ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
Илл. 13. Фото основной части фигур в группе Бергбуктен 1 (Бергбуктен, Хьеммелюфт, Альта). На фотографии показано более 10 метров панели. Фото: Ян Магне Гьерде. Fig. 13. Photo o f the majority o f figures at the Bergbukten 1 panel located w ithin the Bergbukten site, Hjemmeluft, in the Alta rock art area. The photo covers more than 10 m o f the panel. Photo: Jan Magne Gjerde. три места с небольшим количеством фигур в Скогервей- ене, Утенге и Асколлене на удалении не более 10 км от Драммен-фьорда и Клофтефосса (Гейтус), где могут быть более мелкие «центры»; и все же там нет одного большо го центра. В южной Финляндии на сегодняшний день най дены только писаницы (рисунки краской), выделяются две крупные локации —Астувансальми и Сараакаллио. Также есть места, где больше сходств, чем разли чий, как мы обсуждали выше, но они остаются за пре делами этой главы и станут частью будущего анализа и публикаций. Заключительные замечания Приведенный краткий обзор показал, как история нахо док обусловила ход исследований наскального искусства на крайнем севере Европы. Около века назад в этом реги оне было известно всего несколько мест с наскальными рисунками. Постепенно, с помощью новых исследований исистематической фиксации, мы обнаружили новые груп пынаскальных рисунков и смогли выделить изображения, которые оказались более частыми и широко распростра ненными, чем считалось ранее. Между 5500-5000 гг. до н.э. практически одновременно по всему крайнему севе ру Европы возникли крупные центры наскального искус ства, куда люди вновь и вновь приходили на протяжении тысячелетий. Наиболее очевидный пример —Альта, где люди оставляли наскальные рисунки более 5000 лет. Тот факт, что люди продолжали приходить в эти места и соз давать наскальные изображения, позволяет заключить, Similarly, eastern No rway (5) contains the three sites with few figures at Skogerveien, Utenga and Askol- len within c. 10 km o f Drammen Fjord and Klofte- foss (Geithus), which could be smaller «centres»; that said, there is also no one large site. Southern Finland solely consists o f paintings and two large sites, Astu- vansalmi and Saraakallio, stand out. There are also sites that hold more similarities than differences, as d iscussed above, but it goes beyond the scope o f this chap ter and is a part o f the future analysis and publication. Conclud ing remarks This b rie f overv iew o f Stone Age rock art in north ernmost Europe shows how the history o f discovery has gu ided or characterized rock art research and p re vious publications. Abou t a century ago, only a few sites with Stone Age rock art were known in north ernmost Europe. Gradually, through more research and systematic recording, we have acquired new rock art sites and depictions that are more common and more widely distributed than p reviously argued. B e tween 5500-5000 BC, virtually simu ltaneously across no rthernmost Europe, large rock art centres were es tablished and were revisited by people making rock art for thousands o f years. The most evident example is at Alta where people made rock art for more than 2020 TRE 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz