ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Alta Namforsen Kanozero Vyg Onega Finland -u O t 1 * ____ f - ■jUfntthuA' 5 0 cm 5 0 cm 5 0 cm 5 0 cm 5 0 cm not to scale Илл. 14. Примеры северных лосиноголовых лодок, которые датируются поздним каменным веком. Лодки из Намфорсена по Hallstrom 1960. Лодки с Канозера, северо-запад России, выполненные по прорисовке автора. Лодки на Онежском озере по Халльстрему (1960: табличка XXVIII) и Равдоникасу (1936: таблички 1 и 13). Лодки из Финляндии, сверху вниз: Паталахти, Сараакаллио, Сараакаллио, Пюхянпяя по Lahelma 2005: Илл. 1. Фигура лодки в Пюхянпяя имеет форму лосиных рогов и включена в этот обзор, чтобы показать связь между лосем и лодкой. Иллюстрация: Ян Магне Гьерде. F ig .14. Examples o f elk head boats from the north dated to the Late Stone Age. Boats from Alta, after Helskog (1989b: Fig. 4). Boats from N am forsen after Hallstrom (1960). Boats from Kanozero Lake, northwest Russia after a u th o r’s tracings. Boats from Onega Lake, after H allstrom (1960: plate ХХѴШ) and Ravdonikas (1936: plates 1 and 13). Boats from Finland from the following site, listed from top to bottom: Patalahti, Saraakallio, Saraakallio, Pyhanpaa after Lahelma (2005: Fig. 1). The Pyhanpaa boat figure is depicted as the antlers o f an elk and is included in this overview to show the link between the elk and the boat. Illustration: Jan Magne Gjerde. что эти локации были ключевыми для охотничье- собирательского ландшафта каменного века. Наскальное искусство оказывается более разнообраз­ ным, чем считалось ранее, и его скопления варьируют­ ся от одной фигуры до больших групп, как, например, в Альте, где более 300 фигур могут составлять, предполо­ жительно, одну или несколько композиций. Что касается изображаемых мотивов, то самое распространенное жи­ вотное —это лось, в то время как остальные встречают­ ся с различной частотой, в зависимости от места: напри­ мер, лебеди на Онежском озере или благородный олень в Вингене. Общая карта (Илл. 22) показывает крупные зоны наскального искусства как узловые точки ландшаф­ та, стратегические локации, связанные с направлениями коммуникации. Благодарности Благодарю профессора С. Ли, доктора Л. Яник, доктора Й. Парка. Эта статья —часть НИП (Норвежского Исследо­ вательского Проекта № 261760) в Арктическом Универ­ ситете Норвегии. 5000 years. Revisiting these places to produce rock art most like ly implies there were key to the hunter- gatherer landscape o f the Stone Age. The rock art also shows more variation than previ­ ously argued w ith sites varying from 1 figure to, for example, the large panels in A lta where more than 300 figures seem to make up one or several compositions. In terms o f depicted motifs, the elk is the most com­ mon animal wh ile others vary in frequency depending on the site, such as the swans at Onega Lake or red deer in Vingen. While the general map (Fig. 22) shows the large rock art areas (as nodes in the landscape, at strategic locations related to lines o f communication. Acknowledgements Thanks to P ro fS . Lee, D r L. Janik. Dr J. Park fo r in v it­ ing me to contribute to this volume. This paper is part o f the NRC (Norwegian Research Project nr. 261760) at U iT - The A rc tic University o f Norway. 44 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz