ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Табл. 1. Региональные вариации в наскальном искусстве Фенноскандии. По Gjerde 2010: Илл. 301. Подборка региональных вариаций в изображениях животных в наскальном искусстве позднего каменного века в Фенноскандии. Животные в наскальном искусстве Фенно­ скандии: 1) Хаммер. 5А по Bakka (1988: іѵ); 2) Форселв, рисунок автора; 3) Бергбуктен 4. Хьеммелюфт, Альта по Helskog (1988: 44); 4) Каменный 7, Канозеро, рисунок автора; 5) Бесовы Следки, р. Выг по (Ravdonikas 1938: табличка 32); 6) Бесов Нос, Онежское озеро по (Ravdonikas 1936: табличка 27); 7) Верла по (Pentikainen and Miettinen 2003:41); 8) Нотен, Намфорсен по (Hallstrom 1960: табличка XXVI 0:2); 9) Катсундхолмен (Клефтефосс) по (Engelstad 1934: табличка LIV); 10) Вангдал 2 по (Mandt 1972: табличка 38а); 11) Элва, Винген по (Hallstrom 1938: табличка XXXVI); 12) Богге 2 по (Hallstrom 1938: табличка 33); 13) Стюккет по (Sognnes 1981: Илл. 7). Иллюстрация: Ян Магне Гьерде. Table I . Regional variation in rock art o f Fennoscandia. After G jerde 2010: figure 301. A selection o f the regional variation o f animals in Late Stone Age rock art in Fennoscandia. Animals in rock art in Fennoscandia: 1: H ammer 5A after Bakka (1988: iv); 2: Forselv, au­ th o r’s tracing; 3: Bergbukten 4, H jemmeluft, Alta after Helskog (1988: 44); 4: Kamenniy 7, Kanozero Lake, authors tracing; 5: Besovy Sledki South, Vyg R iver after (1938: plate 32); 6: Besov Nos, Onega Lake after (Ravdonikas 1936: plate 27); 7: Verla after Miettinen (Pentikainen and M iettinen 2003: 41); 8: Noton, N am forsen after H allstrom (1960: plate XXVI 0 :2 ); 9: K atsundholmen (K loftefoss) af­ ter Engelstad (1934: Planche LIV); 10: Vangdal 2 after Mandt (1972: plate 38a); 11: Elva, Vingen after Hallstrom (1938: plate XXXVI); 12: Bogge 2 after Hallstrom (1938: plate 33); 13: Stykket after Sognnes (1981: figure 7). Illustration: Jan Magne Gjerde. variations between them become mo re apparent. There are also clear regional variations in rock art. This is best observed by the selective depictions o f agg rega­ tions o f animals at the large rock art centres. While there are similarities within panels, sites and regions, there are no two identical sites or panels in the record. Large game animals are the dom inating motifs in Stone Age rock art (for example, bear, elk, red deer, reindeer, swan or seal) the most common being elk. это «взрывом наскального искусства» (Gjerde 2010: 394- 40) в связи с существованием обширных зон наскального искусства, где изображения, по всей видимости, создава­ лись тысячелетиями (например, Альта и река Выг), и зна­ чительным увеличением количества мест и возрастанием разнообразия в мотивах. Аграрное наскальное искусство в южной Скандинавии в целом появляется около 2000 г. до н.э., отмечая, таким образом, конец охотничье-собирательского наскального искусства в этой части Скандинавии. Однако в северной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz