ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

четырех основных требований (Подготовка номинаций объектов всемирного наследия 2011): —выдающаяся универсальная ценность, —целостность, —подлинность, —управление памятником. Критерии, под которые подпадают петроглифы Бе­ лого моря и Онежского озера, согласно требованиям из руководства (Подготовка номинаций объектов все­ мирного наследия, 2011): Критерий (ііі): являются уникальным или, по мень­ шей мере, исключительным свидетельством исчезнув­ шей культурной традиции или цивилизации, существу­ ющей или исчезнувшей. Свидетельство исчезнувшей цивилизации мор­ ских и лесных охотников и их религии. Критерий (ѵ): являются выдающимся образцом ха­ рактерного для данной культуры (или культур) земле­ пользования или традиционного водопользования, че­ ловеческого поселения, выдающимся образцом взаи­ модействия человека с окружающей средой —особен­ но в тех случаях, когда такой образец стал уязвимым под воздействием необратимых перемен. Свидетельство исчезнувшей в связи с изменением климата традиции и технологии природопользова­ ния (водопользования) —морской охоты на китов в Белом море. Проект формулировки выдающейся универсаль­ ной ценности серийного объекта «Петроглифы Бе­ лого моря и Онежского озера» Все три объекта содержат около 6000 наскальных изображений. Это самые крупные скопления петрогли­ фов в Восточной Фенноскандии. Их существование го­ ворит о долговременной традиции приблизительно с 4000 лет до н.э., на протяжении тысяч лет, встречаться на определенных местах, вероятнее всего, связанных с сезонными маршрутами охотников и рыболовов. Судя по мотивам и изображениям животных, это происходи­ ло весной, когда скалы освобождались от снега, акти­ визировалась охота на лесного зверя и птицу и начина­ лась охота на морского зверя. Наскальные рисунки демонстрируют коммуникацию между миром людей и миром духов. Петроглифы отра­ жают веру в то, что духи способствовали удаче в охоте, плодородию лесного и морского зверя, плодовитости женщин племен охотников и рыболовов. Петроглифы Белого моря и Онежского озера исклю­ чительный памятник, демонстрирующий в значитель­ ном объеме две традиции природопользования: мор­ скую охоту на китообразных и охоту на лыжах и с ло­ док на крупных парнокопытных (лосей). Особенно богато это представлено среди комплексов Канозера и реки Выг. Данные скопления по количеству сцен морской охоты, размерам включенных в них фи­ гур значительно опережают все известные крупные ско­ пления Северной Европы и Арктической зоны, и явля­ ются самым выдающимся примером изображений по­ добной деятельности в мире. Развернутые повествовательные сцены преследова­ ния крупного зверя по снегу на лыжах также являют­ ся исключительным признаком этих комплексов петро­ глифов Восточной Фенноскандии. Рекордное количе­ ство зафиксированных изображений лыжников выде­ ляет этот регион из других регионов наскальных изо­ бражений и позволяет сделать вывод о том, что имен­ но здесь формировался с изобретением лыж инноваци­ онный способ охоты —преследование крупного зверя (лося или медведя) по насту на лыжах и его добыча. Выдающиеся экземпляры изображений связаны с духовной культурой морских и лесных охотников: это крупные антропоморфные изображения с поднятыми руками и растопыренными кистями рук размером до 2,4 м (Онежский бес (2,4 м), Беломорский бес (0,6 м), Канозерский Бес (около 1м)). Данные фигуры окруже­ ны как сценами морской охоты, так и изображениями представителей морской и озерной фауны, что говорит об их важном сакральном значении в религии морских и лесных охотников, озерных рыболовов. Выдающиеся среди наскального искусства Северной Европы образы, связанные с магическими обрядами плодородия и продолжения человеческого рода, в зна­ чительном количестве представлены среди петрогли­ фов Белого моря и Онежского озера. Сцены беремен­ ности, родов и сексуального характера отражают ду­ ховную обрядность морских и лесных охотников, свя­ занную с этим аспектом человеческого бытия. Рекорд­ ное для Фенноскандии количество изображений лося, как отдельно, так и в предметах духовной культуры и быта (лосиноголовые жезлы, украшения форштевней лодок), говорят о развитом культе лося, что является специфическим значимым моментом сакральной куль­ туры древнего населения Восточной Фенноскандии. Петроглифы Восточной Фенноскандии представляют основной спектр фауны эпохи неолита на данной тер­ ритории: лесной (лось, медведь, олень, бобр, выдра, лиса, волк, заяц, белка и др.), озерной и речной (семга, щука, налим, стерлядь и др.) и морской (киты, белуха, дельфины, касатки, акула, тюлень, морж, палтус). Артефакты, изображенные на петроглифах, позво­ ляют связать их с находками, сделанными при раскоп­ ках стоянок в регионе. Сохранность петроглифов позволяет изучать их тех­ нику исполнения. Канозерские петроглифы выделяют­ ся глубиной выбивки (до 4 см), позволяющей также вы­ делить несколько стилей выбивки петроглифов. Изучение стоянок вблизи скоплений петрогли­ фов дает лучшее понимание социального контек­ ста, отраженного в наскальных рисунках. Наскальные 2020 TRE 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz