ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
1977-го года вышла только в 2005-м году, уже после смерти исследователя, сразу став библиографиче ской редкостью (Gurina 2005). Открытие в 1985 г. нового памятника наскального искусства в Мурманской области (писаницы и грави ровки на полуострове Рыбачий) и новые фигуры, от крытые в 1989 г. в Чальмны-Варрэ, заставили иссле дователей вновь обратить внимание на понойские петроглифы. Продолжая работу Н.Н. Гуриной, ее уче ник В.Я. Шумкин развил ряд ее идей и предположе ний. В частности, В.Я. Шумкин развивает мысль Н.Н. Гуриной об использовании петроглифов во время ма гических ритуалов, акцентируя внимание на изолиро ванности комплекса от населенных мест вплоть до на чала XX века и проводя аналогии с подобными памят никами в Фенноскандии (Шумкин 2004). Идеи о преемственности между саамской сред невековой культурой и понойскими петроглифами, осторожно высказываемые Н.Н. Гуриной, у В.Я. Шум кина более конкретны. В одной из своих работ он ука зывает на гравированные изображения оленя, собаки и двух человек, обнаруженные всего в 100 метрах от понойских фигур и датируемые возрастом около 200- 300 лет. Владимир Яковлевич предполагал, что дан ные изображения были нанесены представителями коренного саамского населения, которые еще узна вали и понимали изображения, расположенные на камнях (Шумкин 2004). Говоря о датировках, В.Я. Шумкин соглашался с выделенными Н.Н. Гуриной двумя хронологически ми пластами — завершающим этапом неолита и эпо хой раннего металла, добавляя в уже существующую схему камни, открытые в 1989 г. (7 камень —поздний неолит, остальные —ранний металл) (Shumkin 1990). В поисках аналогий первым наскальным изображе ниям, открытым на Кольском Севере, В.Я. Шумкин, напротив, более осторожен, указывая на ряд сходных черт более раннего комплекса с петроглифами Каре лии, а позднего с петроглифами Норвегии (Шумкин 1990). Кроме того, в своих публикациях В.Я. Шумкин уделил большое внимание методам фиксации петро глифов в полевых условиях, опираясь на опыт работы с петроглифами Чальмны-Варрэ, посвятив отдельные статьи этому вопросу (Шумкин 1985). Последний, на сегодняшний день, этап в изучении петроглифов Чальмны-Варрэ пришелся на 2014-2017- е годы, когда участниками Кольской археологической экспедиции было проведено новое исследование и документирование наскальных изображений на бере гу р. Поной с использованием новых методов и нако пленного за прошедшие десятилетия опыта. Резуль татом этих работ стало издание коллективной моно графии (Колпаков и др. 2018), в которой авторы су щественно пересмотрели ряд проблемных вопросов, связанных с изучением данного памятника археоло гии. Указанное исследование обобщило всю нако пленную информацию по понойским петроглифам. Так, более тщательное изучение петроглифов по зволило выявить большее количество фигур (287 про тив 121 у Н.Н. Гуриной). Авторы отказались от пред ложенной еще Ниной Николаевной идеи выделения двух хронологических пластов, показав, что техника выбивки и стилистические особенности фигур встре чаются на всех камнях. В результате, общая широкая датировка понойских изображений (ІѴ-ІІ тыс. до н.э.) была перенесена с петроглифов Канозера. Кроме того, авторы составили полный каталог всех известных изображений и составили качественно но вую типологию имеющихся фигур. Таким образом, открытый более 45 лет назад па мятник наскального искусства впервые был введен в научный оборот в полном объеме. Исследование изображений на камнях Чальмны- Варрэ на сегодняшнем уровне развития археологи ческой науки следует считать законченным. Однако развитие в XXI веке методов работы с подобными па мятниками, а также открытие новых наскальных изо бражений в Мурманской области, безусловно, еще позволит более точно ответить на вопросы о датиров ке и интерпретации понойских петроглифов. Сохранение Охрана памятников наскального искусства остает ся одним из наиболее актуальных вопросов в отече ственной и мировой практике (Шумкин 2000). В историографии традиционно выделяется две группы причин разрушения подобных объектов. Пер вая —это разрушительные процессы, вызванные при родными факторами (эрозия, выветривание, лишай ники). Вторая —антропогенное воздействие (искаже ние ландшафтов при промышленном освоении, хо зяйственная деятельность, акты вандализма) (Савва- теев 2007). С учетом существующей практики охраны памятни ков наскального искусства в Фенноскандии, интерес но посмотреть на мероприятия по охране петрогли фов Чальмны-Варрэ за годы, прошедшие с момента их открытия. Среди традиционных методов охраны памятников наскального искусства, связанных с их музеефика- цией, выделяются ситуации, когда фрагменты скал с изображениями вывозятся в различные музеи. Наи более известный пример —это фрагменты гранитной 2020 TRE 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz