ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

наскального искусства с начальной датой 5500-5000 гг. до н.э. показывает, что расстояния между местами ско­ пления наскального искусства, представленными выше, покрывают большие части Фенноскандии. Несмотря на то, что эта модель очень общая, она все же демонстри­ рует, что крупные комплексы наскального искусства слу­ жили местами встреч или узловыми точками ландшаф­ та, расположенными на основных миграционных путях племен. Лучшими примерами являются Канозеро (10), Онежское озеро (8) и река Выг (9), Намфорсен (6) и Аль­ та (Илл. 15). Пробная карта показывает крупные ком­ плексы наскального искусства, в некоторых из них центр более очевиден (например, как в Альте (1), Вингене/Ау- севике (4), Намфорсене (6), на Онежском озере (8), реке Выг (9), Канозеро (10)), другие требуют дополнитель­ ных подробностей и исследований. В Офотене (2) нет одного большого комплекса, однако он включает такие крупные участки, как Форсельв с примерно 200 выбив­ ками на одной панели, и несколько других мест побли­ зости (например, Слеттйорд (Херйанген)) в пределах 25 км. В центральной Норвегии есть Бейтстад-фьорд, где расположено несколько скоплений наскальных рисун­ ков, самое крупное из них (Хаммер) включает 17 групп рисунков. Точно так же в восточной Норвегии (5) есть due to its use and the difference in macro topog ra­ phy. However, this schematic presentation o f the large rock art areas with initial dates between c. 5500-5000 BC show that distances between the aggregation sites p resented above cover large parts o f Fennoscandia. This model despite being very general, still presents how the large rock art areas may have acted as meet­ ing places or nodes in the landscape between groups o f people located at majo r communication ores with the best examples at Kanozero Lake ( 10), Onega Lake (8) and Vyg River (9), Namforsen (6) and Alta (Fig. 15). The tentative map shows the large rock art ar­ eas, while some o f the centres are more obvious, such as the sites in Alta (1), the Vingen/Ausevik (4), N am ­ forsen (6), Onega Lake (8), Vyg River (9) and Kano­ zero Lake (10), others require further detail and re­ search. The Ofoten (2) has no one large site, however holds the large sites at Forselv with c. 200 carvings on one panel adding to several other adjacen t sites (e.g. Sletjord (Herjangen)) within c. 25km. Within cen ­ tral Norway, Beitstad Fjord features several rock art sites, the largest with 17 panels o f rock art at Hammer. Илл. 12. Фото наскального рисунка в Хуннхаммар. Размер лосося —около 1-1,2 м. Фото: Ян Магне Гьерде. Fig. 12. Photo o f the rock painting at Hunnhammar. The salmon measure between с. 1-1,2 m. Photo: Jan Magne Gjerde. 42 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz