ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.

II. СААМСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ 1. Как сын у старухи два раза родился. 2. Охотник в собачьей шкуре. 3. Как девочка медведя помогла поймать. 4. Сасьян богатырь. 5. Медвежья сказка. 6. Илюша-беднюша. 7. Сеть и невод (присказка). 8. Откуда табак появился. 1. КАК СЫН У СТАРУХИ ДВА РАЗА РОДИЛСЯ (СААМСКАЯ СКАЗКА). Старик да жена жили-жили. Был у них сын. Старик умер. Сын стал ходить на охоту, стрелять уток. Вот однаж­ ды стрелял он на озере утку, а там схватила его большая щука и съела совсем парня. Мать ждала-ждала сына; так и не могла дождаться. Каждый день плачет, не знает, куда сын делся. Раз и снится ей, что пришел сын и говорит ей: “ Мама, там на озере есть сеть, а в ней щука. Ты ее поймай, свари в котле, большой хвост съешь” . Мать так и сделала. Съе­ ла хвост щуки, а сама и не знала, что в том хвосте и был ее сын. Стала она беременна, и никак не могла понять, поче­ му она без мужа стала беременна. И только когда родила, и узнала в ребенке своего так долго пропадавшего сына, поняла все. Мать была рада. Скоро сын вырос и стал сно­ ва ходить на охоту. З а п и с а н о 25 и ю л я 1939 г. в с е л . С е й д ъ я в р у С о р в а н о - в о й М а р и и И в а н о в н ы , 63л е т , к о л х о з н и ц ы к - з а “ Т у н д р ы ”. 2. ОХОТНИК В СОБАЧЬЕЙ ШКУРЕ (СААМСКАЯ СКАЗКА). Жили-жили старик со старухой; никого у них не было. Стали просить они у бога, чтобы дал им сына, хотя бы с со­ бачьей шкурой. И родился у них сын в собачьей шкуре. Вы­ рос большим, стал ходить на охоту. Раз он и говорит своему отцу, отправляясь на охоту: “ Найди мне жену” . Пошел отец искать жену для своего сына. Шел он, шел, и пришел к веже, в которой жили старик да старуха, и было у них три дочери. Старшую из них и сосватал отец для своего сына. Стала старшая дочка жить в веже своего мужа. Вот однажды в лесу собака залаяла. Старуха и гово­ рит; “ Посмотри, молодая, кто там идет” . Молодая посмо­ трела и отвечает: “ Кто-то идет и гонит оленей” . “ Это и есть твой муж” , —сказала старуха. В веже варили в котле мясо и жир выливали в деревян­ ную чашку. В вежу вошла собака и все стали есть мясо. Мо­ лодая бросала собаке кости, но та кости швыряла в сторо­ ну и ела только мясо. Вечером молодые пошли спать в амбар. Жить вместе они не могли. Муж в собачьей шкуре убил свою молодую жену и бросил ее под амбар. Сын опять пошел на охоту, а отцу сказал: “ Найди мне еще жену” . Пошел старик к старику знакомому и просит отпустить к ним вторую дочку, говоря, что работы у них очень много и одна молодая со всем справиться не может, сын приносит много дичи, нужно еры и ровы шить. Старик спрашивает старуху “ Ну как, старуха, даем свату подсоб­ ника?” Подумали они и отдали свою вторую дочку. Стала она жить на новом месте. Однажды в лесу снова залаяла собака. Старуха и говорит: “ Посмотри, молодая, кто там идет?” . Молодая посмотрела и отвечает: “ Кто-то идет и гонит оленей” . “ Это и есть твой муж” , — сказала старуха. В вежу пришла собака и все стали есть мясо. Молодая бросала собаке кости, но та кости швыряла в сторону, а ела только мясо. А ночью, когда молодые спали в амбаре, муж в соба­ чьей шкуре убил и эту свою жену и бросил ее под амбар. Утром он пошел опять на охоту, а отцу сказал: “ Найди мне еще жену” . Еще раз пошел старик к старым знакомым и просит их отпустить и третью дочку к ним, чтоб и она по­ могала работать своим сестрам. Подумали мать с отцом и решили отдать и младшую дочку. А когда провожали ее, то мать ей тихо и говорит: “ Ты идешь не помогать рабо­ тать сестрам, а идешь замуж за охотника с собачьей шку­ рой. Две твои сестры лежат убитые под амбаром. Ты сруби две вички, и хлопни ими по три раза и говори: “ Как хлоп­ ну, так и оживешь” . Так и сделала младшая дочь. Сестры ожили и послала она их обратно к отцу с матерью. Живут-живут. А в лесу снова собака лает. Старуха и го­ ворит: “ Посмотри, молодая, кто там идет?” . Молодая по­ смотрела и отвечает: “ Идет с охоты мой муж” . Вошла в вежу собака. Все стали есть мясо. Молодая ла­ скает собаку и дает ей куски лучшего мяса. Ночевали они в амбаре первую ночь, а на утро свекровь и спрашивает молодую: “ Снимает ли сын ночью свою шкуру?” . Молодая ответила, что снимает и кладет ее у порога, и что без шку­ ры становится красивым парнем. И решили они собачью шкуру сжечь. Ночью приготовили смолистых дров и сожг­ ли собачью шкуру. Сын проснулся от едкого дыма и хва­ тился своей шкуры. Выскочил и спрашивает: “ Зачем шубу мне жгли?” . Старуха и отвечает: “ Потому сожгли, что она у тебя была собачья” . “ Ну, тогда только меня и видели” , —сказал сын и бро­ сился к лесу. На ходу успел крикнуть жене: “ Ищи меня че­ рез три года. Если найдешь, буду твой муж” . Поплакала молодая жена и пошла искать своего мужа. Шла она, шла и встретила избушку на одной ножке и ска­ зала: “ Избушка, избушка, вертись, повернись ко мне две­ рью, к лесу окном” . И повернулась избушка к ней дверью, к лесу окном. В избушке жила дряхлая старушка. Спраши­ вает она прохожую: “ Какие вести? Куда и зачем идешь?” . “ У голодного человека вестей не спрашивают; когда напо­ ишь, накормишь, тогда сама скажу” . Напоила ее старуш­ ка, накормила. Тогда молодка и спрашивает: “ Не проходил ли, бабуш­ ка, кто-нибудь мимо твоей избушки?” . Старушка ответила, что “ на лицо было не видно, но кто- 106 TRE 2018

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz