ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Морской промысел В петроглифах Фенноскандии Е- Колпаков S e a h u n t i n g in t h e r o c k c a r v i n g s o f F e n n o s c a n d i a E' m* Ko |Pakov Впервые опубликовано: Колпаков Е.М. Морской промысел в петроглифах Фенноскандии / / Записки ИИМК РАН, 2015, №11.- С . 23-32. Starting with the initial peopling of the extreme north of Euriope (Mesolithic) and till the appearance of the Saami culture (Iron Age), the overwhelming majority of occupation sites were located on the sea coast. It is beyond doubt that the subsistence of the ancient inhabitants of Fennoscandia was greatly dependent on the exploitation of the sea resources. All rock art sites with big numbers of figures known in Fennoscandia also are located close to the sea cost. The depictions of boats, sea animals and fish are distributed among the sites very unevenly, as well as the indisputable scenes of sea hunting. Numerous enough scenes of hunting for sea animals from boats are known only on ICanozero (45) and the Vyg (45) (Fig. 1). Namforsen has just one such scene (in group 2U1), which is very inexpressive, and the only ichthyomorph present in this scene may well be interpreted as a fish (Fig. 2). Lake Onega features four con-positions that can be associated with sea hunting and fishing (Fig. 3). Only two scenes of hunting for sea animals from boats are present in Alta, and one more can be associated with sea hunting (Fig. 4; 5). Fishing is represented by a series of scenes at Alta only: in four instances the compositions include boats, whereas in five more cases no boats are shown (Fig. 6). Judging by the silhouettes of the fish figures it is halibat. Only one scene of fishing pike is known for Kanozero. At the same time, Kanozero, Alta and the Vyg have many scenes of hunting other aminals (elk, beaver, bear, birds) from boats with the use of harpoons and bows. On Kanozero and the Vyg scenes of sea hunting make about a third of all compositions. They are more numerous that scenes of land hunting for elks, deer, and bears. At Alta the number of such scenes does not exceed 5 %. The faunal assemblages of archaeological sites are dominated by seal bones, while white whale, deer and elk are represented by single animals. On the other hand, there are just several small images that can be identified as seals. In all likelyhood, neither hunting seal nor fishing cod were considered as subjects worthy of depicting, irrespective of whether they were hunted and fished by mythical heroes or mere mortals. Начиная с первых этапов заселения крайнего севера Ев­ ропы (мезолит) и до появления саамской культуры (же­ лезный век), подавляющее большинство известных стоя­ нок и поселений находится на морском побережье. При этом поселения конца неолита и эпохи раннего металла иногда состоят из нескольких десятков больших углу­ бленных жилищ. В целом не вызывает сомнений, что экс­ плуатация морских ресурсов была важнейшей составля­ ющей жизни древнего населения Фенноскандии. Все памятники наскального искусства Фенноскан­ дии с большим количеством фигур также располагают­ ся вблизи древнего берега моря. Наскальные выбив­ ки Альты (Alta) — по берегам Альта-фиорда, Нэмфор- шена (Namforsen) -в древнем устье реки Онгерманель- вен (Angermanalven) при ее впадении в Балтийское море, Выга —в древнем устье р. Выг при ее впадении в Белое море, Канозера —на островах озера в 1б км от современ­ ного берега Белого моря, Вингена (Vingen) —на берегах пролива Фройсьойен (Froysjoen) Норвежского моря. Ис­ ключение составляют лишь онежские петроглифы, нахо­ дящиеся на берегу одного из крупнейших пресноводных водоемов Европы. Не вызывает удивления поэтому, что среди наскаль­ ных выбивок присутствуют сцены морского промысла. Однако при ближайшем рассмотрении комплексов на­ скальных изображений вырисовывается весьма непро­ стая картина. Изображения лодок, морских животных и рыб распределены между памятниками крайне нерав­ номерно. Несомненные сцены морской охоты и рыбалки есть всего в нескольких комплексах. В Вингене среди двух с лишним тысяч фигур, распо­ ложенных на уходящих в море скатах скал, нет ни одно­ го изображения лодок, морских животных и рыб. Пред­ ставлены только зооморфы (олени), топоры-жезлы и не­ многочисленные антропоморфы (Lodoen, Mandt 2012). Лодки в большом количестве имеются в Нэмфоршене, Канозере и Выге. В Альте и на Онежском озере лодок немало, но в процентном отношении они заметно уступа­ ют первым трем ансамблям: Нэмфоршен — 14 %, Кано- зеро — 16 %, Выг —до 30 %, Онего —5 %, Альта —не более 3% (Пойкалайнен 2010). Морские животные и рыбы представлены меньшим ко­ личеством по сравнению с лодками: Нэмфоршен —ме­ нее 1 %, Канозеро —7 % (87 фигур), Выг —5 %, Оне­ го —менее 1 %, Альта —менее 1% (Там же). Подавляю­ щее большинство ихтиоморфов обозначает китообраз­ ных. Значительно уступают им в количестве изображе­ ния рыб. Фигуры, которые можно интерпретировать как изображения тюленей, единичны. На Выге, в северной группе Бесовых Следков, есть 3 фигуры, которые, види­ мо, изображают моржей. Однако более существенным представляется нали­ чие композиций, в которых отдельные фигуры связа­ ны между собой таким образом, что картина в целом 86 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz