ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.

8. ОТКУДА ТАБАК ПОЯВИЛСЯ. Жила когда-то гулящая девка Марфа-красавица. Ког­ да похоронили ее, то на могиле через несколько недель выросло растение, какого раньше никто не видел. Стали его вырывать. Когда добрались до конца коня, то оказа­ лось, что корни этого растения росли из полового органа Марфы-Красавицы. А после это растение стали выращи­ вать, листья и стебель сушить и размельчать. Это и называ­ ется теперь табаком, который курят. З а п и с а н о с о с л о в К и р и л л о в а П е т р а В а с и л ь е в и ч а , 69 л е т , Л о в о з е р о . III. МАТЕРИАЛЫ О ДРЕВНИХ СААМСКИХ КУЛЬТАХ ПЕРИОДА ДО АНТРОПОМОРФИЗАЦИИ БОЖЕСТВ. 1. Озеро Сейд-Явр. 2. Ниньчакка. 3. 0 жертвоприношениях у саамов. 4. Ловозерские Сейды. 5. Чёк-Капер. 6. 0 гагаре. 7. 0 Чаклингах. 8. 0 лягушке. 1. ОЗЕРО СЕЙД-ЯВР. Озеро и все окрест лежащие места с древнейших вре­ мен у саамов считались священными. С южной стороны озера на горе Нинчурт, по некоторым преданиям, находилось главное жертвенное место Лово- зерских саамов. Особо почиталась вершина этой горы (ко­ торую Барченко в 1922 г. ошибочно принял за пирамиду), называемая Нинчакка (акка —бабушка). С северной стороны озера лежит гора Куэмдеспахк (куддес, куддэ. Куэмдес —шаманский бубен). Под горой Нинчурт на Ловозере есть остров Кийтсуэл (хвали-остров), на котором будто бы саамы часто спаса­ лись от нападений шведов. Этот остров является более поздним жертвенным местом саамов. На нем в жертву при­ носились только рога оленей. На этом острове жил и нойд (колдун). В районе Сейд-Явра еще не так давно у саамов не раз­ решалось: 1) Кричать или громко разговаривать, 2) Черпать котлом воду или мыть котел, 3) Полоскать женщинам белье. В озере есть “ священный” камень —сейд, у которого саами до последнего времени просили попутного ветра, а при выезде на рыбную ловлю бросали около Сейда в воду табаку (угощали Сейд), чтоб рыба лучше ловилась. З а п и с а н о п р и г р у п п о в о й б е с е д е с с а а м а м и р ы б о л о ­ в е ц к о й б р и г а д ы к о л х о з а “ Т у н д р а " н а С е й д - о з е р е . 2. НИНЬЧАККА. На вершине горы Нинчурт есть каменная старуха Нинь- чакка (акка-бабка), почитаемая когда-то саамами. Напали однажды на саамов в Мотка-лухт шведы. Часть саамов пе­ ребили, а часть саамов скрылись. Сидят шведы и насмехаются над Ниньчаккой. Тогда она и спустила с горы оползень, который и теперь еще как по­ стель хорошо виден на горе Нинчурт. Шведы, увидя оползень, двигающийся с большим гро­ мом, так испугались, что сразу же уехали прочь на лодках и после долгое время боялись проезжать мимо горы Нин- чурт. З а п и с а н о у к о л х о з н и к а - с а а м а к - з а “ Т у н д р а " ( Л о в о з е ­ р о ) Д а н и л о в а А л е к с а н д р а М и х . , 59л е т , б а в г у с т а 1939г. 3. О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У СААМОВ. На самой верхушке горы Нинчурт каждую осень саа­ мы съезжались со всех окрестных мест, приносили в жерт­ ву своих самых лучших, самых красивых оленей. Оленей не резали, а душили на веревке. Обряд этот производил нойд (шаман) перед наряженными идолами. Идолы дела­ ли наподобие кукол, которые одевали в красивые саам­ ские одежды. После того, как будет умертвлен олень, нойд начинает бить в барабан (бубен). И все присутствующие поют песни, просят, чтобы рыба и зверь хорошо ловились. А когда уходят с горы, то оленя убитого оставляют на месте. З а п и с а н о с о с л о в Р о ч е в а А л е к с е я Е ф и м о в и ч а , к о л х о з н и к а к - з а “ Т у н д р а ”, с е л е н и е Л о в о з е р о ( к о м и - и ж е м ц ы ) , 22 и ю н я 1930 г. Е м у э т о р а с с к а з ы в а л н е с к о л ь к о л е т т о м у н а з а д с т а р и к - с а а м Ю р ь е в И с а а к . 4. ЛОВОЗЕРСКИЕ СЕЙДЫ. Есть сейды мужские и женские. Мужские стоят на одном месте, а женские имеют свойство исчезать и появляться вновь и передвигаться с одного места на другое. Каждый камень может быть сейдом. Если этого захо­ чет нойд. Ловозерские саамы больше почитали 2 сейда: один мужской — игникедик — в 6-7 км от Ловозера и вто­ рой женский —вэлгетак, на р. Вороньей. Если нойд видел во сне дом с семьей, то это значит — сейд гостинец просит. Нойд говорил об этом населению и утром несли сейду то, что он просил (серебряные и медные деньги, морошку, хлеб, табак и прочее). Нойду, за то, что он “ беспокоился” , тоже дают гости­ нец. Нойд раньше был в каждом киндише, а главный нойд жил на Кийтсуэле. Права нойда переходили только по на­ следству —от отца или матери. У женщин были свои ной- ды. Главная из женских нойдов — бабка Марфа всегда жила в Ловозерском погосте. Записано от Даниловой Парасковьи Семеновны 66 лет, саамки-колхозницы к-за “ Тундра” 22 августа 1939 года. 5. ЧЁК-КАПЕР. Чёк-Капер — это дьявол. Живет он в лесу. Там у него есть дворцы и много работников. Ездит он на оленях. Ло­ вит людей, тащит их к себе, а там мучит и заставляет на себя работать. Когда поймает человека, то снимает с него всю одежду и одевает в свою. И только у кого есть пояс (пыэнь), с тем он ничего не может поделать. 110 TRE 2018

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz