ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

1500 г. до н.э. (Baudou 1993; Forsberg 1993; Lindqvist 1994). С помощью новых данных о сдвигах береговой ли­ нии иархеологических раскопок на прилежащих террито­ риях Гьерде (Gjerde 2010: 351-358) выяснил, что началь­ ная стадия наскального искусства в Намфорсене относит­ ся к 5000-1500 г. до н.э. Обзор датировок финских наскальных изображений, выполненный по высотным отметкам береговой линии, а также с помощью раскопок на прилежащих территориях и археологических находок, дает Лахелма (Lahelma 2008: 33-44). По его мнению (2008: 40-41), первые рисунки кра­ ской в Финляндии были сделаны около 5000 г. до н.э., наиболее активный период пришелся на 3600-2500 гг. до н.э. и закончился около 1500 г. до н.э. Выбивки на реке Выг раньше полностью относили к позднему каменному веку (неолитический период), осно­ вываясь на исследованиях Савватеева (1988; Savvateev et al. 1978), позднее поддержанных Лобановой (2007:134- 135) и Жульниковым (2006). Датировка наскального ис­ кусства на реке Выг была пересмотрена не так давно, с использованием более полной информации о ближайших поселениях и новых данных о движении береговой линии. Гьерде (Gjerde 2010: 291-300) отнес выбивки к 5300-2000 гг. до н.э., а Яник (2010: 94) - к 4600-2000 гг. до н.э.; та­ ким образом, наскальное искусство реки Выг старше, чем считалось ранее. Исходя из стилистического сходства с наскальным ис­ кусством реки Поной, Онежского озера и реки Выг, на­ скальное искусство Канозера обычно относят к поздне­ му каменному веку и раннему железному веку (Kolpakov, Shumkin 2012; Kolpakov, Shumkin and Murashkin 2009: 300). Сравнение с данными по петроглифам реки Выг, про­ веденное Гьерде (Gjerde 2010: 327-33), дало схожую да­ тировку. Недавние раскопки на прилежащих территориях показали, что выбивки относятся к позднему каменному веку (неолиту) (Tarasov et al. 2014). Лобанова (Lobanova 1995а, b) относит наскальные изо­ бражения Онежского озера к позднему каменному веку, основываясь на данных о поселениях и высоте, на кото­ рой начинаются наскальные изображения. Столяр (2000) предлагает похожие даты: от 4000 до 1500 гг. до н.э. Не­ давно Лобанова (2014) предложила датировать раннюю фазу выбивок на Онежском озере примерно 4200 годом до н.э. Хронология идатировка наскального искусства остает­ ся сложной задачей и сегодня и требует дальнейших ис­ следований. Краткий обзор современной датировки враз­ личных регионах показывает, что очень мало мест можно отнести к самым ранним фазам раннего каменного века. Лучшие примеры можно найти в центральной Норвегии, северной Норвегии и северной Швеции. Примечатель­ но, что почти все обширные зоны наскального искусства в Фенноскандии схожи по датировке начальной фазы - около 5500-5000 гг. до н.э. (например, Альта, Винген, Намфорсен, Онежское озеро, река Выг). Ранее я назвал recently through the inclusion o f more o f the ad ja­ cent settlement record and new shoreline data. Gjerde (2010: 291-300) dated the carvings to be form c. 5300- 2000 BC, and Janik (2010: 94) dated the carvings to be from c. 4600 -2000 BC; the Vyg River rock art is therefore older than p reviously suggested. Based on stylistic similarities with the rock art at Ponoy River, Onega Lake and Vyg River, the rock art at Kanozero Lake is generally dated to the Late Stone Age and the Early Metal Age (Kolpakov and Shum­ kin 2012; Kolpakov, Shumkin and Murashkin 2009: 300). A comparison to the Vyg River material made by Gjerde (2010: 327-33) came to a similar result for the dates. Recent excavations adjacent to the rock art dat­ ed the carvings to be from the Late Stone Age (Neo­ lithic) (Tarasov et al. 2014). Lobanova (1995a, b) dates the rock art at Onega Lake to the late Stone Age based on the settlement record and elevation o f the carvings at Onega Lake. Stolyar (2000) has suggested similar dates ranging from 4000-1500 BC. Most recently, Lobanova (2014) suggested dating the initial phase o f the Onega Lake carvings to c. 4200 BC. The ch ronology and dating o f rock art remains a challenge to this day and shows that more research is needed. This b rie f overview o f the current dating in different regions shows that only a few sites can be assigned to the earliest phases o f the Early Stone Age. The best examples are found in central Norway, north­ ern No rway and northern Sweden. Virtually all the large rock art areas in Fennoscandia show a remark ­ ably similar initial phase at about 5500-5000 BC (e.g. Alta, Vingen, Namforsen, Onega Lake and Vyg River). I have previously named this the «rock art explosion» (Gjerde 2010: 394-401) due to the existence o f large rock art areas where rock art seems to have been made for thousands o f years (e.g. Alta and Vyg River) in ad ­ dition to a substantial increase in the number o f sites and a much g reater variation in the motifs. Agrarian rock art generally starts c. 2000 BC in southern Scandinavia, thereby marking the end o f hunter-gather rock art in this part o f Fennoscandia. Hunter-gather art, however, is still found after 2000 BC in northern Fennoscandia and even continues in Alta until c. 0AD. Elk everywhere - selective depictions and regional variations in Fennoscandia Most often, discussions on rock art speak o f their similarities. However, when looking at the more than 300 sites with Stone Age rock art in Fennoscandia, the 2020 TRE 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz