ЗЕМЛЯ TRE. № 4. 2018.
Фольклорные записи, произведенные летом 1939 года при поездке в Ловозерский район. А.П. Попов Материалы экспедиции Мурманского областного краеведческого музея в Ловозерские тундры. 1939 г. ГАМО фонд 1214, Опись 1, Ед. хр. 6, 7. О ФОЛЬКЛОРНЫХ ЗАПИСЯХ Фольклорный материал собран, главным образом, у саа мов рыболовецкой бригады колхоза “ Тундра" в селении Сейдъявр летом 1939 года. Так как записывание производилось случайно, попутно с другими делами, собранный материал не представляет из себя по тематике единого целого. Его можно разбить на следующие части: /. Ф р а г м е н т ы и с т о р и ч е с к и х с к а з а н и й , большинство из которых отражает борьбу саамского народа с бандами иностранных захватчиков, которые в са амских сказаниях всегда именуются шведами или свейски- ми немцами. В памяти народа сохранились даже имена героев, стой ко отстаивающих свою национальную независимость (Ляйн, Побушк и др.). Точных дат набегов по записям установить невозможно, но по некоторым косвенным указаниям приблизительные даты можно наметить. Историческая действительность в сказаниях переплета ется с фантастическими культовыми преданиями. Некоторые из сказаний (сказ о Ляйне, о гибели Чудзь- Чуэврь и др.) бытуют в нескольких вариантах. II. С а а м с к и е н а р о д н ы е с к а з к и . Записанные сказки отражают быт охотников и рыболо вов, каковыми и были саами до недавнего времени, а отча сти являются и сейчас. Помимо своей художественной ценности, сказки пред ставляют интерес для историка по изучению древних са амских культов. Особенно ясно прослеживается культ медведя. Сказки у саамов широко распространены. Мне, напри мер, называли имена саамов, которые знают больше ше стидесяти сказок. Весьма интересен вариант былины об Илье Муромце, перешедший в сказку об Илье-беднюше (записана от Ки риллова Петра Васильевича, 6). III. М а т е р и а л ы о д р е в н и х с а а м с к и х к у л ь т а х п е р и о д а д о а н т р о п о м о р ф и з а ц и и б о ж е с т в . Отдельных персонажей саамского пантеона насчитыва ется более шестидесяти. Собрать о них подробный мате риал за короткий срок нет никакой возможности. Наши записи о Сейдах, древних жертвенниках Чек Ка пере, Чаклингах и пр. кладут лишь начало для дальнейше го серьезного и углубленного изучения этого вопроса. Со сбором материалов о древних шаманских культах необходимо спешить, т.к. они в памяти саамского народа доживают последние дни. IV. З а г а д к и ( а р у х е с ) с а а м с к и е и р у с с к и е , б ы т у ю щ и е у Л о в о з е р с к и х с а а м о в . Загадки у саамов пользуются большой популярностью. Рассказывают, что зимними вечерами в Ловозере устраи вались своеобразные вечера отгадывания загадок. Соби рались для этого у кого-либо из саамов. Один из наибо лее знающих начинал загадывать, а все присутствующие отгадывали. За последние годы загадки загадывает обыкновенно Сорванов Федор Иванович. Из записанных нами загадок можно установить то, что укоренялись русские загадки только о предметах, хорошо известных в саамском быту. V. И ж е м с к и е н а р о д н ы е с к а з к и и п е с н и . VI. О п и с а н и я с а а м с к и х н а ц и о н а л ь н ы х и г р . Записанный нами материал говорит о больших возмож ностях сбора саамского фольклора и ставит вопрос о не обходимости специальной поездки в Ловозерский район для его записывания. I. ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ СКАЗАНИЙ 1. О нападении шведов на саамов на Пор-острове. 2. Как шведы нападали на саамов в Мотк-Лухт. 3. Устройство подземных веж. 4. Сказ о том, как саамский богатырь Ляйне шведов бил. 5. Как Побушк и его брат шведам отомстили. 6. Саамские предания. 7. Как саамы раньше диких оленей ловили. 1. О НАПАДЕНИИ ШВЕДОВ НА СААМОВ НА ПОР-ОСТРОВЕ. Раньше саамский народ был запуган грабительски ми нападениями шведов. Шведы имущество все грабили, а людей убивали. Саамы скрывались в землянках. Днем даже огней не разводили, чтоб не было заметно дыма. Однажды произошел такой случай. Рыбаки-саамы были на Пор-Острове. Шведы решили на них напасть. Повалили деревья, сделали плоты и поплыли к острову. Но в это вре 102 TRE 2018
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz