин­ тересно, что само имя «Чуэрив» (рогатый) могло быть связано с тем, что сейду приносились ж ер твоприно ­ шения в виде рогов (традиционное саамское ж ер тво ­ приношение, отмечаемое ещё в 20-м веке, в том чис­ ле и на горе Куйвчорр ). На Кольском п-ве названия с основой T soa r’v, tsu e r’v отмечали места приноше­ ний богам , призна ком ко торы х были кучи рогов оле­ ней (Шилов, 2007), Таким образом , во змож но , что в легенде сохранилась информация о более древнем пласте поклонения Куиву (Чуэриву ) ка к хо зяину ме­ ста, что та кж е зафи ксировано этнографами (Ящен- ко , 1892; (Халльстрём, 2013 (1921)). 6) Guivi, Kuivi — древнесаамское имя бо га горы или бога, живущ е го на горе. Это выводы ф инс ко го исследователя Тойво Итконена (Т.І. Itkonen), его ис­ следование этого топонима, имеюще го место на на­ селенных саамами терри ториях в Швеции, Ф инлян ­ дии, Норвегии и России, выявило, что все подобные названия произошли от протосаамско го слова ku i've 64 TRE 2018

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz