ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
Морозов 1957) можно встретить написание Кандозе- ро (по отношению как к Нижнему, так и к Верхнему Контозеру)1. На картах 1796 и 1824 годов (Илл. 4-5) встречается написание Конбозеро, что также говорит в пользу топонимической основы из четырех звуков, в которой, возможно, произошло искажение саамско го конт несколько иным образом 2. Обращаясь к семантике саамского слова конт, нужно отметить, что в районе всех трех озер действи тельно сохранилась популяция диких оленей и лосей, на данный момент подвергающихся активному истре блению браконьерами. Изображения лосей и оленей — наиболее часто встречающийся мотив среди петроглифов Канозера. Саамские традиции проникали в среду поморов и карелов, которые в двадцатом веке обживали Кано зеро. Так, на карельском кладбище недалеко от де ревни Канозеро имеется типично саамское захоро нение (Илл. 7), где в качестве надгробия использова ны саамские сани — кережа (использование кережи у поморов указывает на содержание домашних оле ней). Согласно Владимиру Визе, побывавшему здесь в 1910-11 годах: «... около устья (места впадения р. Умбы в Канозеро —прим. Авт) находится несколько изб, принадлежащих карелам, имеющим постоянное жительство в губе Колвице и отчасти на Колвицком озере» (Визе, 1912, №16: 742). Карелы обосновались в Колвице в 1884 году (Александров и др. 2014). Известно, что карелы на реке Муна, попутно с се мужьим ловом, занимались жемчужным промыслом (Илл. 8-9). «...За жемчугом карелы приходят сюда в нача ле июля, когда реки начинают мелеть. Ищут жемчуг главным образом в Умбе и Муне; берега этих рек усе яны кучами разбитых раковин жемчугоносных перло- вок» (Визе 1912, № 16: 741). До сих пор по берегам реки можно встретить рас колотые раковины речного моллюска-жемчужницы (Margaritana margaritifera). В память о промыслах ка релов на карте реки Умба имеется Жемчужный плес и Карельский порог. Карельский порог имеется и на реке Муна в 2-х км от места ее впадения в Канозеро. Промыслы карелов отмечает в 1924 году поднимав шийся по реке Умба ботаник Владимир Доктуровский: 1 Искажение основы конт как канд говорит в пользу того, что топоним Кандалакша также имеет в основе саамский корень конт — ‘дикий олень’. 2 Ранее мной высказывалась иная версия происхождения названия Канозеро от саамск. кайн, кеайн, кейн, означающим ‘место, где проходит зимняя дорога; зимник, проезжее место’ (ГСКП, 1939: 117; Лихачев, 2011: 26). Илл. 10. Деревня Канозеро. 1962. (Крутяков, Солод 1963). Fig. 10. The Kanozero village. 1962. (Крутяков, Солод 1963). Илл. 11. Костя —«Капитан». Поселок Подмуна. Альбом Крутякова, 1962 г. Может быть, это один из детей, которые знали о петроглифах Канозера. Fig. 11. Kostya is the «Captain». The Podmuna settlement. Альбом Крутякова, 1962 г. Илл. 12. Буксировщик «Александр Матросов». Подмуна. 2018 г. Фото: В. Лихачев. Fig. 12. The towing vehicle «Alexander Matrosov». Podmuna. 2018 Photo: V. Likhachev. 2020 TRE 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz