ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

принимали сотрудники Северного филиала Геогра­ фического общества СССР. Не вдаваясь в тонкости детального анализа петро­ глифов, остановимся лишь на некоторых выводах, к которым пришли специалисты. Всего к 1977-му году было обнаружено б камней, содержащих 121 изображение (Гурина 1992). 80 из них —зооморфные изображения («олени» и «лоси»), 16 — антропоморфные, 1 — солярный символ, 1 — змея, 23 — изображения не окончены или не подда­ ются расшифровке. Фигуры представляют собой си­ луэтные изображения, выполненные сплошной вы­ бивкой. Н.Н. Гурина выделила семь стилей изображения оленей и пять стилей человеческих изображений. Не ограничиваясь формальной классификацией, она также предложила собственную интерпретацию не­ которых выявленных ею композиций: «танец шама­ нов», «начало спаривания оленей», «сцена рождения олененка» и т.д. При исследовании памятника Н.Н. Гурина на осно­ вании топографических особенностей и стилей изо­ браженных фигур выявила два хронологических пласта: —ранний, с фигурами в более реалистичной мане­ ре, (камни 1 и 2) —завершающий этап неолита (конец III тысячелетия до н.э.) — поздний, с более схематичными абстрактными фигурами (камни 3-6) — эпоха раннего металла (ІІ-І тысячелетия до н.э.) Поскольку понойские петроглифы стали первым памятником монументального искусства открытым в Восточной Лапландии, то Н.Н. Гурина в поисках ана­ логий обращалась к другим регионам, причем как ■ •„* у \ Илл. 8. Археолог Кольской археологической экспедиции Е. М. Колпаков обследует Камень №1. Чалмны-Варрэ, берег реки Поной. Фото: К. Коткин. Fig. 8. Archaeologist of the Kola Archaeological Expedition E. Kolpakov examines Stone No. 1. Chalmn-Varre, bank of the Ponoi river. Photo: K. Kotkin. к соседним (Скандинавия, Карелия), так и сильно удаленным, хотя и находящихся в тех же природно- климатических условиях (Чукотка). Выделяя некото­ рые общие черты (совпадение ряда изображаемых объектов, технические приемы выбивки, тождествен­ ность некоторых деталей на изображениях) с другими памятниками, Н.Н. Гурина всегда отмечала самобьп ность и неповторимость петроглифов Чальмны-Варр (Гурина 1980). Отвечая на вопрос о назначении петроглифов, Нина Николаевна во всех своих публикациях подчер­ кивала сакральное значение петроглифов для древ­ него человека. Обобщающая работа Н. Н. Гуриной по итогам по­ левых исследований наскальных изображений 1974- Илл. 9-10. Зооморфные и антропоморфные фигуры. Камень №1. Чалмн-Варре. Фото: К. Коткин. Fig. 9-10. Zoomorphic and anthropomorphic figures. Stone No. 1. Chalmn-Varre. Photo: К Kotkin. 50 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz