ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Наскальное искусство каменного века В Ян Магне Гьерде Северной Европе —Что? Где? Когда? JanMagneGJerde A n o v e r v iew of S to n e A ge ro c k a r t in NORTHERNMOST EUROPE — WHAT, WHERE AND WHEN? Первая публикация: Gjerde, Jan Magne. (2019). An overview of Stone Age rock art in northernmost Europe-what, where and when? Ulsan petroglyphs museum. P. 204-225. Ulsan. South Korea. Введение Цель этой работы — основываясь на имеющихся матери­ алах, представить предварительный обзор тех террито­ рий Крайнего Севера Европы, где встречается наскальная живопись каменного века. Географическая область, о ко­ торой идет речь в работе —Фенноскандия, включающая Норвегию, Швецию, Финляндию и северо-запад России (Илл. 1). История находок в этом регионе показывает, что гео­ графическое распределение наскальной живописи изме­ нилось по сравнению с картами начала 1900-х годов, ког­ да были известны всего лишь 20 мест. Сейчас на этой тер­ ритории известно более 300 мест, где присутствует на­ скальная живопись каменного века, и появление все но­ вого материала, особенно в последние десятилетия, дока­ зывает, что наскальное искусство встречалось вдоистори­ ческий период гораздо чаще, чем мы думали. Общий об­ зор истории находок может показать, почему определен­ ные сравнительные аспекты были возможны и как они из­ менились в связи с новыми находками, такими, как фин­ ская наскальная живопись или наскальная живопись Аль­ ты в северной Норвегии (Илл. 2). Зафиксированный материал очень разнообразен: от мест с одиночными изображениями (например, Рюкке в западной Норвегии, Бреннелв в северной Норвегии) до больших зон наскальной живописи, как, например, Аль­ та, Намфорсен на севере Швеции или река Выг на северо- западе России, с множеством локаций и скоплений. Нали­ чие таких крупных комплексов показывает, что наскаль­ ная живопись создавалась водних и тех же местах на про­ тяжении тысячелетий, и люди возвращались туда вновь и вновь. Большинство таких скоплений относится к пе­ риоду между 5500 и 5000 гг. до н.э. Эта работа посвяще­ на наскальному искусству, относящемуся к концу ранне­ го каменного века и позднему каменному веку (неоли­ ту), хотя создание наскальной живописи продолжалось и в начале бронзового века, и даже в железном веке. Са­ мое очевидное наблюдение, которое можно сделать, из­ учая наскальную живопись крайнего севера Европы, за­ ключается в вариативности зафиксированного материала. Общий анализ изображений животных в этом регионе Introduction The aim o f this paper is to p re sen t a p relim inary over­ view o f the Stone Age rock art areas and regions in no rthernmost Europe based on the current material re ­ cord. The geographical area discussed in this paper is Fennoscand ia, wh ich includes Norway, Sweden, F in ­ land and no rthwest Russia (Fig. 1). The history o f finds in this region shows that the geographical distribution o f rock art has changed since d istribution maps were made in the early 1900s, when merely 20 Stone Age rock art sites were known. We now know o f more than 300 sites with Stone Age rock art in this area and this grow th o f material, especially in the last few decades, has shown that rock art was more common in p reh isto ry than prev iously believed. A general p re sentation o f the history o f rock art dis­ coveries may show why certain comparative aspects were p resented and changed with new finds such as the F inn ish paintings and the Alta site in no rthern N o r­ way (Fig. 2). The material reco rd displays great variation ranging from sites with one figure (for example at Rykkje in western No rway and Brennelv in no rthern No rway ) to large rock art areas such as Alta, Namfo rsen in no rth ­ ern Sweden and Vyg R iver in no rthwestern Russia with numerous panels and locations. These large ar­ eas/sites show rock art was made in the same places for millennia and people revisited these spots in the landscape to make rock art. Most o f these large rock art areas are dated between c. 5500-5000 BC. This p a ­ per focuses on the rock art dated from the later phase o f the Early Stone Age and the Late Stone Age even though the creation o f rock art continued into the early Bronze Age and even Iron Age. The most evident ob ­ servation when studying rock art in northernmost Eu ­ rope is the variation in the material record. A general analysis o f an im a ls ’ depictions in this region shows that while elk are found v irtually everywhere, other 26 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz