ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Скандинавии встречаются охотничье-собирательские изображения, относящиеся к более позднему времени — вАльте, в частности, они продолжали появляться до на­ чала нашей эры. Лоси повсюду — выборочное отображение и региональные вариации в Фенноскандии Обсуждая наскальное искусство, чаще всего говорят о сходствах. Однако, если посмотреть на более чем 300 скоплений наскальных рисунков каменного века в Фен­ носкандии, различия между ними становятся более оче­ видными. Кроме того, в наскальном искусстве присутству­ ют явные региональные вариации. Это лучше всего вид­ но на примере избирательности при изображении скопле­ ний животных в больших комплексах наскального искус­ ства. Между разными панелями (группами), скоплениями и региональными комплексами есть сходства, но среди зафиксированного материала нет двух полностью иден­ тичных панелей или скоплений. Крупные промысловые животные — доминирующий мотив в наскальном искусстве каменного века (например, медведь, лось, благородный олень, северный олень, ле­ бедь или нерпа). Наиболее распространен лось. Изобра­ жения лосей появляются во всех регионах: в наскальной живописи Финляндии, северной Швеции, восточной Нор­ вегии, центральной Норвегии. Преобладание изображе­ ний определенных животных в наскальном искусстве, по всей видимости, связано с обилием представителей этих видов, формирующих наиболее крупные популяции на определенной территории. Это относится, например, к благородному оленю в Вингене (Илл. 7), северному оле­ ню вАльте (Илл. 8), белухам на реке Выг (Илл. 9) и лосю около Намфорсена (Илл. 10). Упрощенную модель вариаций в предпочтениях при изображении животных в различных регионах Фенно­ скандии можно найти в (Табл. 1). В пределах одной ло­ кации может преобладать один вид —например, как изо­ бражения китов в Себстаде (Илл. 11), изображения лосей в Стюккете или изображения палтуса/камбалы в Квен- навике в центральной Норвегии. Изображенные виды де­ монстрируют региональные вариации, помимо вариаций между различными панелями, —например, как в случае с рисунками краской, где целая панель посвящена только лососю (Илл. 12), вто время как на других панелях той же локации изображены наземные животные (Linge 2014). Другой аспект различий между разными скоплениями наскальной живописи —размер групп рисунков. Некото­ рые группы включают только одну или несколько фигур, в то время как другие группы состоят из нескольких со­ тен фигур, с большим количеством сцен и композиций, —например, группа Бергбуктен 1 в Бергбуктене, Альта, содержит более 300 фигур (Илл. 13). Узловые точки ландшафта — скопления наскальных рисунков как места встреч Elk carvings appear in all regions; in the rock pain t­ ings in Finland, in the rock art o f northern Sweden, eastern No rway and middle Norway. The dominating animals in the rock art also seem to refer to areas where such large game animals, and the largest aggregations o f these species, are abundan t in the landscape. This includes, for example, red deer in Vingen (Fig. 7), reindeer in the Alta region (Fig. 8), beluga whales at Kanozero (Fig. 10) and elk near Namforsen (Fig. 9). A simplified model o f selective depictions and re­ gional variations o f favoured animals in the different regions o f Fennoscand ia can be found in (Table 1). Sites may be dominated by one species such as the whale figures at Sobstad (Fig. 11) or elk figures at S tykket or the halibuts/flounders at Kvennav ika in m iddle Norway. The species depicted shows reg ion ­ al variation, in addition to variation between panels, such as at the paintings where a whole panel is de­ voted solely to salmon (Fig. 12) while other panels at the same site are depicting terrestrial animals (Linge 2014). Ano ther aspect o f variation between the rock art sites is the size o f the panels with images. Some sites include only one or a few figures while other panels in­ clude several hund red figures with a number o f scenes and compositions, such as the Bergbukten 1 panel at the Bergbukten site within the Alta rock art area con ­ taining more than 300 figures (Fig. 13). Илл. 7. Группа благородных оленей. Секция панели Браттбаккен в Вингене. Большой олень в центре фотографии имеет размер около 80 см. Фото: Ян Магне Гьерде Fig. 7. Group o f red deer. Section o f the B rattbakken panel in Vingen. The large reindeer in the middle o f the photo measures c. 80 cm. Photo: Jan Magne Gjerde. 2020 TRE 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz