ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.
заны плавными переходами с остальными названиями. В одних случаях они были необходимы, как своеобразная географическая сетка для ориентации на местности, в дру гих — отражали пути перемещения в течение хозяйствен ного года, в третьих — служили своеобразным зеркалом миропредставления. б) Производственные названия базируются на пред метах промысла (рыба, олени, звери, птицы, угодья). Эти названия, тесно переплетающиеся с бытовыми и культо выми названиями, распространены по оз. Ловозеру и за падному его побережью и не встречаются собственно в Ловозерских тундрах. Промысловая деятельность саамов, стало быть, ограничивалась районом озера и его побере жья. Картина получается очень любопытная. Промысловые точки и выпасы находятся в южной части озера — Иидичйок (“ гольцовая река” ), Поадзьсуол (“ оле ний остров), Паллемсуол (“ остров, где пластуют оленей” ), Куанссуол (“ остров, где олени телятся” ); и здесь же нахо дится наблюдательный пункт —Чальмсуол (“ остров, с ко торого можно хорошо наблюдать” ). Продукция доставля лась в северный конец озера через Пальгессуол (“ остров, по которому проходит тропа” ) в район острова Айтсуол (“ остров-амбар” ). Недалеко от последнего расположены острова Кутцсуол и Куэнцсуол (кутц — “ рыба с душком” , куэнц — “ гнилой” ); очевидно, на них рыбу закапывали в землю, чтобы она приобрела своеобразный “ душок” , а уже после появления этого качества употребляли в пищу5. в) Почти все бытовые названия так или иначе связаны с женщиной и по культовому и по производственному про исхождению. Сами по себе Ловозерские тундры представ лялись саамами, вероятно, окаменевшей женщиной, изо гнувшейся и как бы защищавшей оз. Сейдъявр. Названия островов — Иенакайсуол (“ большой бабушкин остров” ), Куабсуол (“ замужней женщины остров” ) на оз. Ловозеро также содержат женские элементы. В процессе кочевья в течение года перемещались и ме ста поселений. Старые места пребывания, находившие ся в труднодоступных районах, где обычно во время ко чевья оставлялись женщины и дети, переносились в дру гие участки. Покидаемые места получали названия “ кенти- ще” . Таких пунктов в южной части оз. Ловозеро несколько (Киндышсуол и др.). Мужских элементов в бытовых названиях Ловозера нет. г) Названия культовые и исторические неразрыв но связаны между собой и территориально группируются вокруг оз. Сейдъявр. Такое распределение их не случай но. Сейды (предметы древнего саамского культа, покро вители охоты и рыболовства у древних саамов) —не толь ко культовые памятники, но и памятные места, вокруг ко торых сгруппировались и фольклор и обширный героиче ский эпос. Сейды сохранились в виде приметных камней, частей скал, обычно по берегам рек и озер. Часто название “ сейд” переносится на ближайшее озеро или реку. Сейды —это каменные божества, священные камни. По воззрени 5Этот способ сохранения и “ выдержки” рыбы употребляется саа мами и поморами до настоящего времени. ям саамов, для того чтобы предмету, событию или просто человеку сохраниться, ему нужно обязательно окаменеть. Культ пантеизма чрезвычайно распространен у саамов. Археологические памятники и жертвенные места так же сосредоточены у оз. Сейдъявр. Остатки жертвопри ношений (кучи оленьих рогов) встречаются на Нинчурте, на островах оз. Сейдъявр и оз. Ловозеро. Речка Сийтуай, впадающая в оз. Сейдъявр, свидетельствует о длительном здесь пребывании мужской промысловой группы. Само название Сейдъявр переводится как “ священное озеро” . К нему прилегают Куамдеспахк (“ гора шаманско го бубна” ), Куйвчорр, Паура (названия связаны с нападе нием шведов или финнов); в него впадают ручьи Пьялку- ай (назван по имени саамского богатыря, сражавшего ся с иноземцами), Пьеннэуай (пьеннэ — “ домашняя соба ка” , тотем у ловозерских саамов). Между Сейдъявром и р. Сейдъяврйок находится оз. Чуэврьсыаббэ (чуэврь —“ оле ньи рога” ), по берегам которого были места жертвопри ношений. Интересную легенду о происхождении названий Куйв чорр, Паура, Пьялкуай, Сийтуай удалось записать у саамов в 1939 г. А.П. Попову, сотруднику Мурманского областно го краеведческого музея. В районе ручья Сийтуай было когда-то промысловое муж ское становище (сийт), место торговли (мены) и пребывания главного колдуна (ноэйть). На это селение напали шведы (или финны) во главе с Куйвой и его помощником поваром Паурой. Саамы не растерялись, их руководитель Пьялк (пьялк—бук вально “ большой палец” ), который был и главным колдуном, вступил в единоборство с Куйвой и Паурой, а остальные дра лись с отрядом Куйвы. Пьялк был настолько сильным, что бросил Куйву через Сейдъ явр, и тот там окаменел, обратившись лицом к озеру (на юг). Эта гора получила название Куйвчорр. Пауру Пьялк бросил на “ жаркое место” (к югу от озера). Но Паура был повар и, прежде чем окаменеть, пузырился, как каша, когда она доваривается. От окаменевшего Пауры гора получила название. Сам Пьялк после сражения ушел в горы на восточном бере гу Сейдъявра. Окаменеть он не мог, так как был колдуном, а ушел к духам, в знак благодарности им за помощь. На месте его исчезновения теперь есть гора Чиврпьялк и ручей Пьял куай. д) Прочие названия —эпизодические, утратившие пер воначальное значение, русские —в данном случае интере са не представляют. Названия Флора, Ринколитовый ру чей были даны геологами в 1934 — 1940 гг. и относятся по этому к современным названиям. По географическим названиям Ловозерских тундр, как и любого другого участка территории нашей страны, поль зуясь методами топонимики, географическими, историче скими данными и фольклорным материалом, можно в не которой степени восстановить древнеисторические ланд шафты и историю населения. Значение названий — “ древних манускриптов без дати ровки” — для географической и исторической науки ис ключительно велико. 2018 TRE 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz