ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
скалы с Онежского озера, экспонируемые в Государ ственном Эрмитаже и Национальном музее Республи ки Карелия. Сегодня подобная практика подвергается резкой критике, поскольку при вывозе каменных плит, во- первых, нарушается целостность всего петроглифи ческого ансамбля, а во-вторых, возникает угроза ги бели части изображений. Особенно ярко эта ситуа ция проявилась в середине 1930-х гг., когда на Онеж ском озере при отсоединении фрагмента скалы от ка менного основания, с целью последующей транспор тировки в Ленинград, использовали взрывчатку, уни чтожившую часть уникальных изображений (Саввате- ев 2007). По похожему сценарию начала развиваться ситуа ция и с понойскими петроглифами, правда с учетом специфики труднодоступности данного региона. В связи с предполагаемым строительством элек тростанции на реке Поной еще в 1960-е гг. все насе ление деревни Чальмы-Варрэ было переселено в бли жайшее село Краснощелье (Гохман и др. 1978). 31 августа 1971 г. деревня была исключена из списков населенных пунктов Мурманской обла сти (Административно-территориальное деление... 1995). Таким образом, к моменту открытия петрогли фов постоянного населения на данной территории не было. Тем не менее, место посещалось пастухами- оленеводами, косцами и туристами, сплавляющимися по реке (Гурина 1982). Почти сразу встал вопрос о сохранении памятника. В основе всех предложений была идея о вывозе кам ней в различные музеи СССР. Уже в 1974 г. в газете «Полярная правда» было опубликовано письмо ди ректора Государственного Эрмитажа Бориса Борисо вича Пиотровского, адресованное Борису Ивановичу Кошечкину —председателю Северного филиала Гео графического общества СССР. Выражая свою озабо ченность по поводу сохранности камней с петрогли фами, Б.Б. Пиотровский закончил свое письмо сле дующим образом: «Считая, что наиболее эффектив ным для спасения рисунков явился бы перевоз хотя бы части камней в музеи, прошу Вас принять возмож ные меры для транспортировки камней в город Апа титы (Корытный 1974). В том же году группа работни ков Северного филиала Географического общества СССР под руководством председателя общества Б. И. Кошечкина предприняла попытку воздушным путем добраться к месту находки и там определить возмож ности вывозки камней. В результате этих работ ста ло очевидно, что из-за их массивности камни с петро глифами невозможно вывезти с помощью вертолета. Юрий Ефимович Корытный —ученый секретарь Се верного филиала Географического общества СССР на страницах «Полярной правды» подробно описы вал ход экспедиции, рассуждал о возможности рас пила камней для их транспортировки, а также пред лагал читателям принять участие в решении этой про блемы (Корытный 1974). Впрочем, автор не сомне вался в успехе данного предприятия, утверждая, что через некоторое время камни с петроглифами смогут увидеть посетители «не только Государственного Эр митажа, но и музеев, расположенных на территории Мурманской области» (Корытный 1974). Через год уже Н. Н. Гурина утверждала, что наибо лее действенными мерами по сохранению петрогли фов явился бы «вывоз камней в музеи Мурманска, Апатитов, Ленинграда» (Гурина 1975). В 1977 г. о ве роятном вывозе камней рассуждал ловозерский жур налист Леонид Борисович Сафронович (Сафронович 1977). Порой звучали идеи о создании заповедной зоны на территории заброшенной деревни Чальмны- Варрэ, впрочем, с последующим обязательным вы возом камней в музеи СССР (Борисов 1977). Одна ко никаких конкретных действий в отношении па мятника предпринято не было. Также необходимо отметить тот факт, что петроглифы Чальмны-Варрэ так и не были включены в реестр объектов культурно исторического наследия, предполагающий контроль и охрану памятника. Только решением исполнительного комитета Мур манского областного Совета народных депутатов «Об утверждении перечня памятников природы, на ходящихся на территории области» № 537 от 24 де кабря 1980 г. петроглифы Чальмны-Варрэ получили охранный статус как природно-исторический памят ник природы регионального значения. Ответственны ми за охрану определялись совхоз «Память Ленина» и Мурманский областной краеведческий музей. Впрочем, какой-либо программы по охране и музе- ефикации комплекса принято не было. Отсутствие единой стратегии по охране памятни ка привело к тому, что 19 марта 1988 г. инициатив ной группой клуба «Поиск» из п. Ревда (А. Гармаш, В. Кузнецов, А. Комаров) один из шести известных на тот момент камней (камень 5) был доставлен в Музей истории, культуры и быта Кольских саамов в селе Ло- возеро (филиал Мурманского областного краевед ческого музея). Транспортировка камня осуществля лась с помощью трактора, протащившего камень по снегу от деревни Чальмны-Варрэ до села Ловозеро (длина маршрута около 150 км). Сегодня действия группы «Поиск» подвергают ся беспощадной критике со стороны научного со 52 TRE 2020
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz