ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
принимали сотрудники Северного филиала Геогра фического общества СССР. Не вдаваясь в тонкости детального анализа петро глифов, остановимся лишь на некоторых выводах, к которым пришли специалисты. Всего к 1977-му году было обнаружено б камней, содержащих 121 изображение (Гурина 1992). 80 из них —зооморфные изображения («олени» и «лоси»), 16 — антропоморфные, 1 — солярный символ, 1 — змея, 23 — изображения не окончены или не подда ются расшифровке. Фигуры представляют собой си луэтные изображения, выполненные сплошной вы бивкой. Н.Н. Гурина выделила семь стилей изображения оленей и пять стилей человеческих изображений. Не ограничиваясь формальной классификацией, она также предложила собственную интерпретацию не которых выявленных ею композиций: «танец шама нов», «начало спаривания оленей», «сцена рождения олененка» и т.д. При исследовании памятника Н.Н. Гурина на осно вании топографических особенностей и стилей изо браженных фигур выявила два хронологических пласта: —ранний, с фигурами в более реалистичной мане ре, (камни 1 и 2) —завершающий этап неолита (конец III тысячелетия до н.э.) — поздний, с более схематичными абстрактными фигурами (камни 3-6) — эпоха раннего металла (ІІ-І тысячелетия до н.э.) Поскольку понойские петроглифы стали первым памятником монументального искусства открытым в Восточной Лапландии, то Н.Н. Гурина в поисках ана логий обращалась к другим регионам, причем как ■ •„* у \ Илл. 8. Археолог Кольской археологической экспедиции Е. М. Колпаков обследует Камень №1. Чалмны-Варрэ, берег реки Поной. Фото: К. Коткин. Fig. 8. Archaeologist of the Kola Archaeological Expedition E. Kolpakov examines Stone No. 1. Chalmn-Varre, bank of the Ponoi river. Photo: K. Kotkin. к соседним (Скандинавия, Карелия), так и сильно удаленным, хотя и находящихся в тех же природно- климатических условиях (Чукотка). Выделяя некото рые общие черты (совпадение ряда изображаемых объектов, технические приемы выбивки, тождествен ность некоторых деталей на изображениях) с другими памятниками, Н.Н. Гурина всегда отмечала самобьп ность и неповторимость петроглифов Чальмны-Варр (Гурина 1980). Отвечая на вопрос о назначении петроглифов, Нина Николаевна во всех своих публикациях подчер кивала сакральное значение петроглифов для древ него человека. Обобщающая работа Н. Н. Гуриной по итогам по левых исследований наскальных изображений 1974- Илл. 9-10. Зооморфные и антропоморфные фигуры. Камень №1. Чалмн-Варре. Фото: К. Коткин. Fig. 9-10. Zoomorphic and anthropomorphic figures. Stone No. 1. Chalmn-Varre. Photo: К Kotkin. 50 TRE 2020
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz