ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Илл. 13. Фото основной части фигур в группе Бергбуктен 1 (Бергбуктен, Хьеммелюфт, Альта). На фотографии показано более 10 метров панели. Фото: Ян Магне Гьерде. Fig. 13. Photo o f the majority o f figures at the Bergbukten 1 panel located w ithin the Bergbukten site, Hjemmeluft, in the Alta rock art area. The photo covers more than 10 m o f the panel. Photo: Jan Magne Gjerde. три места с небольшим количеством фигур в Скогервей- ене, Утенге и Асколлене на удалении не более 10 км от Драммен-фьорда и Клофтефосса (Гейтус), где могут быть более мелкие «центры»; и все же там нет одного большо­ го центра. В южной Финляндии на сегодняшний день най­ дены только писаницы (рисунки краской), выделяются две крупные локации —Астувансальми и Сараакаллио. Также есть места, где больше сходств, чем разли­ чий, как мы обсуждали выше, но они остаются за пре­ делами этой главы и станут частью будущего анализа и публикаций. Заключительные замечания Приведенный краткий обзор показал, как история нахо­ док обусловила ход исследований наскального искусства на крайнем севере Европы. Около века назад в этом реги­ оне было известно всего несколько мест с наскальными рисунками. Постепенно, с помощью новых исследований исистематической фиксации, мы обнаружили новые груп­ пынаскальных рисунков и смогли выделить изображения, которые оказались более частыми и широко распростра­ ненными, чем считалось ранее. Между 5500-5000 гг. до н.э. практически одновременно по всему крайнему севе­ ру Европы возникли крупные центры наскального искус­ ства, куда люди вновь и вновь приходили на протяжении тысячелетий. Наиболее очевидный пример —Альта, где люди оставляли наскальные рисунки более 5000 лет. Тот факт, что люди продолжали приходить в эти места и соз­ давать наскальные изображения, позволяет заключить, Similarly, eastern No rway (5) contains the three sites with few figures at Skogerveien, Utenga and Askol- len within c. 10 km o f Drammen Fjord and Klofte- foss (Geithus), which could be smaller «centres»; that said, there is also no one large site. Southern Finland solely consists o f paintings and two large sites, Astu- vansalmi and Saraakallio, stand out. There are also sites that hold more similarities than differences, as d iscussed above, but it goes beyond the scope o f this chap ter and is a part o f the future analysis and publication. Conclud ing remarks This b rie f overv iew o f Stone Age rock art in north­ ernmost Europe shows how the history o f discovery has gu ided or characterized rock art research and p re ­ vious publications. Abou t a century ago, only a few sites with Stone Age rock art were known in north ­ ernmost Europe. Gradually, through more research and systematic recording, we have acquired new rock art sites and depictions that are more common and more widely distributed than p reviously argued. B e ­ tween 5500-5000 BC, virtually simu ltaneously across no rthernmost Europe, large rock art centres were es­ tablished and were revisited by people making rock art for thousands o f years. The most evident example is at Alta where people made rock art for more than 2020 TRE 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz