ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.
озеро и ударились в скалы , и остались там на скалах навеки. Лопари их называют «Старики». В 1923-м году легенда о Куйве рассказана Ф е р с ману его саамской проводницей А н н уш кой Кобеле- вой. Об этом он написал в научно-популярном очер ке «Саамская кровь» в книге «Воспоминание о кам не» (Ферсман, 1969 (1940): 15-18; См. в этом номере альманаха). Пожалуй, в его изложении эта легенда оказалась наиболее широ ко известной. Но, к с ож а лению, этот ее вариант м ож но скорее назвать воль ным пересказом с добавлением фантазии автора. Предание о Куйве (ка к и многие предания о на шествиях «шветов», чуди) записано этнографами не только на Сейдозере и в Ловозере, но и у саамов в различных у гол ка х Ко л ь с ко го полуострова. Так в 1936 году В .К. Алымов (Сааамские с ка з ки , 1980: 17, 287) и в том ж е году в сентябре Н.Н. Волков (Вол ков, 1996 (1946): 62-63) в разное время записали это предание от Яковлева Дмитрия Афанасьевича, саа ма бывшего Кильдин с ко го погоста (см. Приложения 2, 3 к данной статье). Соответственно, между собой эти варианты отличаются лишь незначительными де талями. В сентябре 1936 года, работая на Сейдозере, геолог В.И. Котельников записал предание о Куйве от молодо го саами проводника по имени Иван (см. в этом альманахе, стр.53). Вариант Котельникова отли чается сильнее, к тому ж е является не фольклорной записью, а, ка к и в случае с другим геоло гом —Ф е р с маном, вольным пересказом . Интересно, что вариан ты предания, записанные В .К. Алымовым , Н.Н. Вол ковым и В.И. Котельниковым , объединяет появление «главного положительно го героя» — богатыря Ляйне (Лейна), ко тор о го нет в более ранних сюжетах. В 1939 г. другой вариант легенды был записан А .П . Поповым во время экспедиции М урманско го област ного краеведческо го музея от Афанасия Данилова в селении Сейдъявр («а тот слышал от ныне уже умер шего Сорванова Ивана Васильевича»). (Казаков, 1949: 307). Здесь мы снова видим « главного полож и тельного героя», но теперь его зовут Пьялк (букваль но «большой палец») и с е го именем связываются на звания — гора Чиврпьялк и ручей Пьялкуай. Вождя «шведов» или «финнов» называют здесь уже непо средственно Куйвой. По ка ким -то причинам, данный текст отсутствует в самих материалах данной экспе диции (эти материалы та кже впервые публикуются в данном номере альманаха), но автор статьи А .Н . Ка за ков был ее участником и мог иметь более полные материалы. Вообще, сюжет, по сравнению с преды дущими, более ко ро т кий , он напоминает ко нцов ку предыдущих (со своими вариациями). В материалах экспедиции зато есть «первая часть» сюжета — напа дение в Мотка-губе, спасение на острове Кийтсуол, помощь сейдов и гибель большинства шведов из-за бури. В этой записи отсутствует ключевой сюже т пре вращения главного «шведа» по имени Чудзь-Чуэрвь в камень, его убивает игравший с луком мальчик еще на Кийтсуоле (этот мальчик, увидевший спасшегося врага, упоминается и у Г. Халльстрёма и В.Ю. Визе, но там он только сообщает своим соплеменникам о его спасении). П ос коль ку многие детали и место дей ствия совпадают, это позволяет считать его все-таки тем ж е самым, а не иным преданием. Интересно, что богатырь Ляйне в записях этой ж е экспедиции явля- Вежа саамов на берегу Ловозера. Мотка. 1930-е гг. (Волков, 1996) 2018 TRE 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz