ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
четырех основных требований (Подготовка номинаций объектов всемирного наследия 2011): —выдающаяся универсальная ценность, —целостность, —подлинность, —управление памятником. Критерии, под которые подпадают петроглифы Бе лого моря и Онежского озера, согласно требованиям из руководства (Подготовка номинаций объектов все мирного наследия, 2011): Критерий (ііі): являются уникальным или, по мень шей мере, исключительным свидетельством исчезнув шей культурной традиции или цивилизации, существу ющей или исчезнувшей. Свидетельство исчезнувшей цивилизации мор ских и лесных охотников и их религии. Критерий (ѵ): являются выдающимся образцом ха рактерного для данной культуры (или культур) земле пользования или традиционного водопользования, че ловеческого поселения, выдающимся образцом взаи модействия человека с окружающей средой —особен но в тех случаях, когда такой образец стал уязвимым под воздействием необратимых перемен. Свидетельство исчезнувшей в связи с изменением климата традиции и технологии природопользова ния (водопользования) —морской охоты на китов в Белом море. Проект формулировки выдающейся универсаль ной ценности серийного объекта «Петроглифы Бе лого моря и Онежского озера» Все три объекта содержат около 6000 наскальных изображений. Это самые крупные скопления петрогли фов в Восточной Фенноскандии. Их существование го ворит о долговременной традиции приблизительно с 4000 лет до н.э., на протяжении тысяч лет, встречаться на определенных местах, вероятнее всего, связанных с сезонными маршрутами охотников и рыболовов. Судя по мотивам и изображениям животных, это происходи ло весной, когда скалы освобождались от снега, акти визировалась охота на лесного зверя и птицу и начина лась охота на морского зверя. Наскальные рисунки демонстрируют коммуникацию между миром людей и миром духов. Петроглифы отра жают веру в то, что духи способствовали удаче в охоте, плодородию лесного и морского зверя, плодовитости женщин племен охотников и рыболовов. Петроглифы Белого моря и Онежского озера исклю чительный памятник, демонстрирующий в значитель ном объеме две традиции природопользования: мор скую охоту на китообразных и охоту на лыжах и с ло док на крупных парнокопытных (лосей). Особенно богато это представлено среди комплексов Канозера и реки Выг. Данные скопления по количеству сцен морской охоты, размерам включенных в них фи гур значительно опережают все известные крупные ско пления Северной Европы и Арктической зоны, и явля ются самым выдающимся примером изображений по добной деятельности в мире. Развернутые повествовательные сцены преследова ния крупного зверя по снегу на лыжах также являют ся исключительным признаком этих комплексов петро глифов Восточной Фенноскандии. Рекордное количе ство зафиксированных изображений лыжников выде ляет этот регион из других регионов наскальных изо бражений и позволяет сделать вывод о том, что имен но здесь формировался с изобретением лыж инноваци онный способ охоты —преследование крупного зверя (лося или медведя) по насту на лыжах и его добыча. Выдающиеся экземпляры изображений связаны с духовной культурой морских и лесных охотников: это крупные антропоморфные изображения с поднятыми руками и растопыренными кистями рук размером до 2,4 м (Онежский бес (2,4 м), Беломорский бес (0,6 м), Канозерский Бес (около 1м)). Данные фигуры окруже ны как сценами морской охоты, так и изображениями представителей морской и озерной фауны, что говорит об их важном сакральном значении в религии морских и лесных охотников, озерных рыболовов. Выдающиеся среди наскального искусства Северной Европы образы, связанные с магическими обрядами плодородия и продолжения человеческого рода, в зна чительном количестве представлены среди петрогли фов Белого моря и Онежского озера. Сцены беремен ности, родов и сексуального характера отражают ду ховную обрядность морских и лесных охотников, свя занную с этим аспектом человеческого бытия. Рекорд ное для Фенноскандии количество изображений лося, как отдельно, так и в предметах духовной культуры и быта (лосиноголовые жезлы, украшения форштевней лодок), говорят о развитом культе лося, что является специфическим значимым моментом сакральной куль туры древнего населения Восточной Фенноскандии. Петроглифы Восточной Фенноскандии представляют основной спектр фауны эпохи неолита на данной тер ритории: лесной (лось, медведь, олень, бобр, выдра, лиса, волк, заяц, белка и др.), озерной и речной (семга, щука, налим, стерлядь и др.) и морской (киты, белуха, дельфины, касатки, акула, тюлень, морж, палтус). Артефакты, изображенные на петроглифах, позво ляют связать их с находками, сделанными при раскоп ках стоянок в регионе. Сохранность петроглифов позволяет изучать их тех нику исполнения. Канозерские петроглифы выделяют ся глубиной выбивки (до 4 см), позволяющей также вы делить несколько стилей выбивки петроглифов. Изучение стоянок вблизи скоплений петрогли фов дает лучшее понимание социального контек ста, отраженного в наскальных рисунках. Наскальные 2020 TRE 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz