ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
Илл. 6. ПетроглифыАльты, рыбалка (по Tansem 2009; Helskog 2013). Fig. 6. Petroglyphs of Alta, fishing (afterTansem 2009; Helskog 2013). являются ихтиоморфы (возможно, тюлень и кит), а в чет вертом неясный зооморф, не исключено, что имелся в виду бобр. Вторая композиция представлена человеком влодке с длинным стержнем в руках, который направлен на фигуру, часть которой уничтожена выколом скальной поверхности (Илл. 4). Судя по сохранившейся хвостовой части, фигура, вероятно, изображала тюленя. Третья композиция состоит из 14 лодок и 9 китоо бразных, вписанных среди множества других фигур и композиций (Илл. 5). Все лодки, кроме одной, «плывут» в одном направлении —для наблюдателя —слева напра во (расположены носом вправо). Все ихтиоморфы «дви жутся» (расположены носом вверх) поперек курса ло док, для наблюдателя —снизу вверх. Разумеется, вычле нение этой композиции из скопления множества фигур требует обоснования. Во-первых, такой тип изображе ний лодок, с «надстройкой» или «парусом» на корпусе, больше нигде не встречается. Во-вторых, такой тип изо бражений китообразных (как бы в профиль, за исклю чением одной фигуры) в Альте нигде более не исполь зуется. Остальные фигуры из этого скопления относятся к типам, часто встречающимся в других комплексах на скальных выбивок Альты. В-третьих, имеются незначи тельные наложения фигур лодок и китообразных на со седние фигуры «сухопутного набора». Таковы основные аргументы в пользу вычленения этих фигур лодок и их- тиоморфов в самостоятельную композицию. Однако ха рактер происходящего в ней действия не обозначен. Рыбалка представлена серией только в Альте, где она производится с лодки в четырех случаях, а в пяти случа ях лодка не изображена (Илл. 6). Объектом рыбной лов ли является палтус, судя по силуэту фигур. На Канозе- ре есть всего одна сцена рыбалки (на щуку), но без лод ки (Колпаков, Шумкин 2012: 325). Там же, на Канозере, имеется фигура палтуса или камбалы, которая разме щена над лодкой и соединяется боком с экипажем этой лодки (Там же: 140). Кроме лодок и ихтиоморфов, занятых в композициях морского промысла, имеется большое количество оди ночных лодок и сравнительно немного -одиночных ихти оморфов. Вполне возможно, что одиночные фигуры ло док и, особенно, ихтиоморфов также относятся к мор скому промыслу, но это трудно доказать. Как оценить имеющиеся в наскальном искусстве Фен носкандии сцены морского промысла? С одной сторо ны, их не так много, учитывая общее количество зафик сированных фигур: десятки против тысяч. С другой сто роны, на Канозере и Выге они составляют около трети всех композиций и превосходят по количеству компози ции, изображающие сухопутную охоту на лосей, оленей и медведей. В Альте не более 5 %. Конечно, вызывает удивление, что на таких «морских» памятниках, как Аль та, Нэмфоршен и Винген, морской промысел представ лен крайне слабо или не представлен вообще. Получается, что изображение морского промысла в наскальном искусстве привязано к Белому морю —это петроглифы Канозера и Выга. Сходство между петро глифами Канозера и Выга наблюдается именно в сценах охоты с лодок на китообразных и в фигурах самих ло док. Белое море отличается от Баренцева и Норвежско го морей тем, что покрывается льдом на полгода. Поэто му использование судов в этом море имеет сезонный ха рактер. Существует резкий разрыв между видами морских животных, изображенных в петроглифах, и в фаунисти- ческих остатках из приморских поселений ІІІ-ІІ тыс. до н.э. На поселениях резко преобладают кости тюленя, а белухи, олени и лоси представлены единичными особя ми. В петроглифах можно найти всего несколько мелких фигур, которые определяются как изображения тюле ней. Среди рыбьих костей резко преобладают кости тре ски, а в петроглифах главной рыбой оказывается палтус. При этом на Канозере, Выге и в Альте немало сцен охо ты с лодок с гарпуном и луком на других животных: ло сей, бобров, медведей, птиц. Видимо, охота на тюленей и ловля трески не счита лись достойными быть запечатленными на скалах не зависимо от того, кто выступал главным героем -мифи ческие персонажи или простые смертные. Характерно, что в относительно более поздних петроглифах южной Швеции, сделанных уже в эпоху производящего хозяй ства, сцен морского промысла нет вообще, несмотря на обилие изображений больших лодок. 90 TRE 2020
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz