ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

скалы с Онежского озера, экспонируемые в Государ­ ственном Эрмитаже и Национальном музее Республи­ ки Карелия. Сегодня подобная практика подвергается резкой критике, поскольку при вывозе каменных плит, во- первых, нарушается целостность всего петроглифи­ ческого ансамбля, а во-вторых, возникает угроза ги­ бели части изображений. Особенно ярко эта ситуа­ ция проявилась в середине 1930-х гг., когда на Онеж­ ском озере при отсоединении фрагмента скалы от ка­ менного основания, с целью последующей транспор­ тировки в Ленинград, использовали взрывчатку, уни­ чтожившую часть уникальных изображений (Саввате- ев 2007). По похожему сценарию начала развиваться ситуа­ ция и с понойскими петроглифами, правда с учетом специфики труднодоступности данного региона. В связи с предполагаемым строительством элек­ тростанции на реке Поной еще в 1960-е гг. все насе­ ление деревни Чальмы-Варрэ было переселено в бли­ жайшее село Краснощелье (Гохман и др. 1978). 31 августа 1971 г. деревня была исключена из списков населенных пунктов Мурманской обла­ сти (Административно-территориальное деление... 1995). Таким образом, к моменту открытия петрогли­ фов постоянного населения на данной территории не было. Тем не менее, место посещалось пастухами- оленеводами, косцами и туристами, сплавляющимися по реке (Гурина 1982). Почти сразу встал вопрос о сохранении памятника. В основе всех предложений была идея о вывозе кам­ ней в различные музеи СССР. Уже в 1974 г. в газете «Полярная правда» было опубликовано письмо ди­ ректора Государственного Эрмитажа Бориса Борисо­ вича Пиотровского, адресованное Борису Ивановичу Кошечкину —председателю Северного филиала Гео­ графического общества СССР. Выражая свою озабо­ ченность по поводу сохранности камней с петрогли­ фами, Б.Б. Пиотровский закончил свое письмо сле­ дующим образом: «Считая, что наиболее эффектив­ ным для спасения рисунков явился бы перевоз хотя бы части камней в музеи, прошу Вас принять возмож­ ные меры для транспортировки камней в город Апа­ титы (Корытный 1974). В том же году группа работни­ ков Северного филиала Географического общества СССР под руководством председателя общества Б. И. Кошечкина предприняла попытку воздушным путем добраться к месту находки и там определить возмож­ ности вывозки камней. В результате этих работ ста­ ло очевидно, что из-за их массивности камни с петро­ глифами невозможно вывезти с помощью вертолета. Юрий Ефимович Корытный —ученый секретарь Се­ верного филиала Географического общества СССР на страницах «Полярной правды» подробно описы­ вал ход экспедиции, рассуждал о возможности рас­ пила камней для их транспортировки, а также пред­ лагал читателям принять участие в решении этой про­ блемы (Корытный 1974). Впрочем, автор не сомне­ вался в успехе данного предприятия, утверждая, что через некоторое время камни с петроглифами смогут увидеть посетители «не только Государственного Эр­ митажа, но и музеев, расположенных на территории Мурманской области» (Корытный 1974). Через год уже Н. Н. Гурина утверждала, что наибо­ лее действенными мерами по сохранению петрогли­ фов явился бы «вывоз камней в музеи Мурманска, Апатитов, Ленинграда» (Гурина 1975). В 1977 г. о ве­ роятном вывозе камней рассуждал ловозерский жур­ налист Леонид Борисович Сафронович (Сафронович 1977). Порой звучали идеи о создании заповедной зоны на территории заброшенной деревни Чальмны- Варрэ, впрочем, с последующим обязательным вы­ возом камней в музеи СССР (Борисов 1977). Одна­ ко никаких конкретных действий в отношении па­ мятника предпринято не было. Также необходимо отметить тот факт, что петроглифы Чальмны-Варрэ так и не были включены в реестр объектов культурно­ исторического наследия, предполагающий контроль и охрану памятника. Только решением исполнительного комитета Мур­ манского областного Совета народных депутатов «Об утверждении перечня памятников природы, на­ ходящихся на территории области» № 537 от 24 де­ кабря 1980 г. петроглифы Чальмны-Варрэ получили охранный статус как природно-исторический памят­ ник природы регионального значения. Ответственны­ ми за охрану определялись совхоз «Память Ленина» и Мурманский областной краеведческий музей. Впрочем, какой-либо программы по охране и музе- ефикации комплекса принято не было. Отсутствие единой стратегии по охране памятни­ ка привело к тому, что 19 марта 1988 г. инициатив­ ной группой клуба «Поиск» из п. Ревда (А. Гармаш, В. Кузнецов, А. Комаров) один из шести известных на тот момент камней (камень 5) был доставлен в Музей истории, культуры и быта Кольских саамов в селе Ло- возеро (филиал Мурманского областного краевед­ ческого музея). Транспортировка камня осуществля­ лась с помощью трактора, протащившего камень по снегу от деревни Чальмны-Варрэ до села Ловозеро (длина маршрута около 150 км). Сегодня действия группы «Поиск» подвергают­ ся беспощадной критике со стороны научного со­ 52 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz