ЗЕМЛЯ TRE. № 5. 2020 г.

Хотя он инициирует это плавание, именно она выбирает его для брака и делает возможным его возвращение с помо­ щью сверхъестественных сил. Пересечение этого лиминаль- ного пространства было бы невозможно без помощи трех женских божеств. Именно они снабдили дочь великана вол­ шебными заклинаниями, с помощью которых можно было управлять природой, развязав один за другим три узла, что­ бы поднять ветер. Этот сюжет предполагает, что золото, се­ ребро и драгоценные камни можно увезти с гор только с по­ мощью женских божеств. В истории Сына Солнца, и параллельно ей в мифе о Мян- даше, пересечение воды —это лиминальный момент, кото­ рый обеспечивает точку доступа в другие миры. Красный цвет ольховой коры, символизирующей кровь, упоминается в обоих мифах как ключ к контролю над элементами. Что­ бы пробраться через море с Сыном Солнца, дочь великана нуждалась в сильных ветрах, поэтому «Затем она ослабля­ ет еще один узел / На окрашенной ольхой веревке» (Gaski 2003: 100). Такие метафоры напоминают слушателям мифа о постоянной потребности мужчины в женщине и в сверх­ ъестественной помощи, дабы преодолеть опасности лими- нальности. Мяндаиі ирека крови Сказания о Мяндаше —хороший пример мифов, в кото­ рых олениха олицетворяет Мать-Землю. Эти сказания про­ исходят из восточной части Кольского полуострова и впер­ вые были записаны в 1873 году. Советский этнограф Чарно- луский записал еще несколько версий в 1920-х годах. Чар- нолуский считал, что мифы об Акке (ahkka) и мифическом герое Мяндаше могут быть остатками древнего саамского эпоса, который совместно декламировали или пели на со­ браниях саамские общины (Charnoluski 1966: 308, 1999: 40, 2000; Eidlitz Kuoljok 1993: 17-33, 1999). Некоторые следы почитания Мяндаша сохранились до 1920-х и 1930-х годов, и два случая приводятся Чарнолу- ским. Один из них —из района озера Аккаявр, где Чарно- луский обнаружил свидетельства ритуальной деятельности —кучу камней разного размера, а вокруг них оленьи рога, некоторые из них были украшены красной тканью и жем­ чугом. «Акка» в названии озера означает «бабушка» и от­ носится к богине Акке (ahkka). На основании информации, полученной от местных саами, Чарнолуский пришел к выво­ ду, что данные находки являются следами поклонения Мян- дашу, которое проводилось осенью на специальном празд­ нике и сопровождалось ритуальными подношениями Мян- дашу, включающими рога, красную шерсть и красную ткань (Eidlitz Kuoljok 1993: 11 -13). Другое свидетельство—с озера Сейдозеро (‘Sejte-javre’), озера священных камней-сейдов (siejdde). Около озера российский ботаник, коллега Чарнолуского, тайно наблю­ дал в 1935 году ритуал, в котором участвовали обнаженные мужчины и женщины саами. У некоторых мужчин на голо­ ве были оленьи рога и они сражались друг с другом. Чарно­ луский счел этот ритуал пережитком древнего культа Мян­ даша. Десятью годами ранее русская журналистка посети- Илл. 4. Наложенные изображения из Badjelannda, север Швеции. Изображение парусной лодки эпохи викингов частично расположено на более ранней антропоморфной фигуре. Фигура человека интерпретируется как представляющая фигуру Матери- Земли Mattarahkka. Источник: Mulk and Bayliss-Smith 2006. Fig 4. Superimposed images from the Badjelannda, north Sweden. The image o f a Viking Age sailing boat is positioned partially on top o f an earlier anthropomorphic figure. The human figure is interpreted as rep­ resenting the Mother Earth figure Mattarahkka. Source o f image: Mulk and Bayliss-Smith 2006. 1997). In the epic-poem cycle entitled Biejvveniejdda there were, Fjellner claimed, more than one hundred myths about the Sun’s daughter, but only some of these now survive (Lun- dmark 1979; Gaski 2003:80). As well as featuring in their myths, the Sun’s daughter was honoured in the Lule and South Sami areas by sacrifices in time of trouble, and by annual ritu­ als carried out at midsummer and at midwinter (Lundmark 1985). The powerful agency of female deities is suggested by two important themes in the epic-poem about the Sun’s Son (Gaski 2003). It is the giant’s daughter who is the active partner who enables the Sun’s Son to return safely from the Land of Giants to the Sami homeland. Although it is he who initiates the voy­ age, it is she who chooses him for marriage and makes possible (with the help of the supernatural) his return journey. Crossing this liminal space would not have been possible without the assistance of three female deities. It is they who provided the giant’s daughter with magic spells by which nature could be 110 TRE 2020

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz