ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
наскального искусства с начальной датой 5500-5000 гг. до н.э. показывает, что расстояния между местами ско пления наскального искусства, представленными выше, покрывают большие части Фенноскандии. Несмотря на то, что эта модель очень общая, она все же демонстри рует, что крупные комплексы наскального искусства слу жили местами встреч или узловыми точками ландшаф та, расположенными на основных миграционных путях племен. Лучшими примерами являются Канозеро (10), Онежское озеро (8) и река Выг (9), Намфорсен (6) и Аль та (Илл. 15). Пробная карта показывает крупные ком плексы наскального искусства, в некоторых из них центр более очевиден (например, как в Альте (1), Вингене/Ау- севике (4), Намфорсене (6), на Онежском озере (8), реке Выг (9), Канозеро (10)), другие требуют дополнитель ных подробностей и исследований. В Офотене (2) нет одного большого комплекса, однако он включает такие крупные участки, как Форсельв с примерно 200 выбив ками на одной панели, и несколько других мест побли зости (например, Слеттйорд (Херйанген)) в пределах 25 км. В центральной Норвегии есть Бейтстад-фьорд, где расположено несколько скоплений наскальных рисун ков, самое крупное из них (Хаммер) включает 17 групп рисунков. Точно так же в восточной Норвегии (5) есть due to its use and the difference in macro topog ra phy. However, this schematic presentation o f the large rock art areas with initial dates between c. 5500-5000 BC show that distances between the aggregation sites p resented above cover large parts o f Fennoscandia. This model despite being very general, still presents how the large rock art areas may have acted as meet ing places or nodes in the landscape between groups o f people located at majo r communication ores with the best examples at Kanozero Lake ( 10), Onega Lake (8) and Vyg River (9), Namforsen (6) and Alta (Fig. 15). The tentative map shows the large rock art ar eas, while some o f the centres are more obvious, such as the sites in Alta (1), the Vingen/Ausevik (4), N am forsen (6), Onega Lake (8), Vyg River (9) and Kano zero Lake (10), others require further detail and re search. The Ofoten (2) has no one large site, however holds the large sites at Forselv with c. 200 carvings on one panel adding to several other adjacen t sites (e.g. Sletjord (Herjangen)) within c. 25km. Within cen tral Norway, Beitstad Fjord features several rock art sites, the largest with 17 panels o f rock art at Hammer. Илл. 12. Фото наскального рисунка в Хуннхаммар. Размер лосося —около 1-1,2 м. Фото: Ян Магне Гьерде. Fig. 12. Photo o f the rock painting at Hunnhammar. The salmon measure between с. 1-1,2 m. Photo: Jan Magne Gjerde. 42 TRE 2020
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz