ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Илл. 2. Петроглифы Нэмфоршена, охота с лодки (?) (по Larsson, Brostrom 2011). Fig. 2. Petroglyphs of Namforsen, hunting from a boat (?) (after Larsson, Brostrom 2011). воспринимается нами как изображение морской охо­ ты или рыбалки. Композиции, изображающие морской промысел, выделяются по ряду признаков. Наиболее яс­ ными с этой точки зрения являются композиции, в кото­ рых лодка или один из членов экипажа соединяются ли­ нией с ихтиоморфом. Линия, соединяющая лодку с их- тиоморфом, уверенно интерпретируется как линь от гар­ пуна, поскольку в нескольких случаях на конце линя изо­ бражен и сам гарпун. Кроме того, почти во всех случа­ ях линь соединяется с телом ихтиоморфа в одной и той же области —позади грудных плавников (загарпуненный кит). Изображения рыбалки отличаются тем, что объект до­ бычи по своей форме интерпретируется как рыба, а ли­ ния от лодки отходит почти перпендикулярно вниз по от­ ношению к нижней части ее корпуса и соединяется с пе­ редним концом ихтиоморфа (рыба на леске). Поскольку эти схемы складываются в устойчивые типы, становится возможным идентифицировать и интерпретировать не­ законченные, поврежденные и неполные композиции, Илл. 3. Петроглифы Онежского озера, охота на морских животных и рыбалка (по Равдоникас 1936). Fig. 3. Petroglyphs of Lake Onega, hunting for sea animals and fishing (after Равдоникас 1936). например, лодки, от которых отходят лини, но нет присо­ единенного ихтиоморфа или он значительно поврежден. Композиции, которые без сомнений изображают морской промысел, распределяются между памятника­ ми еще более неравномерно, чем лодки и ихтиоморфы сами по себе. Многочисленные сцены охоты с лодок на морских животных есть только на Канозере, где их 45 (Колпаков, Шумкин 2012: 319-321; Kolpakov et al. 2008) и Выге (Илл. 1), где их тоже 45 (Равдоникас 1938; Савва- теев 1970; 1987; Жульников 2010). В Нэмфоршене все­ го одна такая сцена (в группе 2LU), крайне невыразитель­ ная, а присутствующий в ней ихтиоморф, скорее всего, обозначает рыбу (Илл. 2) (Larsson, Brostrom 2011: 84). На Онежском озере имеются 4 композиции, которые можно отнести к морской охоте и рыбалке. Лишь одна из Илл. 4. Петроглифы Альты, охота на морских животных (по Tansem 2009; Helskog 2013). Fig. 4. Petroglyphs of Alta, hunting for sea animals (after Tansem 2009; Helskog 2013). них имеет все три элемента: лодку, китообразное и сое­ диняющий их линь. Во второй есть ихтиоморф с линем или леской, отходящей от носа под прямым углом к телу. В третьей есть лодка и линь (леска), отходящий от лодки вниз. В четвертой антропоморф поражает ихтиоморфа (рыбу?) гарпуном или острогой без использования лод­ ки (Илл. 3). Все четыре сцены находятся в одном месте в западной группе Бесова Носа вокруг «налима». При этом надо отметить, что среди петроглифов Онежского озера имеется всего 5 ихтиоморфов в западной группе Бесо­ ва Носа (Равдоникас 1936: табл. 25) и 1,5 (один целый и один хвост) —в группе устья реки Водла (Poikalainen, Emits 1998: 218-219 (С-11-3), 310-311 (Е-ІѴ-4)). В Альте всего две композиции охоты с лодок на морских живот­ ных и еще одна, которую можно связать с морским про­ мыслом (см. Tansem 2009; Helskog 2013). Хотя две из них состоят из многих фигур, но и на Канозере и Выге так­ же имеются многофигурные композиции охоты на кито­ образных. Первая композиция состоит из четырех ло­ док, от которых отходят короткие лини к добыче (Илл. 4). В одном случае объекта охоты нет, в двух добычей 88 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz