ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - БЕЛОМОРСК 5-6 июля 2014 года М. Ivanov Гипотеза О КОМПОЗИТНОЙ конструкции ЛОДО К , ставших М. Иванов прообразом беломорских петроглифов T he h y p o t h e s is a b o u t the c o m p o s it e c o n s t r u c t io n of b o a t s , WHICH BECAME THE PROTOTYPE OF THE WHITE Sea PETROGLYPHS Между простейшими дошедшими до наших дней кон­ струкциями средств передвижения наших предков по воде — плотами, долбленками, байдарками, каяками, куррахами и могучими мореходными многоместны­ ми дощатыми драккарами, лодьями и кноррами лежит пропасть в искусстве судостроения. Основное отличие между этими группами конструк­ ций — отсутствие и наличие киля, опирающегося на него набора корпуса в полном составе: форштевень, ахтерштевень, шпангоуты, стрингера и бимсы, и доща­ тый крепкий материал внешней обшивки. Гипотеза: Продолжительное время в истории неолита могла существовать композитная конструкция многоместных мореходных кораблей на основе: —ствола европейской ели в качестве киля, —отобранных ветвей ели в качестве форштевня, ах- терштевня и шпангоутов, —молодых сосен в качестве стрингеров и бимсов, —прочных шкур морских животных (белух и тюле­ ней) в качестве обшивки. При этом для изготовления судов тщательно вы­ биралась ель для набора судна, а крепление обшив­ ки в носовой и кормовой оконечности киля проще и практичнее было делать так, как сделано на макете и изображено на приведенных фотографиях (Илл. 2-6) и рисунке (Илл. 1). К сожалению, археологические следы подобных конструкций почти не имеют шансов на обнаружение, ибо обшивка истлевает, а киль-набор просто похож на ствол дерева. В то же время, конструкция очень практична, соот­ ветствует рисункам на скалах и значительно проще в изготовлении, чем дощатое судно. Альтернативной гипотезы, убедительно объясняю­ щей наличие «таранов» или «бульбов» по ватерлинии почти всех изображений лодок на Беломорских петро­ глифах Канозера еще не выдвинуто. Hypothe sis: For a long time in the history of the Neolithic, a composite structure of multi-seat seagoing ships could exist on the basis of: - the trunk of European spruce as a keel, - selected spruce branches as a stem, sternpost and frames, - young pine trees as stringers and beams, - durable skins of marine animals (beluga whales and seals) as skin. At the same time, for the manufacture of ships, a spruce was carefully selected for the set of the ship, and fastening the skin in the bow and stern ends of the keel was easier and more practi­ cal to do as it was done on the model and shown in the photo­ graphs and figures below. Unfortunately, archaeological traces of such structures have almost no chance of being discovered, because the skin is decay­ ing, and the keel - the set just looks like a tree trunk. At the same time, the design is very practical, matches the rock carvings and is much easier to manufacture than a board ship. An alternative hypothesis that convincingly explains the pres­ ence of «rams» or «bulbs» along the waterline of almost all the images of boats on the White Sea petroglyphs of Kanozero has not yet been put forward. Илл. 1. Рисунок модели лодки композитной конструкции. Модель: М. Иванов, Рисунок: А. Михайлова. Fig. I-2. Drawing o f a boat model o f a composite structure. Model: M. Ivanov. Drawing: A. Mikhailova. 2020 TRE 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz