ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
Илл. 2. Петроглифы Нэмфоршена, охота с лодки (?) (по Larsson, Brostrom 2011). Fig. 2. Petroglyphs of Namforsen, hunting from a boat (?) (after Larsson, Brostrom 2011). воспринимается нами как изображение морской охо ты или рыбалки. Композиции, изображающие морской промысел, выделяются по ряду признаков. Наиболее яс ными с этой точки зрения являются композиции, в кото рых лодка или один из членов экипажа соединяются ли нией с ихтиоморфом. Линия, соединяющая лодку с их- тиоморфом, уверенно интерпретируется как линь от гар пуна, поскольку в нескольких случаях на конце линя изо бражен и сам гарпун. Кроме того, почти во всех случа ях линь соединяется с телом ихтиоморфа в одной и той же области —позади грудных плавников (загарпуненный кит). Изображения рыбалки отличаются тем, что объект до бычи по своей форме интерпретируется как рыба, а ли ния от лодки отходит почти перпендикулярно вниз по от ношению к нижней части ее корпуса и соединяется с пе редним концом ихтиоморфа (рыба на леске). Поскольку эти схемы складываются в устойчивые типы, становится возможным идентифицировать и интерпретировать не законченные, поврежденные и неполные композиции, Илл. 3. Петроглифы Онежского озера, охота на морских животных и рыбалка (по Равдоникас 1936). Fig. 3. Petroglyphs of Lake Onega, hunting for sea animals and fishing (after Равдоникас 1936). например, лодки, от которых отходят лини, но нет присо единенного ихтиоморфа или он значительно поврежден. Композиции, которые без сомнений изображают морской промысел, распределяются между памятника ми еще более неравномерно, чем лодки и ихтиоморфы сами по себе. Многочисленные сцены охоты с лодок на морских животных есть только на Канозере, где их 45 (Колпаков, Шумкин 2012: 319-321; Kolpakov et al. 2008) и Выге (Илл. 1), где их тоже 45 (Равдоникас 1938; Савва- теев 1970; 1987; Жульников 2010). В Нэмфоршене все го одна такая сцена (в группе 2LU), крайне невыразитель ная, а присутствующий в ней ихтиоморф, скорее всего, обозначает рыбу (Илл. 2) (Larsson, Brostrom 2011: 84). На Онежском озере имеются 4 композиции, которые можно отнести к морской охоте и рыбалке. Лишь одна из Илл. 4. Петроглифы Альты, охота на морских животных (по Tansem 2009; Helskog 2013). Fig. 4. Petroglyphs of Alta, hunting for sea animals (after Tansem 2009; Helskog 2013). них имеет все три элемента: лодку, китообразное и сое диняющий их линь. Во второй есть ихтиоморф с линем или леской, отходящей от носа под прямым углом к телу. В третьей есть лодка и линь (леска), отходящий от лодки вниз. В четвертой антропоморф поражает ихтиоморфа (рыбу?) гарпуном или острогой без использования лод ки (Илл. 3). Все четыре сцены находятся в одном месте в западной группе Бесова Носа вокруг «налима». При этом надо отметить, что среди петроглифов Онежского озера имеется всего 5 ихтиоморфов в западной группе Бесо ва Носа (Равдоникас 1936: табл. 25) и 1,5 (один целый и один хвост) —в группе устья реки Водла (Poikalainen, Emits 1998: 218-219 (С-11-3), 310-311 (Е-ІѴ-4)). В Альте всего две композиции охоты с лодок на морских живот ных и еще одна, которую можно связать с морским про мыслом (см. Tansem 2009; Helskog 2013). Хотя две из них состоят из многих фигур, но и на Канозере и Выге так же имеются многофигурные композиции охоты на кито образных. Первая композиция состоит из четырех ло док, от которых отходят короткие лини к добыче (Илл. 4). В одном случае объекта охоты нет, в двух добычей 88 TRE 2020
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz