ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Илл. 6. ПетроглифыАльты, рыбалка (по Tansem 2009; Helskog 2013). Fig. 6. Petroglyphs of Alta, fishing (afterTansem 2009; Helskog 2013). являются ихтиоморфы (возможно, тюлень и кит), а в чет­ вертом неясный зооморф, не исключено, что имелся в виду бобр. Вторая композиция представлена человеком влодке с длинным стержнем в руках, который направлен на фигуру, часть которой уничтожена выколом скальной поверхности (Илл. 4). Судя по сохранившейся хвостовой части, фигура, вероятно, изображала тюленя. Третья композиция состоит из 14 лодок и 9 китоо­ бразных, вписанных среди множества других фигур и композиций (Илл. 5). Все лодки, кроме одной, «плывут» в одном направлении —для наблюдателя —слева напра­ во (расположены носом вправо). Все ихтиоморфы «дви­ жутся» (расположены носом вверх) поперек курса ло­ док, для наблюдателя —снизу вверх. Разумеется, вычле­ нение этой композиции из скопления множества фигур требует обоснования. Во-первых, такой тип изображе­ ний лодок, с «надстройкой» или «парусом» на корпусе, больше нигде не встречается. Во-вторых, такой тип изо­ бражений китообразных (как бы в профиль, за исклю­ чением одной фигуры) в Альте нигде более не исполь­ зуется. Остальные фигуры из этого скопления относятся к типам, часто встречающимся в других комплексах на­ скальных выбивок Альты. В-третьих, имеются незначи­ тельные наложения фигур лодок и китообразных на со­ седние фигуры «сухопутного набора». Таковы основные аргументы в пользу вычленения этих фигур лодок и их- тиоморфов в самостоятельную композицию. Однако ха­ рактер происходящего в ней действия не обозначен. Рыбалка представлена серией только в Альте, где она производится с лодки в четырех случаях, а в пяти случа­ ях лодка не изображена (Илл. 6). Объектом рыбной лов­ ли является палтус, судя по силуэту фигур. На Канозе- ре есть всего одна сцена рыбалки (на щуку), но без лод­ ки (Колпаков, Шумкин 2012: 325). Там же, на Канозере, имеется фигура палтуса или камбалы, которая разме­ щена над лодкой и соединяется боком с экипажем этой лодки (Там же: 140). Кроме лодок и ихтиоморфов, занятых в композициях морского промысла, имеется большое количество оди­ ночных лодок и сравнительно немного -одиночных ихти­ оморфов. Вполне возможно, что одиночные фигуры ло­ док и, особенно, ихтиоморфов также относятся к мор­ скому промыслу, но это трудно доказать. Как оценить имеющиеся в наскальном искусстве Фен­ носкандии сцены морского промысла? С одной сторо­ ны, их не так много, учитывая общее количество зафик­ сированных фигур: десятки против тысяч. С другой сто­ роны, на Канозере и Выге они составляют около трети всех композиций и превосходят по количеству компози­ ции, изображающие сухопутную охоту на лосей, оленей и медведей. В Альте не более 5 %. Конечно, вызывает удивление, что на таких «морских» памятниках, как Аль­ та, Нэмфоршен и Винген, морской промысел представ­ лен крайне слабо или не представлен вообще. Получается, что изображение морского промысла в наскальном искусстве привязано к Белому морю —это петроглифы Канозера и Выга. Сходство между петро­ глифами Канозера и Выга наблюдается именно в сценах охоты с лодок на китообразных и в фигурах самих ло­ док. Белое море отличается от Баренцева и Норвежско­ го морей тем, что покрывается льдом на полгода. Поэто­ му использование судов в этом море имеет сезонный ха­ рактер. Существует резкий разрыв между видами морских животных, изображенных в петроглифах, и в фаунисти- ческих остатках из приморских поселений ІІІ-ІІ тыс. до н.э. На поселениях резко преобладают кости тюленя, а белухи, олени и лоси представлены единичными особя­ ми. В петроглифах можно найти всего несколько мелких фигур, которые определяются как изображения тюле­ ней. Среди рыбьих костей резко преобладают кости тре­ ски, а в петроглифах главной рыбой оказывается палтус. При этом на Канозере, Выге и в Альте немало сцен охо­ ты с лодок с гарпуном и луком на других животных: ло­ сей, бобров, медведей, птиц. Видимо, охота на тюленей и ловля трески не счита­ лись достойными быть запечатленными на скалах не­ зависимо от того, кто выступал главным героем -мифи­ ческие персонажи или простые смертные. Характерно, что в относительно более поздних петроглифах южной Швеции, сделанных уже в эпоху производящего хозяй­ ства, сцен морского промысла нет вообще, несмотря на обилие изображений больших лодок. 90 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz