ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.
8. ОТКУДА ТАБАК ПОЯВИЛСЯ. Жила когда-то гулящая девка Марфа-красавица. Ког да похоронили ее, то на могиле через несколько недель выросло растение, какого раньше никто не видел. Стали его вырывать. Когда добрались до конца коня, то оказа лось, что корни этого растения росли из полового органа Марфы-Красавицы. А после это растение стали выращи вать, листья и стебель сушить и размельчать. Это и называ ется теперь табаком, который курят. З а п и с а н о с о с л о в К и р и л л о в а П е т р а В а с и л ь е в и ч а , 69 л е т , Л о в о з е р о . III. МАТЕРИАЛЫ О ДРЕВНИХ СААМСКИХ КУЛЬТАХ ПЕРИОДА ДО АНТРОПОМОРФИЗАЦИИ БОЖЕСТВ. 1. Озеро Сейд-Явр. 2. Ниньчакка. 3. 0 жертвоприношениях у саамов. 4. Ловозерские Сейды. 5. Чёк-Капер. 6. 0 гагаре. 7. 0 Чаклингах. 8. 0 лягушке. 1. ОЗЕРО СЕЙД-ЯВР. Озеро и все окрест лежащие места с древнейших вре мен у саамов считались священными. С южной стороны озера на горе Нинчурт, по некоторым преданиям, находилось главное жертвенное место Лово- зерских саамов. Особо почиталась вершина этой горы (ко торую Барченко в 1922 г. ошибочно принял за пирамиду), называемая Нинчакка (акка —бабушка). С северной стороны озера лежит гора Куэмдеспахк (куддес, куддэ. Куэмдес —шаманский бубен). Под горой Нинчурт на Ловозере есть остров Кийтсуэл (хвали-остров), на котором будто бы саамы часто спаса лись от нападений шведов. Этот остров является более поздним жертвенным местом саамов. На нем в жертву при носились только рога оленей. На этом острове жил и нойд (колдун). В районе Сейд-Явра еще не так давно у саамов не раз решалось: 1) Кричать или громко разговаривать, 2) Черпать котлом воду или мыть котел, 3) Полоскать женщинам белье. В озере есть “ священный” камень —сейд, у которого саами до последнего времени просили попутного ветра, а при выезде на рыбную ловлю бросали около Сейда в воду табаку (угощали Сейд), чтоб рыба лучше ловилась. З а п и с а н о п р и г р у п п о в о й б е с е д е с с а а м а м и р ы б о л о в е ц к о й б р и г а д ы к о л х о з а “ Т у н д р а " н а С е й д - о з е р е . 2. НИНЬЧАККА. На вершине горы Нинчурт есть каменная старуха Нинь- чакка (акка-бабка), почитаемая когда-то саамами. Напали однажды на саамов в Мотка-лухт шведы. Часть саамов пе ребили, а часть саамов скрылись. Сидят шведы и насмехаются над Ниньчаккой. Тогда она и спустила с горы оползень, который и теперь еще как по стель хорошо виден на горе Нинчурт. Шведы, увидя оползень, двигающийся с большим гро мом, так испугались, что сразу же уехали прочь на лодках и после долгое время боялись проезжать мимо горы Нин- чурт. З а п и с а н о у к о л х о з н и к а - с а а м а к - з а “ Т у н д р а " ( Л о в о з е р о ) Д а н и л о в а А л е к с а н д р а М и х . , 59л е т , б а в г у с т а 1939г. 3. О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У СААМОВ. На самой верхушке горы Нинчурт каждую осень саа мы съезжались со всех окрестных мест, приносили в жерт ву своих самых лучших, самых красивых оленей. Оленей не резали, а душили на веревке. Обряд этот производил нойд (шаман) перед наряженными идолами. Идолы дела ли наподобие кукол, которые одевали в красивые саам ские одежды. После того, как будет умертвлен олень, нойд начинает бить в барабан (бубен). И все присутствующие поют песни, просят, чтобы рыба и зверь хорошо ловились. А когда уходят с горы, то оленя убитого оставляют на месте. З а п и с а н о с о с л о в Р о ч е в а А л е к с е я Е ф и м о в и ч а , к о л х о з н и к а к - з а “ Т у н д р а ”, с е л е н и е Л о в о з е р о ( к о м и - и ж е м ц ы ) , 22 и ю н я 1930 г. Е м у э т о р а с с к а з ы в а л н е с к о л ь к о л е т т о м у н а з а д с т а р и к - с а а м Ю р ь е в И с а а к . 4. ЛОВОЗЕРСКИЕ СЕЙДЫ. Есть сейды мужские и женские. Мужские стоят на одном месте, а женские имеют свойство исчезать и появляться вновь и передвигаться с одного места на другое. Каждый камень может быть сейдом. Если этого захо чет нойд. Ловозерские саамы больше почитали 2 сейда: один мужской — игникедик — в 6-7 км от Ловозера и вто рой женский —вэлгетак, на р. Вороньей. Если нойд видел во сне дом с семьей, то это значит — сейд гостинец просит. Нойд говорил об этом населению и утром несли сейду то, что он просил (серебряные и медные деньги, морошку, хлеб, табак и прочее). Нойду, за то, что он “ беспокоился” , тоже дают гости нец. Нойд раньше был в каждом киндише, а главный нойд жил на Кийтсуэле. Права нойда переходили только по на следству —от отца или матери. У женщин были свои ной- ды. Главная из женских нойдов — бабка Марфа всегда жила в Ловозерском погосте. Записано от Даниловой Парасковьи Семеновны 66 лет, саамки-колхозницы к-за “ Тундра” 22 августа 1939 года. 5. ЧЁК-КАПЕР. Чёк-Капер — это дьявол. Живет он в лесу. Там у него есть дворцы и много работников. Ездит он на оленях. Ло вит людей, тащит их к себе, а там мучит и заставляет на себя работать. Когда поймает человека, то снимает с него всю одежду и одевает в свою. И только у кого есть пояс (пыэнь), с тем он ничего не может поделать. 110 TRE 2018
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz