ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Накопление данных и обнаружение больших скоплений наскальных рисунков Когда Г. Халльстрем начал свою работу по составлению карты наскальной живописи каменного века на крайнем севере Европы в начале 1900-х, было известно в общей сложности около 20-ти таких мест в Фенноскандии (Нор­ вегия, Швеция, Финляндия, северо-запад России). Были известны всего два больших скопления наскальной живо­ писи: в Намфорсене (север Швеции) и на Онежском озе­ ре. Первые находки в Вингене (Bing 1912) и на реке Выг в 1926 (Linevskii 1939), как оказалось позже, принадлежа­ ли к крупнейшим комплексам наскальной живописи (Вое 1932; Ravdonikas 1938). О существовании наскальной жи­ вописи в Финляндии не было известно до первой наход­ ки, сделанной в Виттреске (южная Финляндия) в 1917 году (Europaeus 1917, 1922). В 30-е годы обширные пу­ бликации материалов предоставили возможность полу­ чить общее представление о наскальной живописи, как в Норвегии (Вое 1932; Engelstad 1934; Gjessing 1932, 1936; Hallstrom 1938), так и на северо-западе России (1936, 1938). Материалы по Намфорсену были позже опубли­ кованы Халльстремом (1960), публикация также включа­ ла некоторое количество данных по северо-западу Рос­ сии. Между 1930 и 1950 гг. количество известных мест с наскальной живописью выросло с 46 до 70, а к 1990 уве­ личилось до 178. Появились новые находки, относящие­ ся к таким крупным комплексам, как Залавруга (р. Выг) и комплекс в Вингене, и, как следствие, выросло количе­ ство известных видов фигур, изображаемых в наскальной живописи (Lodoen and Mandt 2012; Sawateev 1970). Вы­ бивки на реке Поной и рисунки на Рыбачьем полуостро­ ве на северо-западе России сделали очевидным тот факт, что российский материал состоит не только из больших комплексов, но также включает более мелкие скопления и изображения. К этому времени в Финляндии появились новые данные — были обнаружены крупные комплек­ сы на юге страны в Астувансалми (Sarvas 1969) и Сара- акаллио (Kivikas 1990). Кроме того, в южной Финляндии в период между 1960 и 1990 гг. было обнаружено более 50 новых мест с наскальной живописью. В 1973 в Альте был открыт самый крупный вФенноскандии комплекс на­ скальной живописи каменного века (Helskog 1988, 2014). Между 1990 и 2010 было найдено 98 совершенно новых мест, не считая новых находок, сделанных на уже извест­ ных территориях. Вероятно, крупнейшим открытием этих десятилетий была наскальная живопись Канозера, обна­ руженная в 1997. Собранный на 2010 год материал вклю­ чает более 300 мест, хотя мы не знаем точной цифры. Глядя на сегодняшние данные по наскальной живо­ писи (Илл. 3), можно заметить, что за последние десяти­ летия очень резко выросло не только количество мест, но и количество новых находок на уже известных ме­ стах. На первый взгляд, в Фенноскандии мы имеем шесть крупных комплексов наскальной живописи. Эти скопле­ ния содержат более 1000 фигур, и большинство мест Age rock art in northernmost Europe at the beginning o f the 1900s, about 20 sites in Fennoscandia (Nor­ way, Sweden, Finland and NW-Russia) were known altogether. Only two o f the large rock art areas were known; Namforsen in northern Sweden, and One­ ga Lake. The initial discovery o f the Vingen (Bing 1912) and the first carvings at the Vyg River in 1926 (Linevskii 1939) later came to be known as some o f the largest areas with rock art (Boe 1932; Ravdoni­ kas 1938). No rock art was known in Finland until the first discovery was made at Vittrask in southern Fin­ land in 1917 (Europaeus 1917, 1922). In the 1930s, large material publications o f rock art presented the opportunity to get an overview o f the material both in No rway (Boe 1932; Engelstad 1934; Gjessing 1932, 1936; Hallstrom 1938) and northwest Russia (1936, 1938). The Namforsen material was later published by Hallstrom (I 960 ,) and the publication also included some o f the material from northwest Russia. From 1930 until 1960, the known material grew from 46 to 70 sites. The number o f sites increased from 70 to 178 sites between 1960 and 1990. New discoveries were made at the large sites such as the Zalavruga at Vyg River and in V ingen l), thereby increasing the number o f known rock art figures (Lodoen and Mandt 2012; S aw a te e v 1970). In northwest Russia, the carvings at Ponoy R iver and the paintings at the Fisher Peninsula made it evident that Russian material not only con ­ sisted o f large rock art areas, but also smaller sites and paintings. At this time Finnish material grew and the large sites with rock paintings at Astuvansalmi (Sarvas 1969) and Saraakallio (Kivikas 1990) in southern Fin­ land were discovered. Furthermore, more than 50 new rock painting sites were found in southern Finland between 1960 and 1990. In 1973, the largest Stone Age rock art area in Fennoscand ia was discovered in Alta (Helskog 1988, 2014). Between 1990 and 2010, 98 entirely new sites were discovered in addition to new d iscoveries made at p reviously known sites and rock art areas. Discovered in 1997, Lake Kanozero in northwest Russia was most likely the most major d is­ covery during these decades. Since 2010, the material record has comp rised o f more than 300 sites although we do not know the exact number. Looking at the rock art record today (Fig. 3), one can observe that the growth o f material, not only in the number o f new sites but new discoveries at previously known sites /rock art areas, has been extreme over the past few decades. At first glance, we have six large rock art areas in Fennoscandia from the Stone Age. These rock art areas have more than 1000 figures, and the majority o f the sites show a long tradition o f carving with the most extreme being Alta, where rock * 2020 TRE 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz