ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.

На берегу Ловозера. 1930-е гг. Из архива Л.Б. Антонова. ГОКУ ГАМО ф. 428 оп. 1 д. 32. геологическое открытие, что эти хрустальные камни, это стеклообразное вещество, образовавшее странные фигуры, представляет собой ийолит12. В глубокой древ­ ности он застыл в недрах земли: облекавшая его магма впоследствии выветрилась, но «сердце» камня пережи­ ло тысячелетия. Там были человеческие фигуры в самых разных по­ зах. Некоторые сидели с согнутыми ногами, как у ко­ стра. Была там высокая полная женщина с каменным котлом между ногами и с ребенком на руках. В кот­ ле стояла обычная вода, плавали комариные личин­ ки. Там были и деформированные монстры, сросшие­ ся друг с другом люди, туловища без головы и конечно­ стей... Меж камнями бил сильный ключ, его пузырящая­ ся вода и зимой сохраняла температуру шесть-семь гра­ дусов. В мороз густой туман покрывал это место, и саа­ мы говорили, что из-под земли выходит дым — «камен­ ные избы» топятся...». Очевидно, Петри очень впечатлили скальные вы­ ходы причудливых горных пород на фоне пугающих рассказов саамов. Скорее всего, его описание еще и усилено журналистской стилистикой, подавшей его так, словно рассказчик отметил не просто похожесть скал на окаменевших людей, а искренне верил, что это и есть окаменевшие люди. Такое описание впол­ не согласуется с преданиями саамов об окаменевших нойдах, ушедшей в скалы и под землю «чуди», а так­ же о праудедках (окаменевших предках), которые встречаются в различных уголках Кольского полуо­ строва по отношению к необычным по форме скалам (Чарнолуский, 1972). 12 Плутоническая порода ультраосновного состава щелочного ряда из семейства ультраосновных фоидолитов, сложенная нефелином (50-70%), клинопироксеном (обычно эгирин- авгитового состава, 20-40%) и титаномагнетитом ( до 10%) (прим. ред.). Летом 1887 года по Кольскому тракту пу­ тешествовал биолог А.Л. Ященко. В райо­ не оз. Имандра13 он, по-видимому, впервые записал легенду о священной скале с изо­ бражением человека, в которой угадыва­ ется «Куйва» (Ященко, 1892; см. Приложе­ ние, п.1). В 1910 году эту священную скалу изучал известный шведский этнограф и ар­ хеолог Густав Халльстрём. Описание сво­ их непосредственных впечатлений от осмо­ тра скалы с изображением Куйвы, а также несколько вариантов легенд о нем он изло­ жил в своих статьях. Предания о Куйве он за­ писал от Матрёны Михайловны Кобелевой из Симбо- зера (Sčmpjaur) и от Кузьмы Данилова, бывшего его проводником, в поселении Сейт-явр (см. в Приложе­ нии, п.2). В 1910-11 гг. В.Ю.Визе собирал материалы о сей- дах и также записал несколько вариантов легенды о Куйве непосредственно у ловозерских и сейдозер- ских саамов. «Относительно происхождения этого «Старика» у лопарей существует предание, которое мне передавали с небольшими вариантами три лопа­ ря: Кузьма Данилов, Семен Галкин и Филипп Сорва- нов» (Визе, 2013(1912): 40-41). За исключением не­ скольких деталей, предание почти идентично запи­ санному Халльстрёмом. В августе 1922 года изображение Куйвы заин­ тересовало экспедицию мистика А.В. Варченко и астронома А. А. Кондиайна (Андреев, 2002; Андре­ ев, 2004; Шишкин, 1999), его жена в воспоминани­ ях воспроизводит со слов мужа рассказ молодой ло­ парской «колдуньи» —шаманки Анны Васильевны о происхождении «Стариков». Этот рассказ короткий и явно (за счет многократного пересказа и потерь памяти) неточный, например, там упомянуты кони: «Давным-давно лопари воевали чудь. Победили и прогнали. Чудь ушла под землю, а два их начальника ускакали на конях. Кони перепрыгнули через Сейд- 13 Судя по всему на Сейт-суоле (Чертовом острове) в Белой губе Имандры (сейчас на месте этой губы расположено хвостохранилище ОАО «Апатит», где Ященко и его товарищу пришлось провести почти неделю из-за непогоды в конце его путешествия. «Предания, песни и сказки записаны мною на оз. Имандре во время 1,5 месячнаго пребывания нашего на нем. Записаны они в последние дни, когда между лопарями и нами уже установились дружественный отношения. Записи эти, следовательно, относятся к западной части Русской Лапландии»(Ященко, 1892:27) 62 TRE 2018

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz