ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

что такие рисунки не делались на русской стороне3. Но ве­ роятно, обнаружение первых писаниц в русской Карелии —дело времени4. Общая хронология и современная датировка наскального искусства каменного века на крайнем севере Европы В приведенном выше кратком обзоре наскальных рисун­ ков каменного века шла речь, в основном, о больших ско­ плениях, обнаруженных в Фенноскандии. Мы дополним свой анализ презентацией нескольких других мест. Для датировки наскального искусства на крайнем севере Ев­ ропы применялись три основных подхода: датировка по положению береговой линии, основанная на данных гео­ логии о поднятии суши, стилистическая датировка, осно­ ванная на изменениях стилистики артефактов, обнару­ женных в расположенных рядом поселениях или других археологических находках, связанных с наскальным ис­ кусством. Датировка по береговой линии —гораздо бо­ лее распространенный метод датирования наскального искусства. Датировка наскального искусства северной Норве­ гии проводилась в основном в Офотене (Gjerde 2010; Hesjedal 1994) и Альте (Gjerde 2010; Helskog 1983, 1988, 2000, 2014). Исследования в Альте поставили под вопрос краткую хронологию, изначально предложенную Симон- сеном (Simonsen 1978: 32-33), который утверждал, что все наскальное искусство северной традиции относит­ ся исключительно к позднему каменному веку. Резуль­ таты датировки по береговой линии, представленные Хе- сьедалом (Hesjedal 1990: 132; 1993, 1994) и Хельскогом (Helskog 1983; 1989а: 99-101) убедительно свидетельству­ ют в пользу существования традиции создания этих на­ скальных рисунков в более широком интервале времени. Недавние исследования, основанные на датировке по бе­ реговой линии в Альте, предполагают, что изображения были созданы примерно между 5000 г. до н.э. и 0 годом н.э. (Gjerde 2010: 246-255; Helskog 2014: 28-33). Согнесс (Sogness 2003) также датировал наскальное искусство центральной Норвегии по береговой линии и выяснил, что самые ранние образцы наскального искусства относятся к 8200 г. до н.э, а позднейшие —к 2000 г. до н.э. Стебер- глеккен (Steberglokken 2016) недавно проанализирова­ ла старую типологию стилей в сопоставлении с датиров­ кой по береговой линии. Она обнаружила, что не суще­ ствует четкой корреляции между стилями и датировкой по береговой линии в этом регионе и также определила, что наиболее древние образцы наскального искусства 3 Расположение писаниц п-ова Рыбачий можно также рассматривать относительно границы России и Финляндии (прим. ред.). 4 Экспедиция НМРК в 2010 г. зафиксировала первую писаницу в Зап. Карелии (Шахнович М.М. Опыт поиска писаниц в Западной Карелии / / О т Балтики до Урала: изыскания по археологии каменного века. Сыктывкар. 2014. С. 64—68.) (прим. ред.). General chronology and current dating o f Stone Age rock art in northernmost Europe The b rie f overview given above on the current dates of Stone Age rock art focused on the large rock art areas in Fennoscand ia where dating has been a p rimary fo­ cus. The overview will be supp lemen ted with the p re­ sentation o f a few other sites. Three main dating tech ­ niques have been applied to rock art in northernmost Europe; shoreline dating, based on geological data o f land uplift, and stylistic dating, based on stylistic changes in adjacen t settlements or other a rchaeo log i­ cal remains related to the rock art. Shoreline dating is by far the most applied method for rock art. Most dating o f rock art in northern No rway has been within the Ofoten (Gjerde 2010; Hesjedal 1994) and A lta areas (Gjerde 2010; He lskog 1983, 1988, 2000, 2014). Dating the Alta site questioned the short ch ro ­ nology that S imonsen (1978: 32-33) had originally put forward stating that all rock art in the No rthe rn Tradi­ tion dated to the Late Stone Age. The results o f sho re­ line dating prov ided by Hesjedal (1990: 132; 1993, 1994) and Helskog (1983; 1989a: 99-101) strongly support a long ch rono logy for this rock art. Recent dating suggestions based on shoreline dating in Alta suggest the carvings were made between about 5000 BC and 0 AD (Gjerde 2010: 246-255; Helskog 2014: 28-33). Sognnes (2003) also dated the rock art in central No rway through shoreline dating and found the earli­ est rock art to be as old as c. 8200 BC and the latest to be c. 2000 BC. S teberglokken (2016) recently ana­ lysed the old typology o f styles in relation to shore­ line dating. She found that there is no 1:1 correlation between style and shoreline dating in this region, but also determined the oldest rock art to date back to the latter part o f the Early Stone Age. Based on excava­ tions, Lodoen (2013) dates all the rock art to be from about 5400-4000 BC, but they are more likely from 4900 -4200 BC or an even shorter timeframe within this period (Hjelle and Lodoen 2017: 206). Shoreline dating o f the coastal carvings in East­ ern No rway was app lied to stylistically date the in­ land carvings. Mikkelsen (1977) found the carvings to be dated to c. 5500-4000 BC. These dates are still deemed accurate for the few rock art sites in eastern No rw ay (Glorstad 2010: 220-222,) even though the earliest may be slightly older. Forsberg (2000: 68f) dated the earliest carvings in no rthern Sweden at Garde and Landverk to the Early Stone Age th rough a stylistic comparison with the ground rock art in no rthern No rway (Hesjedal 1994). These dates align with prev ious dates given 32 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz