ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.
случае с Канозерскими петроглифами, поскольку озе ро не являлось морским заливом и сходные стилистиче ски и тематически изображения встречаются на различ ной высоте. И лишь стилистическое сходство позволяет соотнести Канозерские петроглифы с датами, получен ными для Беломорских петроглифов (Колпаков, Шум кин 2012: 350). Для петроглифов Выга на основании анализа типов керамики из перекрывавшего петрогли фы культурного слоя, высотного расположения петро глифов над уровнем моря и радиоуглеродных дат была получена датировка: начало IV —конец Ill-го тыс. до н.э. (Жульников, 2006: 246). Но нужно отметить, что данным периодом можно датировать только первичный (воз можно, самый крупный) пласт Канозерских петрогли фов. В отличие от устья реки Выг на Канозере традиция выбивания изображений продолжалась, о чем свиде тельствует изменение стиля и техники исполнения неко торых соседствующих изображений, отличающихся от карельских. В некоторых из них появляются атрибуты, характерные для петроглифов бронзового века, извест ных в южной Швеции (в частности, Бохуслен). Изучение Канозерских петроглифов требует глубокого стилисти ческого анализа с целью выделения различных стили стических пластов в группах изображений, связанных как с изменением культурной традиции во времени, так и, возможно, с привнесением других культурных тради ций создания петроглифов мигрантами из других мест. Таким образом, в петроглифах Канозера и устья реки Выг имеется стиль, который в более чистом виде ярче всего (без посторонних примесей поздних выбивок) сохранился на Выге и представлен на данный момент там наибольшим количеством изображений. Я предла гаю данный стиль называть «беломорский неолитиче ский» (или просто «беломорский») —отдавая должное месту (возле г. Беломорск), где данные изображения были выявлены впервые. Многие аспекты этого стиля, как, например, полнофигурные изображения пассажи ров в профиль на лодках, «нарративные» сцены в мень шей степени и порой лишь фрагментарно представлены на Канозере, что, возможно, говорит о более древних корнях существования «беломорской» традиции выби вания на Выге. Петроглифы Белого моря и Онежского озера Петроглифы Белого моря (Беломорские и Канозер ские) и Онежского озера также объединены рядом черт. Некоторое количество изображений Онежского озера относится к вышеописанному Беломорскому не олитическому стилю. Наиболее соответствующие дан ному стилю —антропоморфные изображения и мед ведь со следами из скопления на острове Корюшкин (Лобанова 2015: 236-239). Также имеются близкие «бе ломорскому» стилю изображения лосиноголовых фор штевней лодок, «процессии» оленей и медведей, сце ны охоты с лодки на белуху, медвежья охота. Вероят но, что в данном случае мы имеем элементы «беломор ского» стиля, вошедшие в более поздний «онежский» стиль. Данный стиль отличается от беломорского от сутствием развернутых нарративных композиций (при незначительном по сравнению с беломорским стилем количеством композиций вообще), преобладанием ан тропоморфных фигур в фас, причем двух из них весь ма значительных размеров (1-2,4 м), наличием суще ственного процента контурных фигур (в основном, ло сей и лебедей), преобладающим количеством орнито- морфных изображений (лебедей), значительным коли чеством изображений объектов неопределенного ха рактера (так называемых «солярных и лунарных зна ков»), изображением лосиноголовых жезлов, а также некоторым количеством антропоморфных изображе ний с «увечьями» (на которых отсутствуют некоторые части тела (голова, руки, ноги). Среди Канозерских петроглифов, где традиция вы бивания продолжала развиваться после «беломор ского» периода, можно четко выделить пласт изобра жений, перекликающийся с изображениями в «онеж ском» стиле. Так, например, здесь встречаются: крупные антро поморфные изображения в фас, и вообще изображе ния в фас, как и на Онежском озере, преобладают над профильными; некоторые из них сходны с онежскими формой головы; изображения лосиноголовых жезлов; изображения «лунниц», крупного «солярного знака»; сходные по стилю изображения лисы, выдры и бобра; значительное количество чашечных углублений, воз можно, кореллирует с «кружками» на скалах Онежско го озера, которые, еще по мнению Густава Хальстрема (Halstrom 1960), могли быть аналогом чашечных углу блений петроглифов бронзового века южной Швеции. Возможно, в силу твердости онежских гранитов выбив ки в виде кружков не приобрели формы чашечных углу блений. Как мы видим, Беломорские, Канозерские и Онеж ские петроглифы имеют ряд стилистических, тематиче ских и композиционных сходств и являются свидетель ством исчезнувшей культуры морских и лесных охот ников и рыболовов Восточной Фенноскандии. Это вы деляет их среди других петроглифических комплексов Северной Европы и позволяет предлагать все три объ екта в одну заявку на серийную номинацию в список всемирного наследия ЮНЕСКО как «Петроглифы Бело го моря и Онежского озера». Требования для номинации и критерии универсаль ной ценности объекта При подготовке номинации в список всемирного на следия ЮНЕСКО необходимо соответствие серийно го объекта критериям, сформулированным в рамках 124 TRE 2020
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz