ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Наскальное искусство как независимое свидетельство доисторической морской охоты R o c k a r t a s in d e p e n d e n t ev id en ce o f p r e h i s t o r i c MARINE HUNTING Первая публикация: Janik L. 2017, Rock art as independent evidence of prehistoric marine hunting. Whale on the rock. Ulsan petroglyphs museum. P. 169-182. Ulsan. South Korea. Лилиана Яник Liliana Janik I. Вступление. История морской китовой охоты в Восточной Скандина­ вии насчитывает 5500 лет, вплоть до ее окончания в сере­ дине 20-го века. Материалы, описывающие и визуализиру­ ющие морскую охоту на млекопитающих, известные нам из этнографических, исторических и археологических источ­ ников, дают нам беспрецендентый временной срез разви­ тия эксплуатации морских ресурсов. В этой статье я скон­ центрируюсь на двух комплексах наскальных рисунков, расположенных на востоке Скандинавии: беломорские пе­ троглифы в устье реки Выг в Карелии, и Канозерские пе­ троглифы вблизи реки Умба, впадающей в оз. Канозеро, Кольский полуостров . В частности, я остановлюсь на мето­ дах использования двух интересных орудий лова, гарпунов и поплавков, отраженных в наскальном искусстве как не­ предвзятом описании доисторической морской охоты, ко­ торая позволяла древним сообществам успешно использо­ вать ресурсы морских глубин. II. Кит Идентификация китов, изображенных на наскальных ри­ сунках Белого моря, была сделана археологами и зооло­ гами достаточно давно, исходя из двух факторов: 1) ши­ рокого современного распространения китов данного вида вблизи мест с наскальными рисунками, 2) их формы I. Introduction The history o f whaling in Eastern Scandinavia lasted for 5,500 years until it ended in the mid 20th century. The records describing and visualising mammal hunting in the deep sea is known to us from ethnographic, historical and archaeological sources, giving us an unprecedented span of time to follow the development o f deep sea exploitation. In this paper I will focus on two rock art complexes located in the eastern Scan­ dinavian peninsula: first the White Sea rock art carvings at the estuary o f the Vig River, Karelia; and second, the Kanozero rock art carvings close to the Umba River, tributary to Kano­ zero Lake, Kola Peninsula (Fig 1). In particular, I will focus on depictions o f the use o f two sophisticated techniques, har­ poons and floats, in rock art as independent evidence o f pre­ historic marine hunting that allowed the ancient communities to successfully exploit the deepsea waters. II. The whale The identification of whales in the White Sea rock art was made by archaeologists and zoologists a number o f years ago (Savateev 1970) and is based on two factors; first, abundant presence today of these particular whales in the area o f White Sea close to the rock art sites, and second their shape (Fig 2). The beluga whales, in comparison to other whales, when seen Kanozero covings - T. White Sea' 'carvings \1 * — ■ W 7 4 M ^ \ V " .. ' / J. carvings W4 \ Г ѵ Илл. 1. Расположение комплексов на­ скальных рисунков, обсуждаемых в статье: 1) Беломорский, 2) Канозер- ский, 3) Бангуда. Fig. 1. Location of rock art discussed in the paper: 1) White Sea rock art complex, 2) Kanozero rock art complex, 3) Bangudae rock art. 92 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz