ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

комплексов наскальной живописи. Это усложняет катего­ ризацию и методы сравнения мест. Если бы крупные ме­ стонахождения наскального искусства не подвергались развернутому описанию, как, например, в Вингене и Аль­ те или не были бы раскопаны, как в Залавруге (р. Выг), мы знали бы только то, что эти скопления состоят из не­ скольких сотен фигур на нескольких панелях или в свя­ занных друг с другом локациях. И если бы другие места были изучены также тщательно, скорее всего, оказалось бы, что крупных скоплений в Фенноскандии больше. Но­ вые находки, такие, как на Канозере —хороший пример того, что может быть обнаружено в будущем. История на­ ходок также показывает, что территории, где якобы от­ сутствовала наскальная живопись — например, южная Финляндии в начале 1900-х —теперь включают большую часть всех известных писаниц1в Фенноскандии (Илл. 3). Три типа техник наскальной живописи в Фенноскандии Существует три основных типа наскального искусства в Фенноскандии (Илл. 1): пришлифованные изображения, выбивки и рисунки краской («писаницы»). Пришлифован­ ные изображения (Илл. 4) состоят из линий примерно 2 см толщиной. Вероятнее всего, они появились в результате трения твердым камнем по поверхности скалы. Петроглифы (Илл. 5) —самый распространенный тип наскального искусства в Фенноскандии. Принято считать, что они наносились с помощью молотка и долота. Успеш­ ные эксперименты Мортена Кучеры помогли подтвердить эту интерпретацию (І_ѳсІ 0 еп 2016). Однако, как можно увидеть на рисунке 5, изображения также могли просвер­ ливаться долотом. Писаницы (Илл. 6), скорее всего, нанесены краской из красной охры, смешанной с животным жиром. Ширина линий часто совпадает со средней шириной человеческо­ го пальца, и это заставляет предположить, что их наноси­ ли пальцами. Также есть несколько мест, где на одной и той же поверхности обнаружены и писаницы, и петрогли­ фы —как, например, в Сандхалсене, центральная Норве­ гия (Gjerde and Stebergtekken 2018). Карта распределения наскальных рисунков показыва­ ет, что упомянутые три типа представлены в Фенноскан­ дии неравномерно. Например, пришлифовка обнаружена только на севере Норвегии2(Илл. 1). Петроглифы и писа­ ницы встречаются в Норвегии и Швеции, в Финляндии же на сегодняшний день не найдено ни одной выбивки, зато зафиксировано больше всего наскальных рисунков, вы­ полненных краской. Распределение рисунков краской по отношению к границе России и Финляндии показывает, 1 Здесь и далее под писаницами мы подразумеваем рисунки, выполненные краской (прим. ред. перевода). 2Это не совсем точное утверждение, поскольку на Канозере ряд изображений выполнен протиранием, пришлифовкой и их комбинацией с выбивкой (см., например, Городилов 2007 (прим. ред.). single, isolated small sites, concentrations o f small sites and large rock art areas. This challenges the cat­ ego risation and methods o f comparison o f the sites. I f the large sites had not undergone extensive reco rd ­ ing like in Vingen and Alta or the excavations at Za- lavruga (Vyg River), we would only know these rock art areas to be composed o f a few hundred figures in a few panels or related locations. I f other sites had undergone such intensive study, it is most likely that the number o f the larger sites in Fennoscandia would be greater. New finds such as that at Kanozero Lake are good examples o f what may be discovered in the future. The history o f finds also shows that areas with no rock art early on, such as southern Finland in the early 1900s, now include the majority o f known rock pain ting sites in Fennoscand ia (Fig. 3). Three types o f technique for rock art in Fennoscandia In general, there are three main types o f rock art in Fennoscand ia (Fig. 1); ground rock art (polished ca rv ­ ings), rock carvings and paintings (rock paintings). Ground rock art (Fig. 4) is made up o f lines o f about 2 cm in width. It was most likely made by grinding and rubbing a hard stone on the rock surface. Rock carving (Fig. 5) is the most common type o f rock art in Fennoscandia. General consensus is that they were made through the application o f the ham ­ mer and chisel technique. Successful experiments by Morten Kutschera help confirm this interpretation (Lodoen 2016). As seen in Figure 5, however, the carvings could have also been drilled with a chisel. Paintings (Fig. 6) are likely to consist o f red ochre m ixed with animal fat. The width o f the figures often matches the average width o f a human finger, suggest­ ing they were applied with the finger. There are also a few sites where both paintings and carvings appear in the same panel such as, for example, at Sandhalsen in central No rway (Gjerde and S teberglokken 2018). A distribution j n a p o f the three types o f rock art shows that they are not represented all over Fen ­ noscandia; ground rock art, for example, is only found in northern No rway (Fig. 1). While one finds carvings and paintings in No rway and Sweden, no carvings have been found in Finland to date. On the other hand, F inland has the richest record o f rock paintings in Fen ­ noscandia. The distribution o f rock paintings between the border o f Russia and F inland shows that no pain t­ ings were made on the Russian side. It seems like only a matter o f time before the first paintings are found in Russian Karelia. 2020 TRE 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz