ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
рисунки и связанные с ними находки стоянок демон стрируют коммуникацию и общие духовные верования на значительных территориях в тысячах километров друг от друга. Целостность К включению предлагаются все известные скопления всех трех объектов. Исключение составляют некоторые фрагменты скал с петроглифами Онежского озера, вы везенные в музеи. Наскальные рисунки создавались близко к берего вой линии, которая имелась в данных местах. Ланд шафт, в котором найдены наскальные рисунки, в боль шинстве случаев существенно не изменился. На каждом объекте посетитель может легко себе представить из менения ландшафта в доисторические времена. Исключения: 1) дамба возле скопления «Бесовы следки» в устье реки Выг и изменение водного режи ма в регионе из-за гидротехнических сооружений ГЭС; 2) защитный павильон над скоплением Бесовы следки; 3) защитный купол над скоплением Каменный 7 , о. Ка менный, Канозеро; 4) место откуда вывезен в Эрмитаж фрагмент скалы с петроглифами, Онежское озеро. Естественная эрозия и вандализм являются потенци альными угрозами петроглифам. Для широкой публики открыты лишь отдельные скопления: два на Канозере, два на Беломорских петроглифах, три на Онежских петроглифах. Как часть стратегии управления посещением на Бе ломорских и Канозерских объектах оборудованы де ревянные мостки и платформы, защитный купол и па вильон с целью защищать наскальные рисунки от повреждений. Подлинность Почти все петроглифы Восточной Фенноскандии найдены на скальных поверхностях in situ. Большин ство петроглифов обнаружено на скальных обнаже ниях. Исключения составляют некоторые отколовшие ся куски скал. Степень сохранности петроглифов зави сит от прочности горных пород. Так, на гранито-гнейсах реки Выг, Беломорских и Онежских гранитах петрогли фы сохранились лучше, чем на скалах Канозера за счет более твердых горных пород. Значительная часть пе троглифов была скрыта под дерном и грунтом и на дан ный момент обнажена. Защиту скал с петроглифами из мягких горных пород Канозера частично обеспечивает защитный купол над самым крупным скоплением на скальных изображений. Осуществляется чистка скал от разрушающих их растительности и лишайников, что также существенно улучшает их распознавание. Требования к охране и управлению (только по Канозерской части) На петроглифах Канозера ежедневное управление памятником осуществляет созданный в 2008 году муни ципальный музей «Петроглифы Канозера». В непосредственной близости от петроглифов рас положен кордон музея, на котором круглый год дежу рят смотрители и специалисты по сохранению культур ного наследия. Смотрители осуществляют постоянный мониторинг местонахождений петроглифов, следят за потоком туристов, осуществляют меры по благоустрой ству памятника (обустройство мостков, аншлагов и т.п.). В п. Умба расположен офис музея и выставочный зал. Специалисты музея проводят экскурсии для посетите лей, осуществляют документацию петроглифов и фор мируют цифровой архив. Основные вызовы, с которыми сталкиваются специ алисты музея, это процессы выветривания скал вслед ствие их зарастания, морозов и других естественных процессов. Вандализм также остается потенциальной угрозой. Для предотвращения активных процессов выветри вания и вандализма на острове Каменный, над самым крупным скоплением петроглифов (около половины всех петроглифов объекта) установлен защитный ку пол. Данная мера существенно сократила несанкциони рованное посещение объекта и предотвращает воздей ствие природных влияний (процессов выветривания) на наиболее уязвимую скалу (ранее скрытую под слоем дерна) с наиболее хорошо сохранившимися изображе ниями. В заключение хотелось бы еще раз отметить, что дает включение петроглифов Канозера в заявку на но минацию «Петроглифы Белого моря и Онежского озе ра» для продвижения данного серийного объекта в спи сок всемирного наследия ЮНЕСКО: 1) Обогащает номинацию, демонстрируя более ши рокие временные пределы существования традиции вы бивания петроглифов в регионе Восточной Фенноскан дии: от неолита «беломорской» традиции к раннему ме таллу (2000 тыс. до н.э). 2) Глубина канозерских выбивок (до 4 см) позволяет лучше понять бытование и использование сходных об разов на гранитных и гранито-гнейсовых скалах петро глифов Карелии. 3) Канозеро расширяет представления о техниках выбивок и приемах работы с камнем. 4) Расширяется спектр тем и видов изображений. Также становится легче проследить эволюцию тем, образов и стилей, общих для всех петроглифов Восточ ной Фенноскандии. 5) Увеличивается количество крупных уникальных изображений в номинации: крупное изображение кита, 126 TRE 2020
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz